Сняв фильм о воронежском художнике из Нижнего Кисляя Александре Смирнове, режиссер Ольга Петракова, заинтересовавшись культурой нашего края, сделала документальную картину об известных воронежцах, живущих в Москве. Сегодня Ольга Ивановна собирает материал для второй части своей картины. Ее работа стала поводом для этого разговора.
Не отказываться от опыта
– Ольга Ивановна, расскажите немного о фильме предыдущем, повествующем о кругосветном путешествии «Крузенштерна».
– Фильм создавался несколько лет. Там – переплетение сюжетных линий: и история уникального парусника, и судьба легендарного русского мореплавателя и исследователя Ивана Крузенштерна, и его сложные отношения с чиновником-дипломатом Николаем Резановым, их конфликт во время совместного кругосветного путешествия, первого в России. В картине также прослеживается судьба наших современников – юных матросов, впервые оказавшихся на судне и вкусивших романтику и трудности морской службы.
– Знаю, что подобные проекты на канале «Культура» вел Виталий Трояновский, который, судя по всему, поддержал и ваш замысел.
– Виталий Антонович стал чуть ли не соавтором сценария «Крузенштерна». Этот талантливый и мудрый человек помогает многим режиссерам и сценаристам точными профессиональными советами. Я благодарна ему и другим своим друзьям-единомышленникам и учителям. Кстати, Трояновский был хорошо знаком с воронежским киноведом Сталем Никаноровичем Пензиным.
– Если говорить об учителях, у кого приходилось учиться профессии?
– Я – режиссер, который учится все время. Ну, в самом деле, глупо же отказываться от опыта, накопленного выдающимися мастерами! Советская школа игрового и документального кино, телефильмов и передач – едва ли не лучшая в мире. У нас столько славных имен! Кого-то уже нет. Кто-то незаслуженно «отодвинут» и остается в тени, кто-то предан забвению. Это несправедливо! Что же касается конкретно меня, то я начинала с посещений уроков режиссера Сергея Евлахишвили, потом закончила режиссерскую мастерскую Андрея Торстенсена. На телевидении он – абсолютный авторитет. С той поры прошло уже более 20 лет…
Не потерять лицо
– Знаю, что в 1995 году передача «Там-там НОВОСТИ», в которой вы принимали активное участие, получила Национальную премию «ТЭФИ».
– Был такой факт в моей биографии на «Шаболовке» – после окончания режиссерских курсов. Чуть позже открылся канал «Культура», который и оказался в сфере моих устремлений. Теперь многое связано с ним. Я вела цикл «Моя деревня», снимала фольклорные фестивали и телеспектакли. В общем, много чем приходилось заниматься. В последнее время меня особенно интересовала жизнь русской провинции и, в частности, Воронежской области.
– Воронежский художник из Нижнего Кисляя Александр Смирнов стал героем одного из ваших фильмов. Как это произошло?
– Я увидела его работы. В том числе – и в Московском государственном выставочном зале. Они привлекли мое внимание невероятной энергией, тематическим разнообразием, трактовкой религиозных сюжетов... Кстати, уважаемые столичные искусствоведы и художники знают этого художника давно и восторженно о нем отзываются. Картины Александра Смирнова охотно приобретают не только частные коллекционеры, но и музейщики. Со Смирновым я встречалась в Москве. Дважды побывала в Нижнем Кисляе. Он оказался еще и ярчайшей личностью, довольно своеобразной – искренней и самобытной… Пару лет назад я устроила его выставку в одном из залов Воронежской областной администрации.
– Вы были в Воронеже несколько раз. Каковы впечатления?
– Побывав здесь в разные времена года, могу сказать, что Воронеж – красивый город, у которого есть свои традиции, история, галерея уважаемых имен. Город – это ведь не только история и архитектура, а прежде всего – люди. А с людьми надо встречаться, разговаривать… Мне повезло: довелось общаться в вашем городе с интересными личностями, как, впрочем, и в Москве с воронежцами, переехавшими в столицу. У вас уютный центр. Жалко, если он потеряет свое лицо и будет застроен американизированными нелепыми высотками-небоскребами, лишится больших красивых деревьев – полноценной зеленой зоны.
Инициатива – впечатляет
– Вы часто ездите по разным местам. Каково, по вашему ощущению, положение дел с культурой в стране?
