30 июля в Воронежском центре современного искусства была проведена творческая встреча, посвященная открытию выставки «+7», которую создала Анна Третьякова. В ходе события девушка рассказала о своих ранних проектах и дальнейших планах, поделилась секретами идеального перформанса, разъяснила всю суть и обнажила скрытый смысл своих экспозиций.
Ментальный код
Специально для воронежской публики москвичка Анна Третьякова актуализировала свой маленький интерактивный мир под названием Россия. На красочной выставке «+7» художница собрала и иронично обыграла некоторые факторы, которые уже много лет программируют и оказывают влияние на жителей нашей страны.
Выставка включает в себя несколько видов особенных объектов: множество алоэ в комнатных горшочках, советский тюль, шелуха от семечек на полу, металлические детали, «законсервированные» в банках хлебобулочные изделия, «иконы берез» на стенах. Название выставки тоже носит в себе некую изюминку, связанную с нашей повседневной жизнью: «+7» – это всем известный международный российский телефонный код.
Анна Третьякова уверена: весь этот микс архаичных знаков и орнаментов ненароком осаживается в каждом из нас. В попытке совместить все ментальные коды в единое целое художнице удалось объединить самые различные периоды жизни русских людей.
– Консервация хлеба в банки является ироничным синтезом и своеобразным миксом сакрального, трепетного отношения русских людей к хлебу, который мы не отважимся выкинуть, даже если он испортится, а в силу того, что мы русские – народ находчивый, обязательно изготовим что-нибудь из хлебобулочного изделия про запас, например сухарики. Поскольку ритуал консервации у всех нас присутствует в крови, меня сразу посетила идея «заготовить батоны на зиму», – пояснила художница. – В зале также представлено большое количество алоэ в цветочных горшках. Это еще один ментальный код русского человека, и присутствует он почти в каждой семье в качестве комнатного растения - эдакий российский эксклюзив.
Сама инсталляция находится в кафельном зале неспроста: Анна Третьякова хотела передать атмосферу знакомых для нас мест, где мы провели большое количество времени: детские сады, школьные столовые, лагеря, поликлиники - везде и сплошь кафельные стены, а это маркер нашей страны, который порождает особенные для каждого воспоминания и эмоции.
Еще один особенный элемент выставки - металлические детали, найденные художницей на заброшенном заводе. После чего отреставрированные и покрашенные в красный цвет, они стали обиходом выставочного зала в Воронеже.
- Однажды, гуляя в поисках новых идей, я забрела на старый завод, где и нашла эти замечательные детали. Лично у меня они сразу вызвали ассоциацию с элементами рукодельных вышивок на наволочках, рубашках и фартуках, - отметила Анна Третьякова. - Позже мне сообщили, что такой узор действительно существует и называется «Воронежский репейник» или «Репейник счастья» - это славянский оберег, символ, притягивающий счастье, удачу и благополучие.
Формат данной выставки предполагал использование различных технологий для создания такого пространства внутри экспозиции, чтобы каждый зритель мог проникнуться сей атмосферой и непосредственно стать участником события, пробравшись в потаенные уголки выставки. У всех экспозиций есть свой скрытый смысл, но узнать его не так-то просто. Путем долгих размышлений и обдумываний каждый зритель находит в предоставленных объектах свою истину - в этом и заключается особенность современного искусства.
Импульс для зрителя
Помимо выставочной части мероприятия, в рамках творческой встречи Анна Третьякова предоставила зрителям документальные фото и видео своих самых знаковых проектов. Одним из них стал перформанс «Наслоение», прошедший в Егорьевском музее Подмосковья. Суть заключалась в действиях художницы: по мере прибытия зрителей девушка надевала на себя огромное количество различной одежды, укутывалась в плед и обматывалась шарфами до тех пор, пока из нее не вышел огромный слоеный ком.
- Поначалу люди сумбурно реагировали на подобное действие, толпились вокруг меня и тихо перешептывались, а позже выкрикивали что-то вроде «Это не искусство, ерунда какая-то! Что здесь вообще происходит?!» — рассказывает Анна Третьякова.
— В какой-то момент все изменилось, ко мне подошла одна из зрителей сего перформанса, добродушная бабушка, которая ринулась укутывать меня в одежду. Постаравшись на славу, она амбициозно начала рассказывать, как поняла мою задумку. В конечном итоге она заявила во всеуслышанье: «Вот что происходит с нашей жизнью! Мы теряемся среди привычного, укутываемся в повседневную рутину!» Позже последовал общественный резонанс, люди начали размышлять над ситуацией, что и является главной целью перформанса — настроить контакт со зрителем, получить некий импульс.
Подобными выставками Анна Третьякова иронизирует над российским ментальным кодом, но без зла, а с бесконечной любовью к собственной родине. Пытаясь пробудить сознание зрителей, она показывает, что конкретно влияет на мировоззрение и самоидентификацию русского человека. Как правило, современному искусству присуща тяжеловесность, но не в случае выставки «+7» - здесь все просто и доступно.