2024-04-16

Воронежцы поспорили о бюджете на 2017 г.

Параметры бюджета областного центра на 2017 г. и плановый период 2018 и 2019 гг. обсудили участники публичных слушаний, прошедших в здании Воронежской гордумы 12 декабря. Поучаствовать в общественной дискуссии решились порядка 50 человек. За тем, какие предложения по изменениям главного финдокумента города подготовили воронежцы и насколько их инициативы в принципе относились к вопросам бюджетирования, наблюдал корреспондент «Горкома».  

Параметры бюджета областного центра на 2017 г. и плановый период 2018 и 2019 гг. обсудили участники публичных слушаний, прошедших в здании Воронежской гордумы 12 декабря. Поучаствовать в общественной дискуссии решились порядка 50 человек. За тем, какие предложения по изменениям главного финдокумента города подготовили воронежцы и насколько их инициативы в принципе относились к вопросам бюджетирования, наблюдал корреспондент «Горкома». 

Доходы падают… 

Слушания открыл первый вице-мэр Воронежа по стратегическому планированию, экономике и финансам Сергей Курило. Напомнив собравшимся, что темой обсуждения должен стать проект бюджета города, замглавы города призвал всех ограничиться рассмотрением документа, не используя встречу как «удобную площадку для высказывания всех своих нужд и чаяний».

С параметрами документа, который в 2017 г. будет определять ключевые направления жизни Воронежа, участников слушаний ознакомила и.о. руководителя управления финансово-бюджетной политики горадминистрации Ирина Чикина. Отметив, что бюджет города (впрочем, как и аналогичные документы регионального и федерального уровня) снова сверстан на трехлетний период – на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг. – докладчик подчеркнула, что горожане могли ознакомиться с проектом бюджета заранее. Так, информация была размещена на официальных сайтах мэрии и финансово-бюджетного управления. Однако, как показала дальнейшая дискуссия, воспользовались этой возможностью немногие.

Ирина Чикина обратила внимание участников слушаний на то, что процесс формирования главного финдокумента города «в сложной экономической ситуации» был «непростым» – особенно по наполнению доходной части, «с учетом имеющейся тенденции снижения налоговых отчислений» в городскую казну. В частности, доля налогов, поступающих в бюджет муниципалитета, по сравнению с общим объемом сборов постоянно уменьшается: в настоящее время она составляет всего 10% от всех налогов, которые собираются на территории Воронежа.

P_20161212_111423.jpg

- В условиях, когда объем собственных доходов бюджета на протяжении последних лет сохранялся на одном и том же уровне, модель постоянного роста расходов к настоящему времени исчерпала свои возможности, - пояснила и.о. главы финблока мэрии. – Кроме того, размер муниципального долга, который составляет около 82% от собственных доходов бюджета города, не позволяет увеличивать объем возможных затрат.

По словам Ирины Чикиной, доходная часть бюджета на 2017 г. прогнозируется на уровне 17,544 млрд руб., расходная – 15,794 млрд руб. При этом в доходной части бюджета областного центра учтена субсидия Дорожного фонда Воронежской области на погашение задолженности по бюджетным кредитам – 1,97 млрд руб.

- Это целевые средства, которые будут направлены на погашение кредитов, полученных городом в текущем году, - рассказала она. – Таким образом, дефицит заложен на уровне 220 млн руб. – или 2,5% от собственных доходов города.

P_20160622_120703.jpg

При формировании доходной части муниципальной казны были учтены различные изменения законодательства, в связи с которыми будут скорректированы и объемы поступлений. Речь идет о снижении единого норматива отчисления в бюджет городского округа от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) – с 22 до 21,7% - и отмена единого отчисления от налога с доходов, полученных иностранными гражданами, работающими на основании патента. Кроме того, снизятся и отчисления в бюджет региона – по акцизам на бензин (с 88 до 61,7%), как следствие, уменьшится и доля средств, поступающих за этот счет в городскую казну.

