2025-12-26

Возвращение воина. В музей Крамского после реставрации вернулся уникальный античный памятник

Возвращение воина. В музей Крамского после реставрации вернулся уникальный античный памятник
17 декабря в зале античного искусства музея Крамского прошла презентация нового экспоната – уникальной италийской фрески IV века до н.э. Это редчайший образец монументальной древнегреческой живописи, аналогов которого в других музеях России нет. В чем уникальность памятника и как его реставрировали – расскажем в нашем материале

Обновление экспозиции

Фреска IV века до н.э., изображающая воина-всадника, возвращающегося домой с трофеями, ранее в музее Крамского не выставлялась. Она хранилась в запасниках и была в плачевном состоянии.

фреска до реставрации.jpg

Два года назад в музее начали менять экспозицию зала античного искусства, которая не обновлялась с 60-х годов XX века. С тех пор музейщики вместе с московскими коллегами из Пушкинского музея начали системно изучать античную коллекцию и создавать постоянную экспозицию.

В 2024 году зал «Искусство античности» начал свою работу в обновленном виде. Тогда же было решено отреставрировать хранящуюся в запасниках древнюю фреску воина. Экспонат является фрагментом гробницы IV века до н.э.

Древний артефакт восстанавливали специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря. Кропотливая работа велась целый год, а руководил ей кандидат искусствоведения Александр Горматюк.

В чем уникальность фрески?

Всадник изображен на плите вулканического туфа. Это фрагмент древнего саркофага, найденного в городе Капуя на юге Италии – именно там поднял восстание Спартак.

Изображение воина представляет собой редкий образец монументальной капуанской живописи. В российских собраниях аналогов этому памятнику нет.

По словам специалиста по античной живописи, доцента кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Надежды НАЛИМОВОЙ, в мире сохранилось лишь шесть фрагментов расписных капуанских гробниц, подобных фреске из воронежского музея. Четыре хранятся в музее Неаполя, один – в Камнанском музее в Капуе, один – в Дрездене и один – в Воронеже.

– В Капуе во второй половине XIX века было найдено около 20 расписных гробниц. Из них после Второй мировой войны уцелело крайне мало. Некоторые из них хранились в Кампанском музее. Но во время войны целое крыло музея было уничтожено. Уцелел фрагмент лишь одной гробницы, - отметила Надежда Налимова.

Как создали фреску?

Как отмечает Надежда Налимова, в древности на юге Италии было три центра, в которых сложились свои школы росписи гробниц: в Капуе, Ноле и Пестуме.

В расписных гробницах хоронили местных аристократов. Саркофаги делали из плит, которые укладывали в погребальную яму.

Древние мастера создавали росписи непосредственно в гробнице. Сначала они наносили на плиту тончайший слой штукатурки, а поверх нее – рисунок. На фресках изображались сцены погребальных ритуалов, заупокойного пира, охоты и битв.

photo_2025-12-26_15-59-52.jpg

Типичен был и сюжет вернувшегося домой с войны воина – он был заимствован капуанскими мастерами у живописцев Нолы. По словам Надежды Налимовой, помимо самого всадника, в гробницах было принято изображать и встречающую его процессию. Среди сопровождающих воина были женщина с кувшином и мальчик-конюх, ведущий лошадей со скарбом.

photo_2025-12-26_16-02-04.jpg

С одной стороны, сюжет росписи можно трактовать как возвращение с войны (всадник изображен с боевым трофеем – окровавленной туникой врага), с другой – как проводы в загробный мир.

Как был найден памятник?

Фреска была найдена в ноябре 1871 года на юге Италии, в городе Санта Мария ди Капуя Ветере. Немецкий археолог и арт-дилер Вольфганг Гельбиг приобрел памятник у частного коллекционера Симмако Дориа, который выменивал и покупал древние находки у «серых» копателей.

Позже фреска с всадником стала экспонатом музея искусств Дерптского (после 1893 года – Юрьевского) университета, который в 1918 году был эвакуирован в Воронеж. С 1918 года памятник хранился в Музее древностей и изящных искусств Воронежского университета, а с 1933 года стал частью фондов музея Крамского.

Проблемы реставрации

Кандидат искусствоведения Александр ГОРМАТЮК, руководивший реставрацией фрески, признался, что работать над античным памятником ему пришлось впервые. Он отметил, что перед реставрацией хрупкая плита памятника была, по сути, разломлена – по ней шла сквозная трещина, которая разделила ее на два фрагмента.

Олег Горматюк и директор музея Крамского Юлия Зайченко.jpg

А из-за того, что плита более 2 тыс. лет пролежала в земле и периодически подтапливалась, на ней образовались «высолы» – белый налёт, который возникает на поверхности камня из-за накопления минеральных солей. Соли «въелись» в грунт и «разрывали» слои живописи. По сути, они покрыли изображение загрязненной плёнкой.

– Самой большой проблемой реставрации были загрязнения и различные включения. Вода, которая проникает в гробницу, несет в себе соли. Они, как стекло, закрывали некоторые фрагменты фрески. Чаще всего соли удаляются механически либо химически. Мы подобрали специальный гель, который превращает соли из нерастворимых водой в растворимые. После этого процесс очищения фрески от солей стал безопасным, - рассказал Александр Горматюк.

Проблемы реставрации

Реставрация фрески была поистине ювелирной работой. Загрязнения специалисты очищали мягкой кистью и с помощью того самого геля. Делали это осторожно, чтобы не повредить хрупкий грунт и слой живописи. Особо твердые загрязнения удаляли микроинструментом.

Также реставраторам пришлось избавить фреску от слоев гипса, которыми фрагменты с утраченным изображением заполнялись во время предыдущих «реставрационных поновлений». Гипс вредил подлинной живописи, поэтому его кропотливо удалили с помощью микроинструментов.

photo_2025-12-26_15-55-53.jpg

После того, как памятник был очищен, в нем укрепили основу и красочный слой. Дальше специалисты приступили к склейке плиты. Их части разъединили, торцы почистили, проклеили и соединили вместе.

Следующим этапом работы стала тонировка изображения фрески в местах ее утрат. Ее проводили пудрой из «родного» вулканического туфа. Крошки этого хрупкого камня Александр Горматюк собрал в коробе, где хранилась фреска.

Наталья Бакина1.jpg

– Реставратор перетер их в пудру и тонировал изображение именно этим составом. Это была поистине ювелирная работа, она проводилась под микроскопом, - пояснила ученый секретарь музея Крамского Наталья Бакина.

Редкие вазы и кратер

Старший научный сотрудник отдела искусства и археологии античного мира Пушкинского музея Ольга ТУГУШЕВА подчеркнула, что работа по реставрации античной коллекции музея должна быть продолжена.

– То, что вы видите в зале искусства античности – далеко не вся античная коллекция. В запасниках хранятся удивительные вещи – редкие вазы, терракоты, мраморная полуфигура девушки. Когда они будут отреставрированы, экспозиция будет гораздо более насыщеннее и разнообразнее, - отметила Ольга Виленовна.

Ольга Виленовна Тугушева.jpg

Следующий античный экспонат, который музей Крамского планирует отреставрировать, – античный кратер.

– У него невероятный и редкий сюжет росписи – Троил и Ахилл у колодца. Но, к сожалению, сейчас кратер разбит почти на 70 осколков. Это будет большая реставрация, она будет не менее сложная, чем у фрески, - отметила Наталья Бакина.

Передать кратер в научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря планируется в 2026 году. Как и с фреской, реставрация кратера займет не меньше года.