2024-11-25

Воронежцы с редкими и тяжелыми диагнозами поставили военную драму

Когда артисты играют хорошо, мы говорим – живут на сцене. Это верно и для ребят, которые занимаются в любительской театральной студии «Улыбка».

Когда артисты играют хорошо, мы говорим – живут на сцене. Это верно и для ребят, которые занимаются в любительской театральной студии «Улыбка».

Премьера спектакля «У войны не детское лицо» состоялась на сцене областного центра социальной помощи семье и детям «Буревестник» в рамках проекта «Живу театром». Воронежская региональная общественная организация «Перспектива», которая занимается не только детьми с инвалидностью, но и теми, кто старше 18 лет, получила под это грант.

«Слезы сами текли»

Довоенный антураж – стол, стулья, где-то в углу, кажется, топится печка. Актеры уже каждый на своем месте – в лицах готовность сказать реплику по команде художественного руководителя. Только что завершился генеральный прогон – все, как в настоящем театре. И вот – поехали. Художественный руководитель «Улыбки» Инна Абаджян садится за компьютер, сегодня она отвечает, в том числе, за музыкальное сопровождение.

На сцене играют в беззаботное детство – а разве оно не такое? Но в одночасье все сменяется тревогой: «А правда, война будет?» И вот в детских лицах глаза повзрослели. Мать убивается на заводе, холод, еды не хватает на всех… Бомбежка. И вот во все еще детских лицах – уже отпечаток ответственности за младших братьев и сестер. Отец перестал слать фронтовые треугольники. И вот она – седина в 15 лет… Сюжет, в общем-то, известный, но так сложен он для ребят.

– Театром я занимаюсь с детства. Мне нравится участвовать в постановках, быть разной на сцене. Но вот военный спектакль дался мне тяжело в эмоциональном плане, первое время я дома сразу «вырубалась» и много спала. А утром не хотелось идти на репетицию, потому что не была готова это снова переживать – я плакала, слезы сами текли, – рассказывает актриса Мария Яковлева. – Театр очень многое нам дает. Когда я пришла, очень стеснялась, и первое время даже отказывалась от ролей, но потом привыкла.

Участие в театральных проектах позволяет раскрыться всем, кто приходит в студию Абаджян. Художественный руководитель помнит, как учила каждого жить на сцене. Многие, кто сегодня входит в труппу, отдали «Улыбке» минимум десятилетие (коллектив существует более 15 лет – прим. Авт). И шли от двух реплик – к всеобъемлющим ролям. А вот у Даши Васильконовой все впереди – сегодня у нее почти что дебют, это вторая роль в постановке театра, до этого девушка не занималась творчеством. Но знает точно – продолжит заниматься этим делом.

Театротерапия и успех

Участие в подобных проектах для людей с ограниченными возможностями здоровья – определенного рода терапия. В студии «Улыбка» занимаются ребята с синдромами Дауна, Вильямса, сложными формами ДЦП, ментальными нарушениями.

– К сожалению, жизнь молодых инвалидов после достижения ими 18 лет замыкается в стенах квартиры, и они становятся социально изолированными. Студия «Улыбка» в этом отношении уникальный проект. Театротерапия дает им возможность жить активно и полноценно. Они занимаются по два часа дважды в неделю, это общение, новые знакомства, изучение нового, – говорит руководитель ВРБОО «Перспектива» Тамара Харсеева.

– Есть такое понятие «психодрама». Человек примеряет на себя роли и испытывает то, что чувствовал бы, находясь в определенной ситуации. Это проживание эмоций, раскрепощение. То, что нужно этим детям. И вот – они уже самостоятельно импровизируют, они чувствуют, какую эмоцию нужно включить в жизни. Но нельзя детей загружать сразу, пусть сперва попробуют выполнить одну актерскую задачу, а потом мы чуть-чуть приподнимем планку, и они справляются – такое могут на сцене вытворять, что многие удивляются! Но какой смысл идти дальше, пока ты не научился считать до десяти? Все должно быть пошагово, чтобы не отбить интерес к театру, мы работаем с тонкими материями, – говорит о своих принципах работы Инна Абаджян. – Но это не значит, что у нас все гладко. Я кричу и ругаюсь, как и любой худрук. Но мы доверяем друг другу. Наверное, в этом наш главный успех.

Театр, который нужен всем

Военная драма была выбрана не случайно. Хотели сыграть что-то более серьезное и новое, показать свой профессиональный рост – впервые спектакль продолжался 40 минут. К тому же скоро дата – 75-летие Великой Победы.

– Когда мы готовились к этой работе, я рассказывала ребятам о судьбах детей, о бомбежке. Бабушка одной воспитанницы приносила нам письма-треугольники, которые слал ей с фронта отец. Дети держали в руках эти пожелтевшие листочки с историей. Мы смотрели и обсуждали военные фильмы, – рассказывает Инна Абаджян. – Родители очень переживали из-за наших репетиций, потому что ребят эта тема очень тревожила. Но это не только изучение истории нашей страны, но и творческий рост коллектива. Я педагог-психолог, и изначально у меня была детско-родительская группа. Я занималась организацией коммуникации между детьми и родителями, и постепенно это стало перерастать в тематические праздники. Потом я стала писать пьесы специально под ребят – по пять минут, 13, 20… И вот теперь замахнулись на 40-минутную постановку на сложную тему. Важно понимать, что дети растут, и им уже не хочется играть морковку в детском капустнике. Для них это важно.

Как и самой Инне Александровне. Она очень рада успехам своих воспитанников, а сейчас у нее их – 62! Это два театральных и четыре танцевальных коллектива. Старшие помогают с младшими, у них проводят совместные занятия. И это тоже – социализация.

– Мои воспитанники – артисты, и им нужно отдать все, чему они научились. И, конечно, получить за это похвалу. Где-то словесную, а где-то – в аплодисментах. Но и зрителю это нужно. Когда мы показали один из своих спектаклей в перинатальном центре, женщина подошла ко мне и сказала: «Вы знаете, теперь я точно оставлю ребенка с синдромом Дауна». Разве не это счастье? Это! – отвечает художественный руководитель.