Также на доходную часть главного финдокумента города окажет влияние и применение кадастровой стоимости объектов недвижимости при расчете земельного налога – правда, только по этой строчке поступления в казну немного увеличатся по сравнению с показателями 2016 г. В итоге за счет всех законодательных изменений бюджет Воронежа недосчитается около 425 млн руб.

При этом собственные доходы казны Воронежа прогнозируются на уровне 8,804 млрд руб., из которых 7,003 млрд приходится на налоговые поступления. Еще 1,801 млрд руб. составят неналоговые доходы. Кроме того, значительная часть средств в казну города традиционно должна поступить из федерального и областного бюджетов – суммарно речь идет о 8,74 млрд руб.

Жесткий, но реальный 

Вторая часть доклада Ирины Чикиной, посвященная расходам городского бюджета, ожидаемо заинтересовала участников слушаний куда больше: люди начали делать пометки в блокнотах, вполголоса что-то обсуждать.

Как и в предыдущие годы, расходная часть главного финдокумента Воронежа на 2017 г. сформирована по программному принципу: на финансирование 12 муниципальных программ город направит 98,6% доходов (15,573 млрд руб.).

P_20161212_112027.jpg

Наиболее существенные средства традиционно запланированы для развития образования - на эти цели муниципалитет выделит 8,42 млрд руб. Причем львиную долю расходов (6,32 млрд руб.) составляют траты на зарплату педагогов. Отдельное финансирование предусмотрено для капремонта школ – 69 млн руб. городские власти направят на модернизацию образовательных учреждений, которая позволит отказаться от занятий во вторую смену. Еще 30 млн руб. пойдут на ремонт детсадов.

Впрочем, в Воронеже должны появиться и новые образовательные объекты. Например, в бюджете предусмотрены средства на строительство двух детсадов – в микрорайоне Шилово и на ул.Ильюшина (суммарно на 470 мест, стоимостью 37,3 и 53,2 млн руб. соответственно).

Значительные ассигнования также предусмотрены по программам «Управление муниципальными финансами» и «Муниципальное управление» - по 1,89 и 1,5 млрд руб. Куда скромнее на этом фоне выглядят затраты на развитие культуры – на эти цели, согласно проекту, город потратит 717,3 млн руб. Средства распределят между 34 домами культуры, библиотеками и музеями. Плюс к тому 10,6 млн руб. планируется направить на капремонт школ искусств и ДК, а проведение праздников и фестивалей обойдется бюджету в 16,9 млн руб. (из них 6 млн – на Платоновфест-2017).

На охрану окружающей среды город потратит 146 млн руб., а на развитие физкультуры и спорта казна выделит 506,8 млн руб. (из них на проведение спортивных соревнований и физкультурных мероприятий – 7,4 млн руб., а еще 3 млн руб. – на приобретение оборудования).

Особого внимания, безусловно, заслуживает и программа «Развитие транспортной системы» – на ее реализацию будет направлено 1,659 млрд руб. Причем на комплексное развитие транспортной инфраструктуры Воронежской агломерации по направлению «Безопасные и качественные дороги» город получит 1,065 млрд руб. Ремонт дорог обойдется в 190 млн руб., а на текущее содержание УДС планируется выделить 168,3 млн руб. Кроме того, отдельной строкой в бюджете прописаны затраты на покупку автобусов на газомоторном топливе – на эти цели будет выделено 55 млн руб.

P_20161212_112408.jpg

Еще 684 млн руб. горадминистрация не расписала по программам, а оставила в резерве – эти средства потребуются муниципалитету для софинансирования различных проектов, заявки на участие в которых пока не одобрены.

Ирина Чикина добавила, что в 2017 г. город планирует привлечь 3,758 млрд руб. кредитных средств. Правда, реальная долговая нагрузка от этого вырастет ненамного: около 3,5 млрд руб. предназначены для замещения дорогих займов более выгодными. При этом на обслуживание муниципального долга казна областного центра потратит 0,575 млрд руб.

