2025-01-03
17.08.2021, 16:24
Все голоса "Сирены": как в начале прошлого века воронежский журнал стал центром литературной жизни страны
Все голоса «Сирены»
Как в начале прошлого века воронежский журнал стал центром литературной жизни страны
В
первые послереволюционные годы журнальная литературная жизнь бурлила не только в столицах, но и на периферии. Среди изданий Воронежа выделяется литературно-художественный журнал «Сирена», который был основан ровно 103 года назад. Он носил подзаголовок «Пролетарский двухнедельник – орган городского исполкома Совета рабочих и красноармейских депутатов» и выходил под редакцией Владимира Нарбута.
БЕЗ ЛИШНЕЙ БЮРОКРАТИИ
Владимир Иванович Нарбут – представитель обедневшего дворянского рода. Литературные наклонности проявил довольно рано. В Северной столице печатал в журналах стихи, рассказы, очерки. В апреле 1912 года издал книгу стихов «Аллилуия», которая была немедленно арестована за скандальность сюжетов некоторых стихотворений и за то, что была набрана церковно-славянским шрифтом с киноварными заглавными буквами из старопечатной Псалтыри. Нарбут тогда работал редактором журналов «Гаудеамус», «Нового журнала для всех», газеты «Глуховская жизнь».
Весной 1918 года он оказывается в Воронеже и развивает бурную редакционно-издательскую и общественную деятельность. Редактирует «Известия Воронежского губернского исполнительного комитета», создает губернский союз журналистов.
27 июля 1918 года в губисполком из редакции «Известий» поступило прошение о выделении 1000 руб. на издание нового журнала. В тот же день (!) канцелярия губисполкома выдала Нарбуту соответствующее свидетельство. В августе было принято решение об издании двухнедельника. Так началась история литературно-художественного журнала «Сирена».
Осталось собрать материалы для первых выпусков.
«Надеюсь на Ваше сотрудничанье в «Сирене», прошу Вас прислать что-либо для журнала. Быть может, у Вас имеется рассказ или очерк в 200-300 строчек, – обращался Нарбут к писателю Алексею Ремизову. – Пришлите наложенным платежом (так будет вернее) по адресу: Воронеж, Большая Дворянская, 21, редакция «Известий», для журнала «Сирена», или мне: Мещанская ул., 11, кв. Кроткова.
Оплата у нас – 1 рубль строчка. Стихи – 2 рубля за строчку. Буду крайне признателен Вам за ответ. Если встретите К.И. Чуковского, передайте, пожалуйста, ему мой привет и приглашение участвовать в «Сирене». Также Осипу Мандельштаму. Где теперь К.Бальмонт? Если знаете его адрес – сообщите…»
Такие письма Нарбут отправил нескольким деятелям литературы, и круг авторов быстро сформировался.
«ТРЕБОВАТЬ У ВСЕХ ГАЗЕТЧИКОВ»
С самого начала «Сирена» была задумана как издание общероссийское. Журнал должен был распространяться в Москве и Петрограде.
Алексей Ремизов стал представителем «Сирены» в Петрограде. Он сообщил Блоку о планах Нарбута и просил прислать стихи для воронежского журнала.
Блок прислал для журнала пять стихотворений, четыре из них нигде ранее не печатались.
Помимо Блока, Чапыгина, Орешина, изъявили личное согласие на участие в журнале Луначарский и Горький. Причем Горький из издающихся на тот момент журналов ни с кем, кроме «Сирены», сотрудничать не пожелал.
В Москве Нарбут встречался с редактором «рабоче-кооперативного, научно-популярного и литературно-художественного с иллюстрациями» журнала «Рабочий мир» Петром Зайцевым. Благодаря такому содружеству был открыт путь воронежского издания к общероссийскому читателю; в Москве заработал пункт подписки.
Нарбуту удалось собрать плеяду блестящих поэтов – Брюсова, Белого, Ахматовой, Пастернака, Есенина, Зайцева. Многие стихи, впервые опубликованные в «Сирене», вошли в золотой фонд российской поэзии.
Несмотря на старания редактора, выпуск журнала задерживался: не было бумаги. Читатели долго не могли получить «Сирену». Бумага обнаружилась в городе Козлове, ее удалось отправить по железной дороге. 16 ноября груз с бумагой для редакции журнала «Сирена» был доставлен. 6 декабря 1918 года «Известия Воронежского губисполкома» на первой полосе дали объявление: «На днях поступает в продажу первый номер журнала «Сирена», цена 2 рубля 50 копеек, требовать во всех киосках и у газетчиков».
ВСЕ СТИЛИ
И НАПРАВЛЕНИЯ
В журнале должны были свободно сосуществовать все эстетические направления и школы, как существовали они в жизни. Нарбут отбирал такие произведения, где ярко прослеживалась мысль о связи поколений, о неразрывности и преемственности старой и новой культуры.
