Последние новости
Array ( [ITEMS] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 11208 [~ID] => 11208 [NAME] => Дискриминация, то есть нарушение прав: воронежскую компанию наказали за то, что не приняли на работу из-за возраста женщину [~NAME] => Дискриминация, то есть нарушение прав: воронежскую компанию наказали за то, что не приняли на работу из-за возраста женщину [ACTIVE_FROM] => 18.10.2017 08:07:27 [~ACTIVE_FROM] => 18.10.2017 08:07:27 [DETAIL_PAGE_URL] => /content/diskriminatsii-to-est-narushenie-prav-voronezhskuyu-kompaniyu-nakazali-za-to-chto-ne-prinyali-na-rab/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /content/diskriminatsii-to-est-narushenie-prav-voronezhskuyu-kompaniyu-nakazali-za-to-chto-ne-prinyali-na-rab/ [LANG_DIR] => /site_rx/ [~LANG_DIR] => /site_rx/ [CODE] => diskriminatsii-to-est-narushenie-prav-voronezhskuyu-kompaniyu-nakazali-za-to-chto-ne-prinyali-na-rab [~CODE] => diskriminatsii-to-est-narushenie-prav-voronezhskuyu-kompaniyu-nakazali-za-to-chto-ne-prinyali-na-rab [EXTERNAL_ID] => 11208 [~EXTERNAL_ID] => 11208 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_ID] => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 [IBLOCK_CODE] => [~IBLOCK_CODE] => [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => rx [~LID] => rx ) [1] => Array ( [ID] => 11207 [~ID] => 11207 [NAME] => Инфозавтрак 18 октября. Харитины. «Гамлет». «Сильва». «Пикник» [~NAME] => Инфозавтрак 18 октября. Харитины. «Гамлет». «Сильва». «Пикник» [ACTIVE_FROM] => 18.10.2017 07:14:32 [~ACTIVE_FROM] => 18.10.2017 07:14:32 [DETAIL_PAGE_URL] => /content/infozavtrak-18-oktyabrya-kharitiny-gamlet-silva-piknik/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /content/infozavtrak-18-oktyabrya-kharitiny-gamlet-silva-piknik/ [LANG_DIR] => /site_rx/ [~LANG_DIR] => /site_rx/ [CODE] => infozavtrak-18-oktyabrya-kharitiny-gamlet-silva-piknik [~CODE] => infozavtrak-18-oktyabrya-kharitiny-gamlet-silva-piknik [EXTERNAL_ID] => 11207 [~EXTERNAL_ID] => 11207 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_ID] => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 [IBLOCK_CODE] => [~IBLOCK_CODE] => [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => rx [~LID] => rx ) [2] => Array ( [ID] => 11206 [~ID] => 11206 [NAME] => Строители выстояли: в воронежском правительстве подвели предварительные итоги года [~NAME] => Строители выстояли: в воронежском правительстве подвели предварительные итоги года [ACTIVE_FROM] => 17.10.2017 18:41:07 [~ACTIVE_FROM] => 17.10.2017 18:41:07 [DETAIL_PAGE_URL] => /content/stroiteli-vystoyali-v-voronezhskom-pravitelstve-podveli-predvaritelnye-itogi-goda/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /content/stroiteli-vystoyali-v-voronezhskom-pravitelstve-podveli-predvaritelnye-itogi-goda/ [LANG_DIR] => /site_rx/ [~LANG_DIR] => /site_rx/ [CODE] => stroiteli-vystoyali-v-voronezhskom-pravitelstve-podveli-predvaritelnye-itogi-goda [~CODE] => stroiteli-vystoyali-v-voronezhskom-pravitelstve-podveli-predvaritelnye-itogi-goda [EXTERNAL_ID] => 11206 [~EXTERNAL_ID] => 11206 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_ID] => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 [IBLOCK_CODE] => [~IBLOCK_CODE] => [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => rx [~LID] => rx ) [3] => Array ( [ID] => 11205 [~ID] => 11205 [NAME] => Миссия невыполнима: останки жертв политических репрессий под Воронежем будут искать зимой [~NAME] => Миссия невыполнима: останки жертв политических репрессий под Воронежем будут искать зимой [ACTIVE_FROM] => 17.10.2017 17:19:05 [~ACTIVE_FROM] => 17.10.2017 17:19:05 [DETAIL_PAGE_URL] => /content/missiya-nevypolnima-ostanki-zhertv-politicheskikh-repressiy-pod-voronezhem-budut-iskat-zimoy-/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /content/missiya-nevypolnima-ostanki-zhertv-politicheskikh-repressiy-pod-voronezhem-budut-iskat-zimoy-/ [LANG_DIR] => /site_rx/ [~LANG_DIR] => /site_rx/ [CODE] => missiya-nevypolnima-ostanki-zhertv-politicheskikh-repressiy-pod-voronezhem-budut-iskat-zimoy- [~CODE] => missiya-nevypolnima-ostanki-zhertv-politicheskikh-repressiy-pod-voronezhem-budut-iskat-zimoy- [EXTERNAL_ID] => 11205 [~EXTERNAL_ID] => 11205 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_ID] => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 [IBLOCK_CODE] => [~IBLOCK_CODE] => [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => rx [~LID] => rx ) [4] => Array ( [ID] => 11204 [~ID] => 11204 [NAME] => Смена формата: Воронежский благотворительный фестиваль шарлотки пройдёт в Интернете [~NAME] => Смена формата: Воронежский благотворительный фестиваль шарлотки пройдёт в Интернете [ACTIVE_FROM] => 17.10.2017 15:29:53 [~ACTIVE_FROM] => 17.10.2017 15:29:53 [DETAIL_PAGE_URL] => /content/smena-formata-voronezhskiy-blagotvoritelnyy-festival-sharlotki-proydyet-v-internete/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /content/smena-formata-voronezhskiy-blagotvoritelnyy-festival-sharlotki-proydyet-v-internete/ [LANG_DIR] => /site_rx/ [~LANG_DIR] => /site_rx/ [CODE] => smena-formata-voronezhskiy-blagotvoritelnyy-festival-sharlotki-proydyet-v-internete [~CODE] => smena-formata-voronezhskiy-blagotvoritelnyy-festival-sharlotki-proydyet-v-internete [EXTERNAL_ID] => 11204 [~EXTERNAL_ID] => 11204 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_ID] => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 [IBLOCK_CODE] => [~IBLOCK_CODE] => [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => rx [~LID] => rx ) [5] => Array ( [ID] => 11203 [~ID] => 11203 [NAME] => Станет частью Кольцевой: в Воронеже планируют построить дублер дороги на ул. Ломоносова [~NAME] => Станет частью Кольцевой: в Воронеже планируют построить дублер дороги на ул. Ломоносова [ACTIVE_FROM] => 17.10.2017 15:20:30 [~ACTIVE_FROM] => 17.10.2017 15:20:30 [DETAIL_PAGE_URL] => /content/stanet-chastyu-koltsevoy-v-voronezhe-planiruyut-postroit-dubler-dorogi-ul-lomonosova/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /content/stanet-chastyu-koltsevoy-v-voronezhe-planiruyut-postroit-dubler-dorogi-ul-lomonosova/ [LANG_DIR] => /site_rx/ [~LANG_DIR] => /site_rx/ [CODE] => stanet-chastyu-koltsevoy-v-voronezhe-planiruyut-postroit-dubler-dorogi-ul-lomonosova [~CODE] => stanet-chastyu-koltsevoy-v-voronezhe-planiruyut-postroit-dubler-dorogi-ul-lomonosova [EXTERNAL_ID] => 11203 [~EXTERNAL_ID] => 11203 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_ID] => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 [IBLOCK_CODE] => [~IBLOCK_CODE] => [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => rx [~LID] => rx ) [6] => Array ( [ID] => 11202 [~ID] => 11202 [NAME] => Не выше 30 метров: воронежцы обсудят изменения в правила среднеэтажной застройки [~NAME] => Не выше 30 метров: воронежцы обсудят изменения в правила среднеэтажной застройки [ACTIVE_FROM] => 17.10.2017 14:53:47 [~ACTIVE_FROM] => 17.10.2017 14:53:47 [DETAIL_PAGE_URL] => /content/ne-vyshe-30-metrov-voronezhtsy-obsudyat-izmeneniya-v-pravila-sredneetazhnoy-zastroyki/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /content/ne-vyshe-30-metrov-voronezhtsy-obsudyat-izmeneniya-v-pravila-sredneetazhnoy-zastroyki/ [LANG_DIR] => /site_rx/ [~LANG_DIR] => /site_rx/ [CODE] => ne-vyshe-30-metrov-voronezhtsy-obsudyat-izmeneniya-v-pravila-sredneetazhnoy-zastroyki [~CODE] => ne-vyshe-30-metrov-voronezhtsy-obsudyat-izmeneniya-v-pravila-sredneetazhnoy-zastroyki [EXTERNAL_ID] => 11202 [~EXTERNAL_ID] => 11202 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_ID] => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 [IBLOCK_CODE] => [~IBLOCK_CODE] => [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => rx [~LID] => rx ) [7] => Array ( [ID] => 11201 [~ID] => 11201 [NAME] => Большие победы «маленьких» людей – 2 [~NAME] => Большие победы «маленьких» людей – 2 [ACTIVE_FROM] => 17.10.2017 14:27:14 [~ACTIVE_FROM] => 17.10.2017 14:27:14 [DETAIL_PAGE_URL] => /content/bolshie-pobedy-malenkikh-lyudey-2/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /content/bolshie-pobedy-malenkikh-lyudey-2/ [LANG_DIR] => /site_rx/ [~LANG_DIR] => /site_rx/ [CODE] => bolshie-pobedy-malenkikh-lyudey-2 [~CODE] => bolshie-pobedy-malenkikh-lyudey-2 [EXTERNAL_ID] => 11201 [~EXTERNAL_ID] => 11201 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_ID] => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 [IBLOCK_CODE] => [~IBLOCK_CODE] => [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => rx [~LID] => rx ) [8] => Array ( [ID] => 11199 [~ID] => 11199 [NAME] => Не узкий круг: в воронежском музее показывают отечественную классику позапрошлого века [~NAME] => Не узкий круг: в воронежском музее показывают отечественную классику позапрошлого века [ACTIVE_FROM] => 17.10.2017 14:19:36 [~ACTIVE_FROM] => 17.10.2017 14:19:36 [DETAIL_PAGE_URL] => /content/ne-uzkiy-krug-v-voronezhskom-muzee-pokazyvayut-otechestvennuyu-klassiku-pozaproshlogo-veka/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /content/ne-uzkiy-krug-v-voronezhskom-muzee-pokazyvayut-otechestvennuyu-klassiku-pozaproshlogo-veka/ [LANG_DIR] => /site_rx/ [~LANG_DIR] => /site_rx/ [CODE] => ne-uzkiy-krug-v-voronezhskom-muzee-pokazyvayut-otechestvennuyu-klassiku-pozaproshlogo-veka [~CODE] => ne-uzkiy-krug-v-voronezhskom-muzee-pokazyvayut-otechestvennuyu-klassiku-pozaproshlogo-veka [EXTERNAL_ID] => 11199 [~EXTERNAL_ID] => 11199 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_ID] => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 [IBLOCK_CODE] => [~IBLOCK_CODE] => [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => rx [~LID] => rx ) [9] => Array ( [ID] => 11200 [~ID] => 11200 [NAME] => Под артиллерийским обстрелом: в Воронеже на стройке нашли останки солдат и неразорвавшийся снаряд [~NAME] => Под артиллерийским обстрелом: в Воронеже на стройке нашли останки солдат и неразорвавшийся снаряд [ACTIVE_FROM] => 17.10.2017 14:08:46 [~ACTIVE_FROM] => 17.10.2017 14:08:46 [DETAIL_PAGE_URL] => /content/pod-artilleriyskim-obstrelom-v-voronezhe-na-stroyke-nashli-ostanki-soldat-i-nerazorvavshiysya-snarya/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /content/pod-artilleriyskim-obstrelom-v-voronezhe-na-stroyke-nashli-ostanki-soldat-i-nerazorvavshiysya-snarya/ [LANG_DIR] => /site_rx/ [~LANG_DIR] => /site_rx/ [CODE] => pod-artilleriyskim-obstrelom-v-voronezhe-na-stroyke-nashli-ostanki-soldat-i-nerazorvavshiysya-snarya [~CODE] => pod-artilleriyskim-obstrelom-v-voronezhe-na-stroyke-nashli-ostanki-soldat-i-nerazorvavshiysya-snarya [EXTERNAL_ID] => 11200 [~EXTERNAL_ID] => 11200 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_ID] => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 [IBLOCK_CODE] => [~IBLOCK_CODE] => [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => rx [~LID] => rx ) ) )
Все новости
Пробки