- Проект бюджета максимально учитывает реалии сегодняшнего дня, поэтому он будет жестким как по доходам, так и по расходам, - резюмировала и.о. руководителя финблока мэрии. – Однако документ является сбалансированным и реальным для исполнения.

Дороги, ливневки… 

Паузы после выступления Ирины Чикиной не возникло: участники слушаний, в большинстве своем, не проявляли большого интереса к масштабным параметрам программ, озаботившись собственными конкретными проблемами. Например, мама школьника Арина Попова поинтересовалась, кто ответственен за безопасность детей во время учебы и почему город не закладывает отдельные средства на организацию охраны образовательных учреждений. Впрочем, руководитель управления образования и молодежной политики мэрии Любовь Кулакова пояснила, что за жизнь и здоровье учеников отвечают директора школ – именно они и принимают решение, как организовывать охрану. Варианта два: либо за счет бюджета учреждения оплачивать работу вахтеров (а обычно это люди пенсионного возраста, к которым больше подходит определение «консьерж»), либо нанимать профессионалов из частных фирм. И если расходы на вахтеров бюджет датирует, то за услуги сотрудников ЧОП приходится платить родителям школьников. Тот же принцип – и при ремонте классов (этот вопрос также задала женщина). Либо аудиторию просто обновят за бюджетный счет – что называется, чисто и без излишеств – либо родителям надо скинуться на дополнительные удобства для собственных чад (от пластиковых окон до красивых штор). Но существенная деталь: такие траты – дело добровольное, заставить родителей делать подобные взносы никто права не имеет.

P_20161212_112520.jpg

Зоозащитницу Майю Козинцеву волновала проблема безнадзорных животных – в частности, строительство муниципального приюта для них.

- Сейчас по городу идут массовые расправы над животными, - посетовала она. – Мы хотим видеть приют в следующем году, чтобы вопрос с бездомными животными решался гуманно и в русле закона.

Впрочем, решить проблему так быстро, как того хотели бы зоозащитники, к сожалению, не выйдет: по словам руководителя управления строительной политики горадминистрации Виктора Владимирова, городу потребуется «4-5 месяцев» на оформление участка в собственность муниципалитета, так что в 2017 г. можно будет приступить только к проектированию объекта.

Член Общественной палаты Константин Квасов внес несколько рационализаторских предложений: например, перенести время начала работы городских чиновников с 9 на 8 утра, чтобы сэкономить на оплате электроэнергии. Другая идея касалась автопарка горадминистрации и подведомственных ей предприятий: активист предложил пересадить мунслужащих на малолитражки – и немного снизить затраты на топливо. Впрочем, поддержки со стороны аудитории эти новации не встретили.

P_20161212_111326.jpg

Сразу нескольких жителей частного сектора разных районов города интересовали вопросы канализования их улиц: жительница СХИ Любовь Шаталова беспокоилась о перспективах прокладки обещанных коммуникаций на ул.Гастелло и Бунакова (к лету 2017 г. они, по планам, должны быть завершены), а группу воронежцев из микрорайона ВАИ – возможность строительства сетей канализации и ее врезки в инфраструктуру возводящегося на ул.Ильюшина ЖК «Озерки». Люди возмущались, что жители многоэтажек с одной из соседних улиц самовольно засыпали проложенные здесь сточные каналы, а вырыть выгребные ямы, по словам активистов, им не позволяет высокий уровень грунтовых вод. Однако в этом случае Виктор Владимиров утешить жителей не смог: по его словам, подключиться к канализации жилкомплекса невозможно из-за технических особенностей.

Кроме того, во время слушаний поднимались темы ремонта дорог и сетей рециркуляции, необходимости разбивки клумб и открытия новых детсадов – обсуждения проекта бюджета заняло немногим более 1,5 часа. В итоге слушания признаны состоявшимися, а проект главного финдокумента на 2017 г. рекомендован депутатам гордумы для принятия в первом чтении. Рассмотреть данный вопрос планируется на одной из ближайших сессий горпарламента – не исключено, что уже в среду, 14 декабря. 

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