Выйти с соответствующей законодательной инициативой в парламент страны депутатам Воронежской облдумы рекомендовал Общественный совет по вопросам ЖКХ. Он заседал 1 ноября при профильном комитете регионального заксобрания.
Вначале члены общественного консультативного совета по вопросам ЖКХ обсудили, во что вылилась на практике система лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами. Как сказала руководитель государственной жилищной инспекции Воронежской области Диана Гончарова, «надежды тех, кто видел в лицензировании эффективный инструмент наведения порядка, не оправдались».
- Требования для получения лицензии столь скромны, что на рынок может войти практически любой, - пояснила она.
Председатель Комитета по ЖКХ, энергетике и тарифам Татьяна Головачева привела пример, что лицензионная комиссия была вынуждена выдать лицензии УК, в действиях которых усматривались признаки нарушений действующего законодательства.
Чтобы повысить эффективность лицензионной системы, Диана Гончарова внесла на рассмотрение совета ряд предложений по изменению российского законодательства. Например, сейчас лишить управляющую организацию лицензии может только суд. По мнению Дианы Гончаровой, логичнее будет представить лицензионной комиссии самостоятельно лишать компании лицензии. А те уже смогут оспорить данное решение в судебном порядке.
Руководитель ГЖИ также выступила за корректировку Кодекса об административных правонарушениях. По ее мнению, необходимо ввести финансовую ответственность для управляющих организаций, выставляющих счета гражданам за не оказанные на практике жилищные услуги. В первую очередь речь о двойных квитанциях. Когда, к примеру, одна из компаний с домом вообще не работает, после того как ее «переизбрали» на собрании собственников. Но если документы она в срок не передала, то бывает, что УК не упускает возможность собрать с жильцов деньги абсолютно ни за что. Чтобы ударить по рукам любителям легкой наживы, Диана Гончарова предложила установить для таких случаев максимально возможные штрафы – до 300 тыс. руб. Члены совета ее поддержали. Впрочем, пока это лишь «информация к размышлению» для депутатов областной Думы.
А вот еще одно предложение по защите от двойных платежек вполне может в ближайшее время получить статус законодательной инициативы в Госдуму. Речь о предложении внести изменения в ч.1 ст.46 Жилищного кодекса Российской Федерации. Проект разработан именно в целях защиты прав собственников жилья, принявших решение о смене управляющей организации. Предлагается в случае проведения соответствующего собрания собственников уведомлять о принятом решении орган государственного жилищного надзора. Сейчас копии решений и протоколов общих собраний собственников передаются в управляющую организацию, которая не заинтересована в коммерческой потере объекта, и может затягивать процесс передачи документов. Если законопроект будет одобрен, то своего рода гарантом перехода управления от одной организации к другой будут органы государственного жилищного надзора.
Теперь документ рассмотрят в профильном комитете облдумы. Затем вынесут на заседание регионального парламента и направят в Госдуму.
В ходе заседания Общественного совета обсудили и ряд других актуальных тем. Например, руководитель финансово-экономического отдела департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики области Елена Евсюкова рассказала о проблемах, к которым вскоре может привести вступление в силу постановления правительства РФ от 29 июня 2016 года №603. Этот документ ввел предельные нормативы по оплате ОДН жильцами. Однако он не прописал того, кто же должен рассчитаться с поставщиками энергоресурса, если общая сумма платы со всех собственников оказалась меньше, чем реальные затраты ресурса на общедомовые нужды. В ЖКХ-«треугольнике», собственно, три стороны: поставщик ресурса, жильцы и управляющая организация. Если по закону жильцам больше определенной суммы выставить нельзя, она переляжет на управляющую компанию или ТСЖ. Но если это сделать, ряд УК в ближайшее время за несколько месяцев придут к банкротству.
Кстати, в такой ситуации долги УК все равно через судебные процедуры возложат для оплаты на население. Получается, что не выиграет от новой схемы никто, но только с рынка уйдут десятки компаний, на место которых придет непонятно кто.
При этом Татьяна Головачева напомнила: нередко сами граждане становятся виновниками появления колоссальных объемов ОДН. Кто-то банально крадет ресурс с помощью магнитов на счетчике, кто-то регулярно занижает показания, а специалистов УК для сверки показаний в квартиру не пускает, кто-то прописал в жилье одного человека, а сдал его семье квартирантов, оплачивая по нормативу лишь мизерную часть потребления. Члены Общественного совета согласились с депутатом и предложили ряд мер, которые могли бы навести порядок в данной сфере. Самый эффективный из них: формирование системы удаленного доступа к показаниям индивидуальных счетчиков. Однако пока реализовать такой подход возможно лишь на отдельных объектах – слишком высока цена необходимого оборудования. Татьяна Головачева предложила: опробовать такие приборы хотя бы на одном-двух многоквартирных домах и посмотреть на практике – каким будет ОДН?
В завершение заседания было рассмотрено предложение депутата и руководителя регионального филиала «Квадры» Николая Назарова об изменении порядка оплаты отопления жильцами домов без общедомовых приборов учета. Сейчас им выставляются счета за 7 месяцев. С учетом того что отопительный период в Воронеже 6 месяцев, такой порядок вызывает непонимание воронежцев и дополнительное социальное напряжение. Николай Назаров предложил департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области изменить порядок оплаты. Общественный совет это обращение поддержал.