#

Вячеслав Назарук: «Кинематограф – зараза, которая не лечится»

Array ( [SHOW_COUNTER] => 263 [~SHOW_COUNTER] => 263 [PROPERTY_RUBRIC_NAME] => [~PROPERTY_RUBRIC_NAME] => [PROPERTY_RUBRIC_CODE] => [~PROPERTY_RUBRIC_CODE] => [ID] => 1378 [~ID] => 1378 [NAME] => Вячеслав Назарук: «Кинематограф – зараза, которая не лечится» [~NAME] => Вячеслав Назарук: «Кинематограф – зараза, которая не лечится» [IBLOCK_ID] => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [DETAIL_TEXT] =>
В Воронеже побывал создатель Кота Леопольда, Крошки Енота и других популярных «мультличностей» – известный российский художник, мультипликатор и иллюстратор Вячеслав Назарук. Повод – приятный (по нашим прагматичным, отметающим всякую лирику временам – особенно): воронежцам презентовали документальный фильм «Меня зовут дедушка», снятый местным режиссером Владимиром Паршиковым и посвященный многогранной личности Вячеслава Михайловича.

Выразить музыку


Показ прошел в Никитинской библиотеке. А перед сеансом знаменитый гость встретился с представителями прессы в Доме журналистов. И подарил нам час восхитительного общения; хорошо, но – мало!..

– Труднее всего рассказывать о себе, – начал Вячеслав Михайлович. – Музыканта надо слушать, врачу – о болезнях сообщать, а художника – смотреть нужно. В смысле – работы его видеть. У меня работ много; приходилось трудиться в разных жанрах. Если говорить о кино – это мультипликационные фильмы; слово «анимация» я не люблю. Потому что оно не русское… Очень много времени посвятил я жанровой, исторической живописи – это отдельный пласт, мощный. Что касается графики – книг – они тоже разнонаправленными были. А иллюстрациями необходимо передать самый дух Гоголя, Тургенева, Бажова, любого писателя… Есть ведь такое понятие – «музыка слова». И эту музыку художник обязан выразить визуально.

– А когда вы впервые взяли в руки карандаш?

– Я взял не карандаш. А масляную краску – нитро. Мама принесла откуда-то баночку; это как раз после войны было. Только-только на крыло вставали. И вдруг – краска!!! Черная!!! Ею же красить можно!!! И я этой черной краской на день рождения маме нарисовал на белоснежной скатерти Конька-горбунка. Это был первый мой рисунок.


Кончиками пальцев


– А первым мультяшным персонажем кто оказался?

– Ой, даже не помню… Все началось с того, что сестренка достала мне билет на «Союзмультфильм» на Каляевской улице, и там показывали фильм, где сорняки поют песню – «нас нигде не сеяли, не жали, хлеборобы нас не уважали…» Ну, такие удивительные, привлекательные хулиганы были, так танцевали лихо – чудо, диво! И я захотел тоже нарисовать что-то подобное, настолько же интересное… А когда поступал во ВГИК на художника-постановщика – провалился на экзаменах. Блистательно выполнив творческие задания, получил двойку по «Истории СССР»; для меня всякие съезды помнить – ужас. Так что пришел в кино с другой стороны.

– С какой?

– Не поступив во ВГИК, тут же перекинул документы в педагогический вуз. И именно там сделал свои первые рисунки в мультипликации. Создал двух персонажей, озабоченных познанием мира. Это было совершено непрофессионально, но – от души: кинематограф – зараза, которая не лечится. А позже пришла настоящая культура, я встал на рельсы профессионального рисунка. У меня были великолепные педагоги. Практически весь «Союзмультфильм» – это люди-легенды: сценаристы, режиссеры, постановщики. О каждом можно рассказывать бесконечно.

– Чем интересна профессия мультипликатора?

– Тут нужны высокая эрудиция и грамотность руки. Потому что рисунок должен быть безукоризненным. Плюс умение владеть пространством, создать персонаж. Если в художественный фильм актера, отвечающего требованиям режиссера, приглашают, то в мультипликации его надо сделать. Кончиками пальцев художника сделать – как бы вылепить образ. Предварительно все обдумав, пропустив этого персонажа через себя.

Высший пилотаж


– А каким должен быть мультяшный персонаж?

