2024-05-04

Вспоминая волшебника: в театре кукол состоялся вечер памяти Валерия Вольховского

Вспоминая волшебника: в театре кукол состоялся вечер памяти Валерия Вольховского
В минувшую субботу, 16 декабря, исполнилось 85 лет со дня рождения народного артиста РФ, лауреата Государственной премии России Валерия Вольховского. Выдающийся режиссер 16 лет, начиная с 1987 года, был художественным руководителем Воронежского театра кукол, который теперь носит его имя.

Труппа театра отметила эту дату красочным по форме и глубоким по содержанию представлением «Вольховский: так мало… и так много» (режиссер – заслуженный деятель искусств РФ Александр Зыков). На сцену в этот вечер вышли артисты разных поколений – и молодежь, и те, кому посчастливилось работать с Мастером. Был найден удачный прием, объединивший старые фотографии, архивное видео, отрывки из спектаклей в единое целое – рассказ о творческой личности уникального масштаба. Дон Кихот и Санчо Панса – герои последнего спектакля Вольховского «Хитроумный идальго» – с помощью «колеса времени» напомнили зрителям о наиболее ярких событиях творческой биографии Валерия Аркадьевича.

Потомственный кукольник

Будущий режиссер родился в театральной семье – мама была актрисой театра кукол, отец художником. Связав свою жизнь с искусством, Валерий Вольховский работал в театрах Симферополя, Тамбова, Харькова, Белгорода, Орла, Брянска. 10 лет возглавлял Челябинский театр кукол. В те годы Вольховский одним из первых вывел актеров из-за ширмы, смело экспериментируя в своих спектаклях с «живым планом». При этом он никогда не изменял эстетике театра кукол, не пытался соревноваться с драматическим театром, как это нередко делают современные режиссеры-кукольники. Кукла в постановках Вольховского всегда оставалась основным выразительным средством, соединяясь с человеком какой-то незримой, но неразрывной связью.

Наиболее продолжительный и успешный период творчества режиссера связан с Воронежем – здесь он поставил 30 спектаклей, многие из которых стали легендарными: «Се человек», «Карьера Артура Уи…», «Мертвые души», «Левша», «Дикий» и другие.

Первой постановкой Вольховского в столице Черноземья был спектакль «Процесс над Жанной д'Арк. Руан. 1431 год», сотканный на основе произведений Б. Шоу, Ж. Ануя и Г. Панфилова. На состоявшемся вечере пронзительный монолог героини во время судилища показали в записи 1986 года, а следом уже финальный текст из спектакля прочла заслуженная артистка России Любовь Марчук – исполнительница роли Жанны в том памятном спектакле, с которого в Воронежском театре кукол началось «золотое время Вольховского».

Способ выразить боль

Вольховский, по его же словам, жил «в состоянии повышенной творческой готовности». Он рассматривал театр как возможность общаться с разными людьми и понимать происходящие в мире процессы, как способ выразить то, что вызывает боль.

На вечере выступили соавторы многих его спектаклей – заслуженные художники России Елена Луценко и Александр Ечеин. Елена Луценко поведала, что к реализации своих замыслов Мастер шел годами, пытаясь прежде всего понять, почему ту или иную историю нужно рассказывать именно средствами театра кукол. Так, например, к постановке одного из своих шедевров – «Озерный мальчик» по повести П. Вежинова – режиссер готовился шесть лет. Это трогательная история маленького мальчика и его взаимоотношений с окружающим миром. Отрывок из этого спектакля был показан на вечере и вызвал, думаю, не только у меня, но и у многих зрителей те же эмоции, что и много лет назад, когда довелось увидеть спектакль целиком.

Мне кажется, в те годы мы как-то даже привыкли к тому, что работы Валерия Аркадьевича – всегда событие, и не только в масштабах нашего города и страны. Спектаклям Воронежского театра кукол в эпоху Вольховского рукоплескали зрители Болгарии, Швейцарии, Франции, Испании и других стран.

Сохраняя наследие

Вечер был построен как разговор актеров с Мастером сквозь десятилетия. И оказалось, что с годами творческое наследие Валерия Вольховского обретает все большее значение – как некий камертон, по которому можно сверять свою верность художественной правде. Вот почему некоторые его спектакли театр не только сохраняет, но и восстанавливает. Так случилось в минувшем году с «Легендой о добром сердце» – спектакль возобновила с новым актерским составом заслуженная артистка УССР Татьяна Сезоненко, игравшая в нем при Вольховском. Это удивительно поэтичная многоплановая постановка, в одинаковой мере адресованная и детям, и взрослым. Кроме отрывка из этого спектакля, на вечере были показаны фрагменты из «Шинели», «Маленького принца» и других спектаклей Мастера. А завершая вечер, артисты попрощались с Валерием Вольховским не навсегда, а лишь до следующего юбилея.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