– Столько разрушено за последние 25 лет! Собирать приходится по крупицам. Конечно, многое зависит от воли и кругозора федерального центра, но и в регионах очевидна зависимость от местного руководителя. Если «у руля» человек совестливый, болеющий душой за то, что происходит вокруг, то он понимает значение культуры, искусства, образования, неповторимости того или иного места. Пытается что-то делать, сохраняя историческую преемственность. Это понимание и усилия дорогого стоят…
– Чем привлекают воронежские афиши?
– У вас интересные музеи, памятники, замечательная филармония, активно работающий Дом актера. Почти ничего не знаю о вашем телевидении. На афиши кинотеатров стараюсь не обращать внимания. Западное коммерческое кино, которое активно навязывают нашим зрителям, часто удручает.
– А что вы слышали о воронежских театрах?
– Ваш Кольцовский театр в конце 80-х – начале 90-х годов произвел большое впечатление на московскую публику и критиков. Знаю, что у вас работал талантливейший режиссер Анатолий Васильевич Иванов (приверженец уникальной школы русского психологического театра, ученик А.В. Эфроса). Слышала о вашем театре оперы и балета, ТЮЗе, театре кукол, Камерном… Впечатляет инициатива проведения Платоновских фестивалей, которая, конечно же, не может не радовать воронежцев. Правда, не знаю, насколько доступны билеты на фестивальные представления, какова их цена и критерии отбора тех или иных спектаклей, приглашаемых на фестиваль.
Какие люди…
– Сегодня многие передачи самых разных каналов носят антисоветский, негативный характер. Как вам кажется, это политическая конъюнктура или наши вечные крайности? Ясно ведь, что не будь Великой Победы во Второй мировой войне, достигнутой невероятными усилиями, в том числе – и организационными, железной дисциплиной и верой в идеалы, мы бы здесь не разговаривали. Да и, возможно, вообще не существовали бы, судя по тогдашним планам «цивилизованной Европы». Зачем воспитывать людей на уничижении собственного прошлого?
– К сожалению, мы плохо знаем историю. Даже ключевые ее периоды. Скажем, эпоху Ивана Грозного или Петра I. Да и XIX век ощущаем, в лучшем случае, по литературным произведениям. А ведь все страшные катаклизмы века XX – в кричащих социальных противоречиях прошлого, объективных претензиях людей бедных и бесправных, в их недовольстве, копившемся из века в век… Кроме того, мы часто идеализируем запад, забывая о том, что кровавых страниц у них – не меньше нашего. А может, и больше, если вспомнить о столетиях инквизиции, крестовых походах, колониальных экспансиях, работорговле, чудовищных революциях, бесконечных войнах, атомном оружии… Военные технологии и политтехнологи изощряются по всему миру на фоне всеобщего культурного кризиса, в угоду собственным корыстным «геополитическим» запросам… Я согласна с вами в том, что на негативном отношении к собственной истории нельзя воспитывать людей, тем более – молодых. Это путь в тупик. События на Украине и в других странах свидетельствуют об этом красноречиво. Да и у нас немало проблем из-за непонимания исторических причинно-следственных связей.
– Возвратимся к вашим воронежским героям. Чьи биографии в центре вашего нынешнего внимания?
– Среди многих интереснейших судеб это, конечно же, воронежцы-юбиляры 2015 года: Элеонора Беляева, Анатолий Жигулин, Алексей Прасолов, Василий Панин. В этом году, юбилейном для Ии Савиной, Осипа Мандельштама, Егора Исаева, вновь обращаюсь к их творчеству. В то же время меня особо занимает биография композитора Вячеслава Овчинникова. В мае ему исполняется 80 лет. Как известно, он автор нескольких симфоний, опер и балетов. Восхитительная музыка его звучит более чем в 40 кинофильмах (в их числе – «Андрей Рублев» и «Иваново детство» Тарковского, «Война и мир» и «Степь» Бондарчука, «Первый учитель» Кончаловского)… Спасибо вам за подаренную новую книгу прекрасного поэта Владимира Шуваева «Избранное». Он тоже в поле зрения моего особого интереса.
– Надеемся увидеть наших земляков в работах канала «Культура», который для многих – отдушина в эфире, заполненном потоками сомнительной продукции, а часто и откровенной пошлостью.
– Спасибо за высокую оценку нашей работы. Мы работаем для вас – зрителей взыскательных и неравнодушных.