«Было бы преступлением: вырвать из рук рабочих масс наследство, оставленное ему художником слова, только на том основании, что эти последние – из среды буржуазной интеллигенции. И было бы вдвойне преступлением: решать вопрос о новом искусстве столь примитивным способом, как косный отказ от всех тех плодов искусства, которые готовы нести широкому читателю талантливые писатели наших дней», – говорилось в программном заявлении редакции.
Нарбут пригласил к сотрудничеству воронежских авторов. Разумеется, печатает свои стихи и сам редактор Владимир Нарбут.
В последующих номерах круг авторов расширяется: Пришелец, Пильняк, Чапыгин, Пришвин, Шишков, Артамонов, Орешин, Павлович, Ляшко, Брюсов… Уже во втором номере Анна Ахматова публикует свое стихотворение «От любви твоей загадочной…»
От любви твоей загадочной,
Как от боли, в крик кричу,
Стала желтой и припадочной,
Еле ноги волочу.
Прежних песен не насвистывай, –
Песней трудно ль обмануть? –
А когти, когти неистовей
Мне чахоточную грудь, –
Чтобы кровь из горла хлынула
Поскорее на постель,
Чтобы смерть из сердца вынула
Навсегда проклятый хмель.
СИМВОЛИЗМ, АКМЕИЗМ, ИМАЖИНИЗМ…
Печатались стихи поэтов разных литературных групп и направлений. В «Сирене» был впервые опубликован манифест акмеистов – «Утро акмеизма», написанный Мандельштамом, в котором автор утверждает, что литературное будущее страны принадлежит только акмеизму. Позже – декларация имажинистов, подписанная Есениным, Мариенгофом, Шершеневичем. Авторы декларации утверждали, что единственный путь развития русской литературы ведет к имажинизму.
Не всем нравилась широта взглядов и диапазон направлений журнала. Такие литературные направления, как символизм, акмеизм, имажинизм, выдвигали свою эстетическую программу и всегда противостояли друг другу, нередко дело доходило до резкой критики и скандалов. По этой ли причине или из-за чего-то другого вышло всего пять номеров «Сирены», хотя, судя по журнальному анонсу, редактор планировал печатать произведения многих других авторов и выпускать издание долгое время.
Но Нарбут уехал, и журнал, к сожалению, прекратил свое существование. Последний, опять сдвоенный (№4-5) выпуск «Сирены» вышел 30 января 1919 года.
Пора, пора, о чем жалеть?
Последний год судьба гадает.
А я люблю еще глядеть,
Как в небе хмурый облак тает.
И на стемневшем берегу
Люблю прибоя шум унылый, -
От рубежа чужбины милой
Все оторваться не могу.
С.Есенин, В.Шилейко,
журнал «Сирена»
Татьяна ЛЕДЕНЕВА, филолог
Впервые послереволюционные годы журнальная литературная жизнь бурлила не только в столицах, но и на периферии. Среди изданий Воронежа выделяется литературно-художественный журнал «Сирена», который был основан ровно 103 года назад. Он носил подзаголовок «Пролетарский двухнедельник – орган городского исполкома Совета рабочих и красноармейских депутатов» и выходил под редакцией Владимира Нарбута.
Без лишней бюрократии
Владимир Иванович Нарбут – представитель обедневшего дворянского рода. Литературные наклонности проявил довольно рано. В Северной столице печатал в журналах стихи, рассказы, очерки. В апреле 1912 года издал книгу стихов «Аллилуия», которая была немедленно арестована за скандальность сюжетов некоторых стихотворений и за то, что была набрана церковно-славянским шрифтом с киноварными заглавными буквами из старопечатной Псалтыри. Нарбут тогда работал редактором журналов «Гаудеамус», «Нового журнала для всех», газеты «Глуховская жизнь».
Весной 1918 года он оказывается в Воронеже и развивает бурную редакционно-издательскую и общественную деятельность. Редактирует «Известия Воронежского губернского исполнительного комитета», создает губернский союз журналистов.
27 июля 1918 года в губисполком из редакции «Известий» поступило прошение о выделении 1000 руб. на издание нового журнала. В тот же день (!) канцелярия губисполкома выдала Нарбуту соответствующее свидетельство. В августе было принято решение об издании двухнедельника. Так началась история литературно-художественного журнала «Сирена».
Осталось собрать материалы для первых выпусков.
«Надеюсь на Ваше сотрудничанье в «Сирене», прошу Вас прислать что-либо для журнала. Быть может, у Вас имеется рассказ или очерк в 200-300 строчек, – обращался Нарбут к писателю Алексею Ремизову. – Пришлите наложенным платежом (так будет вернее) по адресу: Воронеж, Большая Дворянская, 21, редакция «Известий», для журнала «Сирена», или мне: Мещанская ул., 11, кв. Кроткова.