– Привлекательным – просто обязан; это – как молитва. Даже какой-нибудь Кощей Бессмертный или Змей Горыныч должны быть обаятельными, прежде всего. Симпатичными. Нашей молодежи прививают сейчас позицию: чем страшнее – тем лучше. И это – большая опасность; у человека существует определенное понимание гармонии, и формирует это понимание та реальность, в которой мы живем. А уходить от реальности позволяет так называемая степень стилизации, мера упрощения. Которую художник-постановщик и выбирает. Ищет, где и когда остановиться, дабы соблюсти гармонию. А она нынче не только не соблюдается – она превращается в нечто неприемлемое для человеческой души.

– Более того – омерзительное…

– Да! Я, зритель, должен посочувствовать, скажем, котенку, но он выглядит как съеденная вобла с таким же обглоданным хвостом – вот вам та самая степень стилизации… Умом я понимаю, что это – котенок, но от просмотра такого фильма в голове остается, в лучшем случае, чистая фабула. Сам персонаж радости не дарит. А вижу я персонажа Льва Атаманова из фильма «Котенок по имени Гав» – и все внутри ликует! Его хочется гладить, с ним можно поговорить… Вот это нынче – утрачено. Все дальше и дальше уходит.

– Почему, как вам кажется?

– Микки– и майтимаусы Уолта Диснея с их всяческими догонялками – быстрый мультипликат – это нетрудно. Любая домохозяйка может научиться делать то же самое. А вот ме-е-едленное движение героя – высший пилотаж мультипликации!

Забытый хвост


– Как вы совмещаете историческую картину с мультиками?

– Все просто: очень хочется кушать. Кинематограф – это коллегиальность; надо «сложить» команду, которая способна сделать конкретную работу. С учетом характеров всех ее членов; иначе возникнет диссонанс, люди не состыкуются по своему внутреннему складу. А они должны дополнять друг друга, на одной волне вибрировать. Есть это – значит, все получится. И вот команда такая собрана, один фильм мы сделали – и наступает пауза, вызванная тем, что кто-то один занят. Пауза может продлиться полгода, девять месяцев; 10 минут рисованного фильма – это и есть девять месяцев работы. Можно малыша за это время родить… А зарплату, пока длится эта пауза, мне не платят, и я – что делаю? Начинаю думать, где поработать. Так я пришел к настоящей, мощной исторической живописи; есть картины, в которых – по 150-170 портретов… И вот я – в процессе, пишу серьезную работу, еще неделька нужна, а тут – все, Славочка, завтра начинаем фильм! Возвращаюсь к мультипликации, переадаптируясь, переключая сознание с Ивана Грозного на зайчиков. Это очень трудно. Потом – работа цехов; у меня ведь только две руки, а кадров в секунду – 24, фильм идет10 минут. Если умножим все эти кадры на количество секунд, получается порядка 10 тыс. рисунков на одного персонажа. Если персонажа три – рисунков уже 30 тыс.; в целом их требуется огромное количество, одному человеку это осилить невозможно физически. Вот и подключаются цеха, но не все художники владеют грамотой рисунка. И порой издержки такого производства выливаются в досадные истории. Таковая, в частности, произошла с «Крошкой Енотом»: внимательный зритель заметит, что у него в одной сцене нет хвоста! Просто забыли нарисовать…

СПРАВКА «БЕРЕГА»
Вячеслав Назарук – советский и российский художник-мультипликатор, профессор живописи. Родился в Москве в 1941 году. Окончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина. В 1982 году принят в Союз кинематографистов СССР, имеет высшую категорию художника-постановщика кино. В 1991-1992 годах приглашен на киностудию Дисней-фильм в США для обмена опытом (чтение лекционных курсов по теории рисунка, живописи и композиции).
Действительный член Международной Педагогической Академии. Лауреат Государственной премии СССР за произведения литературы и искусства для детей (1985) – за серию мультипликационных фильмов о коте Леопольде.
Фото автора

[~DETAIL_TEXT] =>
В Воронеже побывал создатель Кота Леопольда, Крошки Енота и других популярных «мультличностей» – известный российский художник, мультипликатор и иллюстратор Вячеслав Назарук. Повод – приятный (по нашим прагматичным, отметающим всякую лирику временам – особенно): воронежцам презентовали документальный фильм «Меня зовут дедушка», снятый местным режиссером Владимиром Паршиковым и посвященный многогранной личности Вячеслава Михайловича.

Выразить музыку


Показ прошел в Никитинской библиотеке. А перед сеансом знаменитый гость встретился с представителями прессы в Доме журналистов. И подарил нам час восхитительного общения; хорошо, но – мало!..

– Труднее всего рассказывать о себе, – начал Вячеслав Михайлович. – Музыканта надо слушать, врачу – о болезнях сообщать, а художника – смотреть нужно. В смысле – работы его видеть. У меня работ много; приходилось трудиться в разных жанрах. Если говорить о кино – это мультипликационные фильмы; слово «анимация» я не люблю. Потому что оно не русское… Очень много времени посвятил я жанровой, исторической живописи – это отдельный пласт, мощный. Что касается графики – книг – они тоже разнонаправленными были. А иллюстрациями необходимо передать самый дух Гоголя, Тургенева, Бажова, любого писателя… Есть ведь такое понятие – «музыка слова». И эту музыку художник обязан выразить визуально.

– А когда вы впервые взяли в руки карандаш?

– Я взял не карандаш. А масляную краску – нитро. Мама принесла откуда-то баночку; это как раз после войны было. Только-только на крыло вставали. И вдруг – краска!!! Черная!!! Ею же красить можно!!! И я этой черной краской на день рождения маме нарисовал на белоснежной скатерти Конька-горбунка. Это был первый мой рисунок.


Кончиками пальцев


– А первым мультяшным персонажем кто оказался?

