2024-04-25

«Время секонд хэнд»: спектакль об эпохе перемен на основе «кухонных исповедей» показали в Воронеже (ФОТО)

«Время секонд хэнд»: спектакль об эпохе перемен на основе «кухонных исповедей» показали в Воронеже (ФОТО)
Омский драматический театр привез на Платоновский фестиваль в Воронеж спектакль «Время секонд хэнд», поставленный режиссером Дмитрием Егоровым по книге Светланы Алексиевич из цикла «Голоса утопии».

Омский драматический театр привез на Платоновский фестиваль в Воронеж спектакль «Время секонд хэнд», поставленный режиссером Дмитрием Егоровым по книге Светланы Алексиевич из цикла «Голоса утопии».

Верные идеям коммунизма против тех, кто ждал и добивался перемен: в центре внимания – судьба обычного человека, и спектакль не призван занимать чью-либо позицию по «советской теме». Полифония голосов только лишь повествует о том, как же получилось освоиться в новом времени после распада СССР. Заняты в постановке артисты разных поколений театральной труппы, и если для одних эти истории действительно как экскурс по учебнику, то для других – просто прошлое.

– Любой документальный спектакль начинается с «примерки» материала на артиста. В книге Светланы Алексиевич написаны человеческие судьбы, и не каждая судьба артистам понятна и близка, а я искал именно это. В документальном театре нельзя играть настоящих людей, нужно быть похожими на них, – говорит Дмитрий Егоров. – Болевой импульс неравнодушия за судьбу незнакомого человека и является тем двигателем, благодаря которому Алексиевич возможна на сцене.

Спектакль больше похож на откровение, его герои говорят тихими голосами в окружении вороха поношенной одежды, как символа пережитка прошлого. Это «кухонные исповеди», имитация разговора потерявших страну людей с автором книги, вылившаяся теперь в тет-а-тет с каждым зрителем: голоса прошлого обращаются к каждому сидящему в зале – нотками сожаления, ностальгии, раздражения, равнодушия… У каждого свое настроение.

– Монологи постепенно выстраиваются в неуловимый сюжет. Так как это разговоры, записанные на диктофон на кухне, крайне важно уловить правильную интонацию – ее качество зависит даже от сцены, на которой играешь. В Омске постановка идет в маленьком зале, а в Воронеже – огромный концертный зал, но нам важно сохранить камерность обстановки. Это такие нюансы, которые важно не расплескать, – объясняет режиссер.

Пока актеры заняты раскрытием внутренних коллизий через текст, отсутствие действия компенсируется оживающей сценографией. Сцена фактически поделена на два яруса: авансцена – это монологи на фоне статичной глухой серой стены, за которой жаждущие перемен видят хорошее завтра. Второй ярус – анимационная «картинка», которая создается (за исключением некоторых моментов) здесь и сейчас. Значки-звездочки, символика с серпом и молотом, миниатюрный бюст Ленина как напоминание об ушедшей эпохе то возникают, то исчезают, напоминая метафоричную кинохронику, транслируемую над сценой. В какой-то момент кажется, что они появляются как иллюстрация к текстам, произносимых героями, а когда речь заходит о переходе к рыночной экономике, Москве, которую больше не узнать, «наслоившиеся» друг на друга предметы-свидетели эпохи скрываются под грудой земли, варящейся в кастрюле. Забыли, выходит? Нет.

Вот одна из героинь спустя 50 лет встречает свою воспитательницу из лагеря для детей изменников родины. А вот – чекист, один из всех орет, что если не жесткие рамки – все развалится, не понимает русский народ иначе. И балерины, создающие хоть какой-то «живой» фон за голосами в спектакле появляются не случайно. Их пируэты – это пируэты истории, олицетворение кругового ее движения. И «Перемен», исполнявшийся когда-то Цоем, вновь играет из приемников – теперь в исполнении и обработке Кадышевой. А орет оно так, потому что судьбоносное новое – всегда потрясение. И финальный монолог девушки из Белоруссии – про демонстрации, автозаки, избиение дубинкам по лицу, звучит, словно все собирается пойти по кругу…

«Время секонд хэнд» – заключительный спектакль Дмитрия Егорова по циклу произведений белорусской писательницы. Одна из книг – «Чернобыльская молитва» – поставлена им в воронежском Никитинском театре. Сам режиссер тоже «захватил» Советский Союз.

– В 1988 году меня исключили из октябрят за чтение стихов Высоцкого. В 1989-м нас приняли в пионеры, а назавтра в школе сказали, что галстуки теперь можно не надевать. Всю большую перемену мы сидели молча: взрослый мир нас обманул. Как это – вчера надо было, а теперь нет? – рассказывает Егоров. – Было ли это моей травмой от распада Союза? Я вспоминаю очередь за попкорном у метро в Ленинграде в девяностом. Там стояла, вся сжавшись, какая-то бабушка. Продавец насыпал ей попкорна в полиэтиленовый пакет, и она так вздохнула: «Ой, тепленький» Вот это меня ударило. Человек жил, на что-то надеялся, и вот ему перепала под конец горсточка попкорна. Нельзя однозначно относиться к Советскому Союзу. В спектакле мне было важно не давать оценок. Там было много несправедливого, но нельзя вымазать черной краской время, в котором выросли наши родители и другие прекрасные люди, в котором сконцентрировано все самое хорошее и плохое, на что способен русский человек, самые большие победы и ошибки.

В 2019 году спектакль Дмитрия Егорова, привезенный на Платоновский фестиваль искусств, получил пять номинаций на «Золотую Маску»: «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая женская роль второго плана» (Татьяна Филоненко, Наталья Василиади, Валерия Прокоп). Валерия Прокоп получила награду.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