Оплата у нас – 1 рубль строчка. Стихи – 2 рубля за строчку. Буду крайне признателен Вам за ответ. Если встретите К.И. Чуковского, передайте, пожалуйста, ему мой привет и приглашение участвовать в «Сирене». Также Осипу Мандельштаму. Где теперь К. Бальмонт? Если знаете его адрес – сообщите…»
Такие письма Нарбут отправил нескольким деятелям литературы, и круг авторов быстро сформировался.
«Требовать у всех газетчиков»
С самого начала «Сирена» была задумана как издание общероссийское. Журнал должен был распространяться в Москве и Петрограде.
Алексей Ремизов стал представителем «Сирены» в Петрограде. Он сообщил Блоку о планах Нарбута и просил прислать стихи для воронежского журнала.
Блок прислал для журнала пять стихотворений, четыре из них нигде ранее не печатались.
Помимо Блока, Чапыгина, Орешина, изъявили личное согласие на участие в журнале Луначарский и Горький. Причем Горький из издающихся на тот момент журналов ни с кем, кроме «Сирены», сотрудничать не пожелал.
В Москве Нарбут встречался с редактором «рабоче-кооперативного, научно-популярного и литературно-художественного с иллюстрациями» журнала «Рабочий мир» Петром Зайцевым. Благодаря такому содружеству был открыт путь воронежского издания к общероссийскому читателю; в Москве заработал пункт подписки.
Нарбуту удалось собрать плеяду блестящих поэтов – Брюсова, Белого, Ахматовой, Пастернака, Есенина, Зайцева. Многие стихи, впервые опубликованные в «Сирене», вошли в золотой фонд российской поэзии.
Несмотря на старания редактора, выпуск журнала задерживался: не было бумаги. Читатели долго не могли получить «Сирену». Бумага обнаружилась в городе Козлове, ее удалось отправить по железной дороге. 16 ноября груз с бумагой для редакции журнала «Сирена» был доставлен. 6 декабря 1918 года «Известия Воронежского губисполкома» на первой полосе дали объявление: «На днях поступает в продажу первый номер журнала «Сирена», цена 2 рубля 50 копеек, требовать во всех киосках и у газетчиков».
Все стили и направления
В журнале должны были свободно сосуществовать все эстетические направления и школы, как существовали они в жизни. Нарбут отбирал такие произведения, где ярко прослеживалась мысль о связи поколений, о неразрывности и преемственности старой и новой культуры.
«Было бы преступлением: вырвать из рук рабочих масс наследство, оставленное ему художником слова, только на том основании, что эти последние – из среды буржуазной интеллигенции. И было бы вдвойне преступлением: решать вопрос о новом искусстве столь примитивным способом, как косный отказ от всех тех плодов искусства, которые готовы нести широкому читателю талантливые писатели наших дней», – говорилось в программном заявлении редакции.
Нарбут пригласил к сотрудничеству воронежских авторов. Разумеется, печатает свои стихи и сам редактор Владимир Нарбут.
В последующих номерах круг авторов расширяется: Пришелец, Пильняк, Чапыгин, Пришвин, Шишков, Артамонов, Орешин, Павлович, Ляшко, Брюсов… Уже во втором номере Анна Ахматова публикует свое стихотворение «От любви твоей загадочной…».
От любви твоей загадочной,
Как от боли, в крик кричу,
Стала желтой и припадочной,
Еле ноги волочу.
Прежних песен не насвистывай, –
Песней трудно ль обмануть? –
А когти, когти неистовей
Мне чахоточную грудь, –
Чтобы кровь из горла хлынула
Поскорее на постель,
Чтобы смерть из сердца вынула
Навсегда проклятый хмель.
Символизм, акмеизм, имажинизм…
Печатались стихи поэтов разных литературных групп и направлений. В «Сирене» был впервые опубликован манифест акмеистов – «Утро акмеизма», написанный Мандельштамом, в котором автор утверждает, что литературное будущее страны принадлежит только акмеизму. Позже – декларация имажинистов, подписанная Есениным, Мариенгофом, Шершеневичем. Авторы декларации утверждали, что единственный путь развития русской литературы ведет к имажинизму.
Не всем нравилась широта взглядов и диапазон направлений журнала. Такие литературные направления, как символизм, акмеизм, имажинизм, выдвигали свою эстетическую программу и всегда противостояли друг другу, нередко дело доходило до резкой критики и скандалов. По этой ли причине или из-за чего-то другого вышло всего пять номеров «Сирены», хотя, судя по журнальному анонсу, редактор планировал печатать произведения многих других авторов и выпускать издание долгое время.
Но Нарбут уехал, и журнал, к сожалению, прекратил свое существование. Последний, опять сдвоенный (№ 4-5) выпуск «Сирены» вышел 30 января 1919 года.
Пора, пора, о чем жалеть?
Последний год судьба гадает.
А я люблю еще глядеть,
Как в небе хмурый облак тает.
И на стемневшем берегу
Люблю прибоя шум унылый, -
От рубежа чужбины милой
Все оторваться не могу.
С. Есенин, В. Шилейко,
журнал «Сирена»
Татьяна ЛЕДЕНЕВА, филолог