– Ой, даже не помню… Все началось с того, что сестренка достала мне билет на «Союзмультфильм» на Каляевской улице, и там показывали фильм, где сорняки поют песню – «нас нигде не сеяли, не жали, хлеборобы нас не уважали…» Ну, такие удивительные, привлекательные хулиганы были, так танцевали лихо – чудо, диво! И я захотел тоже нарисовать что-то подобное, настолько же интересное… А когда поступал во ВГИК на художника-постановщика – провалился на экзаменах. Блистательно выполнив творческие задания, получил двойку по «Истории СССР»; для меня всякие съезды помнить – ужас. Так что пришел в кино с другой стороны.

– С какой?

– Не поступив во ВГИК, тут же перекинул документы в педагогический вуз. И именно там сделал свои первые рисунки в мультипликации. Создал двух персонажей, озабоченных познанием мира. Это было совершено непрофессионально, но – от души: кинематограф – зараза, которая не лечится. А позже пришла настоящая культура, я встал на рельсы профессионального рисунка. У меня были великолепные педагоги. Практически весь «Союзмультфильм» – это люди-легенды: сценаристы, режиссеры, постановщики. О каждом можно рассказывать бесконечно.

– Чем интересна профессия мультипликатора?

– Тут нужны высокая эрудиция и грамотность руки. Потому что рисунок должен быть безукоризненным. Плюс умение владеть пространством, создать персонаж. Если в художественный фильм актера, отвечающего требованиям режиссера, приглашают, то в мультипликации его надо сделать. Кончиками пальцев художника сделать – как бы вылепить образ. Предварительно все обдумав, пропустив этого персонажа через себя.

Высший пилотаж


– А каким должен быть мультяшный персонаж?

– Привлекательным – просто обязан; это – как молитва. Даже какой-нибудь Кощей Бессмертный или Змей Горыныч должны быть обаятельными, прежде всего. Симпатичными. Нашей молодежи прививают сейчас позицию: чем страшнее – тем лучше. И это – большая опасность; у человека существует определенное понимание гармонии, и формирует это понимание та реальность, в которой мы живем. А уходить от реальности позволяет так называемая степень стилизации, мера упрощения. Которую художник-постановщик и выбирает. Ищет, где и когда остановиться, дабы соблюсти гармонию. А она нынче не только не соблюдается – она превращается в нечто неприемлемое для человеческой души.

– Более того – омерзительное…

– Да! Я, зритель, должен посочувствовать, скажем, котенку, но он выглядит как съеденная вобла с таким же обглоданным хвостом – вот вам та самая степень стилизации… Умом я понимаю, что это – котенок, но от просмотра такого фильма в голове остается, в лучшем случае, чистая фабула. Сам персонаж радости не дарит. А вижу я персонажа Льва Атаманова из фильма «Котенок по имени Гав» – и все внутри ликует! Его хочется гладить, с ним можно поговорить… Вот это нынче – утрачено. Все дальше и дальше уходит.

– Почему, как вам кажется?

– Микки– и майтимаусы Уолта Диснея с их всяческими догонялками – быстрый мультипликат – это нетрудно. Любая домохозяйка может научиться делать то же самое. А вот ме-е-едленное движение героя – высший пилотаж мультипликации!

Забытый хвост


– Как вы совмещаете историческую картину с мультиками?

– Все просто: очень хочется кушать. Кинематограф – это коллегиальность; надо «сложить» команду, которая способна сделать конкретную работу. С учетом характеров всех ее членов; иначе возникнет диссонанс, люди не состыкуются по своему внутреннему складу. А они должны дополнять друг друга, на одной волне вибрировать. Есть это – значит, все получится. И вот команда такая собрана, один фильм мы сделали – и наступает пауза, вызванная тем, что кто-то один занят. Пауза может продлиться полгода, девять месяцев; 10 минут рисованного фильма – это и есть девять месяцев работы. Можно малыша за это время родить… А зарплату, пока длится эта пауза, мне не платят, и я – что делаю? Начинаю думать, где поработать. Так я пришел к настоящей, мощной исторической живописи; есть картины, в которых – по 150-170 портретов… И вот я – в процессе, пишу серьезную работу, еще неделька нужна, а тут – все, Славочка, завтра начинаем фильм! Возвращаюсь к мультипликации, переадаптируясь, переключая сознание с Ивана Грозного на зайчиков. Это очень трудно. Потом – работа цехов; у меня ведь только две руки, а кадров в секунду – 24, фильм идет10 минут. Если умножим все эти кадры на количество секунд, получается порядка 10 тыс. рисунков на одного персонажа. Если персонажа три – рисунков уже 30 тыс.; в целом их требуется огромное количество, одному человеку это осилить невозможно физически. Вот и подключаются цеха, но не все художники владеют грамотой рисунка. И порой издержки такого производства выливаются в досадные истории. Таковая, в частности, произошла с «Крошкой Енотом»: внимательный зритель заметит, что у него в одной сцене нет хвоста! Просто забыли нарисовать…

СПРАВКА «БЕРЕГА»
Вячеслав Назарук – советский и российский художник-мультипликатор, профессор живописи. Родился в Москве в 1941 году. Окончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина. В 1982 году принят в Союз кинематографистов СССР, имеет высшую категорию художника-постановщика кино. В 1991-1992 годах приглашен на киностудию Дисней-фильм в США для обмена опытом (чтение лекционных курсов по теории рисунка, живописи и композиции).
Действительный член Международной Педагогической Академии. Лауреат Государственной премии СССР за произведения литературы и искусства для детей (1985) – за серию мультипликационных фильмов о коте Леопольде.
Фото автора

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] =>

В Воронеже побывал создатель Кота Леопольда, Крошки Енота и других популярных «мультличностей» – известный российский художник, мультипликатор и иллюстратор Вячеслав Назарук.

