В числе победителей
Инициатором форума и премий стал «Туристско-информационный центр (ТИЦ) Воронежа» при поддержке мэрии Воронежа, фонда развития общественных связей Region PR и ООО «Консалтинг-Тур».
Торжественная церемония открытия Форума туристических регионов и городов состоялась 24 апреля в Театре кукол. А 25 апреля в отеле «Мариотт» прошли очные защиты финалистов. Победители премий «Туристические города» и «Регионы туризма и гостеприимства» были объявлены в субботу, 26 апреля.
Среди участников туристических конкурсов были команды из самых дальних регионов России: Республик Башкортостан, Хакасия и Марий Эл, Тюменской области, Новосибирска, Томска, Южно-Сахалинска, Амурской области и Забайкальского края. Всего в двух финалах вместе с жюри приняли участие около 300 человек.
– 67 городов из 41 региона страны приехали посоревноваться – презентовать успешные проекты и практики в сфере туризма за 2024 год по различным номинациям. В первый день в рамках деловой программы мы обсудили актуальные вопросы по развитию туристической отрасли. На второй день конкурсанты защищали свои проекты, – рассказала директор ТИЦ Воронежа Екатерина Шрамко.
По итогам премии «Туристические города» Воронеж взял Гран-при сразу в трех номинациях: «Город гастрономического туризма», «Город детского туризма» (разделив победу с Самарой) и «Город семейного туризма и отдыха». Также Воронеж взял первое место в номинациях «Город общественных туристических пространств» и «Город музейного туризма».
«Мы слышим восторженные отзывы о Воронеже»
В церемонии награждения принял участие основатель всероссийской премии «Регионы туризма и гостеприимства», председатель правления ФРОС Region PR Геннадий Шаталов. Он напомнил, что премия «Регионы туризма и гостеприимства» проходит уже в четвертый раз. В предыдущие годы она проходила в Санкт-Петербурге.
– В этом году финал премии проходит в Воронеже. Мы совместили ее с финалом другой премии – «Туристические города», которая была придумана в 2024 году по инициативе экс-мэра Воронежа Вадима Кстенина, – пояснил Геннадий Шаталов.
Он подчеркнул, что смысл премий – не просто раздать награды, а дать возможность людям из разных городов познакомиться друг с другом, наладить партнерское взаимодействие между городами.
Екатерина Шрамко уверена, что туристические премии – прекрасная возможность познакомить гостей из других регионов с Воронежем.
– Не секрет, что Воронеж для туристов – не самая известная туристическая локация. Хотя потенциал у него есть. Вот уже три дня мы слушаем от гостей нашего региона восторженные отзывы о проспекте Революции, воронежском «море», парке «Дельфин», площади Победы, о наших кафе и ресторанах. Все это дает возможность поверить в то, что мы имеем право быть достойно представлены на туристической карте страны, – подчеркнула она.
Необычные гости
Площадка проведения финалов туристических конкурсов стала пространством, где переплелись самые разные культуры народов России. Многие участники были одеты в необычные и красочные национальные костюмы.
Так, команда из поселка Агинское Забайкальского края была одета в национальную одежду бурятов. Поселок находится на границе с Китаем и Монголией. Такое географическое положение обязывает населенный пункт заниматься въездным туризмом. Кстати, на финале премии «Туристические города» команда поселка стала единственным победителем в номинации «Город въездного туризма».
Поселок Агинское на церемонии награждения представлял его глава Андрей Дашин и его заместитель. На мужчине был бурятский халат терлиг, кушак, шапка, традиционный мужской нож и кремень с кресалом.
– Чтобы добраться до Воронежа, мы проделали путь длиной в 7 тыс. км. Нам важно было рассказать людям из сферы туризма о нашей малой родине. Мы очень гордимся ей, - рассказал Андрей Дашин.
В необычное платье и головной убор была одета и гостья из города Грайворон Белгородской области – заслуженный работник культуры РФ этнограф Екатерина Алиханова. Она представила на конкурсе главный бренд своей малой родины – уникальный и неповторимый узорный хоровод, известный как «Грайворонский кривой танок». 40 лет назад этнограф сумела возродить этот массовый танец. До начала СВО в Грайвороне – городе, находящемся на границе с Украиной – проводились хороводы, собиравшие тысячи участников.
– Мой рекорд был – 5700 участников. В этих грандиозных действах принимала участие молодежь, семьи, дети. Хоровод – уникальный танец для объединения людей, - отметила Екатерина Владимировна.
Гран-при в номинации «Город событийного туризма» взяли гости из Бирска (Республика Башкортостан). Это небольшой город в 100 км от Уфы. Команду прибывших в Воронеж участников возглавил доцент вуза и руководитель военно-исторического клуба «Бирские стрельцы» Руслан Хамидуллин.
Бирск основан в XVII веке стрельцами. Они до сих пор являются одним из брендов города.
– Наш путь к Гран-при был довольно длинный. Мы начинали с мероприятий, которые стали не только брендом Бирска, но всей Республики Башкортостан. Среди них – фестиваль исторической реконструкции «Река времени» и гастрофестиваль «Бирские пельмени». Сейчас мы готовим новый фестиваль «Бирская старина», который будет проходить в августе, – отметил Руслан.
Первое место среди городов-победителей в номинации «Город этнокультурного туризма» взяла столица Республики Марий Эл – Йошкар-Ола. Команда региона презентовала ежегодный марийский праздник цветов – «Пеледыш пайрем».
– Он посвящен весенне-летнему возрождению природы. Это яркий фестиваль, который отражает культуру марийского народа, финно-угорского мира, – пояснила представитель Агентства по развитию туризма Республики Марий Эл Мария Иванова.
Второе место в номинации «Город этнокультурного туризма» заняла Уфа, а третье – Саранск – столица Республики Мордовия. Оттуда на форум приехала большая делегация. В ее составе был фольклорный ансамбль «Вармава». Его участники были одеты в красивые эрзянские и шокшанские национальные костюмы. Мужчина из ансамбля символизировал собой Куйгорож – фантастическое существо в чувашской и мокшанской мифологии, приносящее в дом сокровища.