На третьем этаже постоянной экспозиции Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского открылась персональная выставка известного московского скульптора Александра Бурганова, которая проработает по 30 апреля. В экспозиции – около 20 произведений автора из собрания Московского государственного музея «Дом Бурганова».
Тот читатель, которому Александр Бурганов знаком исключительно как автор воронежского памятника Ивану Бунину, будет приятно удивлен: Александр Николаевич – не только выдающийся, всемирно известный скульптор. В его творческом арсенале – чудо какие графические разработки. Настоящая поэзия – метафоричная, прежде всего. Подтверждающая выводы искусствоведов о том, что «для Александра Бурганова природные и человеческие формы связаны бесконечным процессом взаимных метаморфоз».
У Александра Бурганова счастливая творческая биография, отражающая эпохи и художественные направления, которые меняли друг друга в промежуток времени с середины XX века до наших дней. Бурганова называют художником «сурового стиля» – за лаконизм и монументальность форм. А также – мастером реалистического портрета, заставляющего вспомнить о лучших традициях отечественной пластики.
Бурганов – постмодернист, один из наиболее ярких сюрреалистов современности, легко трансформирующий формы ради острого художественного выражения новых реалий. В этой многогранности – абсолютная творческая свобода: мастер не просто существует в художественном потоке времени, но выделяется ярким творческим почерком.
Все вышесказанное воронежская выставка демонстрирует сполна. На ее открытие художник приезжал самолично – с дочерью Марией Александровной.
– Понимала ли я масштаб личности отца в детстве? – задумчиво повторила мой вопрос «папина дочка». – Сложно сказать, на ходу не ответишь… Я ведь все свои годы провела в мастерской, где создавались произведения Александра Николаевича. И эта жизнь была обыденностью… Зато т еперь как искусствовед могу, несомненно, оценить масштаб его личности. Знаю его разные грани, историю всех вещей, их биографию. Скульптура ведь не создается быстро. Нужны годы: сначала работа придумывается, проговаривается. Везде валяются какие-то наброски, бумажки… Со временем они, к сожалению, выкидываются, теряются… Потом доходит дело до маленьких эскизов – из пластилина. Их тоже сминают, бросают, взамен рождаются другие. И лишь спустя годы выпестовывается какой-то образ. Формируется большое произведение. С которым мы, семья, знакомы со стадии почеркушек. Прожили с ним вместе определенную жизнь.
– У которой из представленных на выставке скульптур – самая богатая биография?
– Затрудняюсь ответить: все они кочуют из одного времени в другое… Но это очень интересно: биография произведения искусства – от замысла до результата. И жизнь произведения: в залах, на улицах, на выставках, в запасниках… Особая история, да.
– А если бы вас попросили определить одну характерную особенность творчества вашего отца – что выделили бы?
– Он мастер композиции, исключительно яркий. Придумщик такой – несмотря на возраст. Неординарный и очень актуальный. Работы Александра Николаевича необычайно современны; думаю, благодаря чертам его характера. Он прожил большую творческую жизнь, в рамки которой, как у всякого художника, поместилось несколько маленьких жизней. Тех, в которых творческий человек обращает внимание на разные стили, явления и т.д. Но, проживая их, не теряет стержня настоящего художника – личностного почерка. Неважно, куда такой автор движется, в какие исторические времена; главное – не сидеть в своей раковине. А важно, что он ведет диалог с обществом, с эпохой – посредством скульптуры – своим языком. Мне кажется, Александру Николаевичу это удалось. Удалось построить собственное мироздание в том самом диалоговом пространстве.