[~PREVIEW_TEXT] =>

В Воронеже побывал создатель Кота Леопольда, Крошки Енота и других популярных «мультличностей» – известный российский художник, мультипликатор и иллюстратор Вячеслав Назарук.

[PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [DETAIL_PICTURE] => Array ( [ID] => 2317 [TIMESTAMP_X] => 06.05.2016 11:50:19 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 480 [WIDTH] => 511 [FILE_SIZE] => 64703 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/44c [FILE_NAME] => 44c21a0e6a19b840eb15692b22273793.JPG [ORIGINAL_NAME] => к справке берега.JPG [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 30f6baa3047d2102ec7835d7faa9db11 [~src] => [SRC] => /upload/iblock/44c/44c21a0e6a19b840eb15692b22273793.JPG [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/44c/44c21a0e6a19b840eb15692b22273793.JPG [SAFE_SRC] => /upload/iblock/44c/44c21a0e6a19b840eb15692b22273793.JPG [ALT] => Вячеслав Назарук: «Кинематограф – зараза, которая не лечится» [TITLE] => Вячеслав Назарук: «Кинематограф – зараза, которая не лечится» ) [~DETAIL_PICTURE] => 2317 [TIMESTAMP_X] => 06.05.2016 11:50:21 [~TIMESTAMP_X] => 06.05.2016 11:50:21 [ACTIVE_FROM] => 06.05.2016 08:11:00 [~ACTIVE_FROM] => 06.05.2016 08:11:00 [LIST_PAGE_URL] => /content/ [~LIST_PAGE_URL] => /content/ [DETAIL_PAGE_URL] => /content/vyacheslav-nazaruk-kinematograf-zaraza-kotoraya-ne-lechitsya/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /content/vyacheslav-nazaruk-kinematograf-zaraza-kotoraya-ne-lechitsya/ [LANG_DIR] => /site_rx/ [~LANG_DIR] => /site_rx/ [CODE] => vyacheslav-nazaruk-kinematograf-zaraza-kotoraya-ne-lechitsya [~CODE] => vyacheslav-nazaruk-kinematograf-zaraza-kotoraya-ne-lechitsya [EXTERNAL_ID] => 1378 [~EXTERNAL_ID] => 1378 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => [~IBLOCK_CODE] => [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => rx [~LID] => rx [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 06.05.2016, 08:11 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( [SHOW_COUNTER] => 263 ) [PROPERTIES] => Array ( [IN_MAIN] => Array ( [ID] => 1 [TIMESTAMP_X] => 2015-12-10 13:15:12 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Отображать в разделе "Главное" [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => IN_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 5836 [VALUE] => Y [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => Y [VALUE_XML_ID] => Y [VALUE_SORT] => 500 [VALUE_ENUM_ID] => 1 [~VALUE] => Y [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Отображать в разделе "Главное" [~DEFAULT_VALUE] => ) [SHOW_COUNT] => Array ( [ID] => 2 [TIMESTAMP_X] => 2015-12-14 17:39:03 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Количество просмотров [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SHOW_COUNT [DEFAULT_VALUE] => 0 [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 5834 [VALUE] => 0 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 0 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Количество просмотров [~DEFAULT_VALUE] => 0 ) [AUTHOR] => Array ( [ID] => 3 [TIMESTAMP_X] => 2016-07-05 11:39:33 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Авторы [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => AUTHOR [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 4 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EList [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [size] => 1 [width] => 0 [group] => N [multiple] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 5835 ) [VALUE] => Array ( [0] => 106 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 106 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Авторы [~DEFAULT_VALUE] => ) [RUBRIC] => Array ( [ID] => 4 [TIMESTAMP_X] => 2015-12-10 17:49:41 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Рубрики [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => RUBRIC [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 5 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => E [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Рубрики [~DEFAULT_VALUE] => ) [GENRE] => Array ( [ID] => 5 [TIMESTAMP_X] => 2015-12-10 17:49:41 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Жанры [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => GENRE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 6 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => E [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Жанры [~DEFAULT_VALUE] => ) [COLUMNISTIC] => Array ( [ID] => 11 [TIMESTAMP_X] => 2015-12-14 17:37:41 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Является колумнистикой [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => COLUMNISTIC [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Является колумнистикой [~DEFAULT_VALUE] => ) [BY_CITY_HALL] => Array ( [ID] => 12 [TIMESTAMP_X] => 2015-12-16 15:44:10 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Является материалом мэрии [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => BY_CITY_HALL [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Является материалом мэрии [~DEFAULT_VALUE] => ) [BIG_INTERVIEW] => Array ( [ID] => 14 [TIMESTAMP_X] => 2015-12-18 17:22:53 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Является "Большим интервью" [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => BIG_INTERVIEW [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Является "Большим интервью" [~DEFAULT_VALUE] => ) [SECURE_IN_MAIN] => Array ( [ID] => 23 [TIMESTAMP_X] => 2016-04-13 12:49:30 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Закрепить в разделе "Главное" [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SECURE_IN_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Закрепить в разделе "Главное" [~DEFAULT_VALUE] => ) [V_LENTE] => Array ( [ID] => 24 [TIMESTAMP_X] => 2016-06-21 12:33:34 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Не отображать в ленте новостей [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => V_LENTE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Не отображать в ленте новостей [~DEFAULT_VALUE] => ) [PHOTOGRAPHER] => Array ( [ID] => 31 [TIMESTAMP_X] => 2016-07-05 15:26:25 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Фотографы [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PHOTOGRAPHER [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 4 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EList [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [size] => 1 [width] => 0 [group] => N [multiple] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Фотографы [~DEFAULT_VALUE] => ) [VAHNO] => Array ( [ID] => 41 [TIMESTAMP_X] => 2017-09-22 15:16:49 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Является важной новостью? [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VAHNO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Является важной новостью? [~DEFAULT_VALUE] => ) [RECLAMA] => Array ( [ID] => 42 [TIMESTAMP_X] => 2017-09-26 19:20:40 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Рекламировать новость? [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => RECLAMA [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Рекламировать новость? [~DEFAULT_VALUE] => ) [MORE_PHOTO] => Array ( [ID] => 43 [TIMESTAMP_X] => 2017-09-27 12:12:15 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Фотографии [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MORE_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => jpg [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => фото галерея для новости [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Фотографии [~DEFAULT_VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [AUTHOR] => Array ( [ID] => 3 [TIMESTAMP_X] => 2016-07-05 11:39:33 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Авторы [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => AUTHOR [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 4 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EList [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [size] => 1 [width] => 0 [group] => N [multiple] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 5835 ) [VALUE] => Array ( [0] => 106 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 106 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Авторы [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Сергей Попов [LINK_ELEMENT_VALUE] => ) ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 1 [~ID] => 1 [TIMESTAMP_X] => 16.10.2017 10:10:44 [~TIMESTAMP_X] => 16.10.2017 10:10:44 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [LID] => rx [~LID] => rx [CODE] => [~CODE] => [NAME] => Материалы [~NAME] => Материалы [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [LIST_PAGE_URL] => /content/ [~LIST_PAGE_URL] => /content/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/content/#ELEMENT_CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/content/#ELEMENT_CODE#/ [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/content/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/content/ [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [PICTURE] => [~PICTURE] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => html [~DESCRIPTION_TYPE] => html [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N [RSS_FILE_LIMIT] => 0 [~RSS_FILE_LIMIT] => 0 [RSS_FILE_DAYS] => 0 [~RSS_FILE_DAYS] => 0 [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [XML_ID] => [~XML_ID] => [TMP_ID] => 4cf680efb79bd555444e2d593c905dc2 [~TMP_ID] => 4cf680efb79bd555444e2d593c905dc2 [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => S [~LIST_MODE] => S [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => N [~SECTION_PROPERTY] => N [PROPERTY_INDEX] => N [~PROPERTY_INDEX] => N [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Элементы [~ELEMENTS_NAME] => Элементы [ELEMENT_NAME] => Элемент [~ELEMENT_NAME] => Элемент [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => gorcom36.ru [~SERVER_NAME] => gorcom36.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( ) ) [SECTION_URL] => [META_TAGS] => Array ( [TITLE] => Вячеслав Назарук: «Кинематограф – зараза, которая не лечится» [ELEMENT_CHAIN] => Вячеслав Назарук: «Кинематограф – зараза, которая не лечится» [BROWSER_TITLE] => [KEYWORDS] => [DESCRIPTION] => ) [AUTHORS] => Array ( [0] => Array ( [NAME] => Сергей Попов [DETAIL_PAGE_URL] => /author/sergey-popov/ [DISPLAY_PICTURE] => Array ( [src] => /upload/resize_cache/iblock/b59/91_91_2/b59a95f4113d046d657ee19a939a4fdc.jpg [width] => 91 [height] => 91 [size] => 7566 ) ) ) [MORE_PHOTO] => Array ( ) )
06.05.2016, 08:11
В Воронеже побывал создатель Кота Леопольда, Крошки Енота и других популярных «мультличностей» – известный российский художник, мультипликатор и иллюстратор Вячеслав Назарук. Повод – приятный (по нашим прагматичным, отметающим всякую лирику временам – особенно): воронежцам презентовали документальный фильм «Меня зовут дедушка», снятый местным режиссером Владимиром Паршиковым и посвященный многогранной личности Вячеслава Михайловича.

Выразить музыку


Показ прошел в Никитинской библиотеке. А перед сеансом знаменитый гость встретился с представителями прессы в Доме журналистов. И подарил нам час восхитительного общения; хорошо, но – мало!..

– Труднее всего рассказывать о себе, – начал Вячеслав Михайлович. – Музыканта надо слушать, врачу – о болезнях сообщать, а художника – смотреть нужно. В смысле – работы его видеть. У меня работ много; приходилось трудиться в разных жанрах. Если говорить о кино – это мультипликационные фильмы; слово «анимация» я не люблю. Потому что оно не русское… Очень много времени посвятил я жанровой, исторической живописи – это отдельный пласт, мощный. Что касается графики – книг – они тоже разнонаправленными были. А иллюстрациями необходимо передать самый дух Гоголя, Тургенева, Бажова, любого писателя… Есть ведь такое понятие – «музыка слова». И эту музыку художник обязан выразить визуально.

– А когда вы впервые взяли в руки карандаш?

– Я взял не карандаш. А масляную краску – нитро. Мама принесла откуда-то баночку; это как раз после войны было. Только-только на крыло вставали. И вдруг – краска!!! Черная!!! Ею же красить можно!!! И я этой черной краской на день рождения маме нарисовал на белоснежной скатерти Конька-горбунка. Это был первый мой рисунок.


Кончиками пальцев


– А первым мультяшным персонажем кто оказался?

– Ой, даже не помню… Все началось с того, что сестренка достала мне билет на «Союзмультфильм» на Каляевской улице, и там показывали фильм, где сорняки поют песню – «нас нигде не сеяли, не жали, хлеборобы нас не уважали…» Ну, такие удивительные, привлекательные хулиганы были, так танцевали лихо – чудо, диво! И я захотел тоже нарисовать что-то подобное, настолько же интересное… А когда поступал во ВГИК на художника-постановщика – провалился на экзаменах. Блистательно выполнив творческие задания, получил двойку по «Истории СССР»; для меня всякие съезды помнить – ужас. Так что пришел в кино с другой стороны.

– С какой?

– Не поступив во ВГИК, тут же перекинул документы в педагогический вуз. И именно там сделал свои первые рисунки в мультипликации. Создал двух персонажей, озабоченных познанием мира. Это было совершено непрофессионально, но – от души: кинематограф – зараза, которая не лечится. А позже пришла настоящая культура, я встал на рельсы профессионального рисунка. У меня были великолепные педагоги. Практически весь «Союзмультфильм» – это люди-легенды: сценаристы, режиссеры, постановщики. О каждом можно рассказывать бесконечно.

– Чем интересна профессия мультипликатора?

– Тут нужны высокая эрудиция и грамотность руки. Потому что рисунок должен быть безукоризненным. Плюс умение владеть пространством, создать персонаж. Если в художественный фильм актера, отвечающего требованиям режиссера, приглашают, то в мультипликации его надо сделать. Кончиками пальцев художника сделать – как бы вылепить образ. Предварительно все обдумав, пропустив этого персонажа через себя.

Высший пилотаж


– А каким должен быть мультяшный персонаж?

– Привлекательным – просто обязан; это – как молитва. Даже какой-нибудь Кощей Бессмертный или Змей Горыныч должны быть обаятельными, прежде всего. Симпатичными. Нашей молодежи прививают сейчас позицию: чем страшнее – тем лучше. И это – большая опасность; у человека существует определенное понимание гармонии, и формирует это понимание та реальность, в которой мы живем. А уходить от реальности позволяет так называемая степень стилизации, мера упрощения. Которую художник-постановщик и выбирает. Ищет, где и когда остановиться, дабы соблюсти гармонию. А она нынче не только не соблюдается – она превращается в нечто неприемлемое для человеческой души.

– Более того – омерзительное…

– Да! Я, зритель, должен посочувствовать, скажем, котенку, но он выглядит как съеденная вобла с таким же обглоданным хвостом – вот вам та самая степень стилизации… Умом я понимаю, что это – котенок, но от просмотра такого фильма в голове остается, в лучшем случае, чистая фабула. Сам персонаж радости не дарит. А вижу я персонажа Льва Атаманова из фильма «Котенок по имени Гав» – и все внутри ликует! Его хочется гладить, с ним можно поговорить… Вот это нынче – утрачено. Все дальше и дальше уходит.

– Почему, как вам кажется?

– Микки– и майтимаусы Уолта Диснея с их всяческими догонялками – быстрый мультипликат – это нетрудно. Любая домохозяйка может научиться делать то же самое. А вот ме-е-едленное движение героя – высший пилотаж мультипликации!

Забытый хвост


– Как вы совмещаете историческую картину с мультиками?

– Все просто: очень хочется кушать. Кинематограф – это коллегиальность; надо «сложить» команду, которая способна сделать конкретную работу. С учетом характеров всех ее членов; иначе возникнет диссонанс, люди не состыкуются по своему внутреннему складу. А они должны дополнять друг друга, на одной волне вибрировать. Есть это – значит, все получится. И вот команда такая собрана, один фильм мы сделали – и наступает пауза, вызванная тем, что кто-то один занят. Пауза может продлиться полгода, девять месяцев; 10 минут рисованного фильма – это и есть девять месяцев работы. Можно малыша за это время родить… А зарплату, пока длится эта пауза, мне не платят, и я – что делаю? Начинаю думать, где поработать. Так я пришел к настоящей, мощной исторической живописи; есть картины, в которых – по 150-170 портретов… И вот я – в процессе, пишу серьезную работу, еще неделька нужна, а тут – все, Славочка, завтра начинаем фильм! Возвращаюсь к мультипликации, переадаптируясь, переключая сознание с Ивана Грозного на зайчиков. Это очень трудно. Потом – работа цехов; у меня ведь только две руки, а кадров в секунду – 24, фильм идет10 минут. Если умножим все эти кадры на количество секунд, получается порядка 10 тыс. рисунков на одного персонажа. Если персонажа три – рисунков уже 30 тыс.; в целом их требуется огромное количество, одному человеку это осилить невозможно физически. Вот и подключаются цеха, но не все художники владеют грамотой рисунка. И порой издержки такого производства выливаются в досадные истории. Таковая, в частности, произошла с «Крошкой Енотом»: внимательный зритель заметит, что у него в одной сцене нет хвоста! Просто забыли нарисовать…

СПРАВКА «БЕРЕГА»
Вячеслав Назарук – советский и российский художник-мультипликатор, профессор живописи. Родился в Москве в 1941 году. Окончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина. В 1982 году принят в Союз кинематографистов СССР, имеет высшую категорию художника-постановщика кино. В 1991-1992 годах приглашен на киностудию Дисней-фильм в США для обмена опытом (чтение лекционных курсов по теории рисунка, живописи и композиции).
Действительный член Международной Педагогической Академии. Лауреат Государственной премии СССР за произведения литературы и искусства для детей (1985) – за серию мультипликационных фильмов о коте Леопольде.
Фото автора

Автор:
Сергей
Попов
Смотреть все статьи
Читайте также:
Крупным планом: видеорепортаж с места трагедии в Семилуках
Подробно
Строители выстояли: в воронежском правительстве подвели предварительные итоги года

Все-таки даже строители в этом году сработают с плюсом. На совещании в правительстве Воронежской области руководитель департамента экономического развития Воронежской области Анатолий Букреев отметил, что региону удалось сохранить рост  практически во всех отраслях – несмотря на  посткризисный  макроэкономический негатив.

 

вчера, 18:41.
Миссия невыполнима: останки жертв политических репрессий под Воронежем будут искать зимой

Воронежский краеведческий музей объявил конкурс на проведение поисковых работ и эксгумацию останков жертв политических репрессий в Сомовском лесничестве. Конкурсная документация размещена на портале госзакупок.


вчера, 17:19.