2025-08-12

Воронежцы могут посмотреть выставку белорусского художника Александра Кищенко

Воронежцы могут посмотреть выставку белорусского художника Александра Кищенко
В музее Крамского 11 июля торжественно открылась персональная выставка народного художника Республики Беларусь Александра Кищенко «Нити судьбы» (12+). В экспозиции собрано более 150 работ из коллекции вдовы живописца – художницы Нины Кухаренко, которая вместе с их сыном Максимом приехала в Воронеж. Выставку приурочили к 300-летию Воронежской губернии и сотрудничеству Воронежской области и Республики Беларусь.

Вдохновленный подсолнечником

Александр Кищенко – наш земляк. Он родился 13 мая 1933 года в деревне Белый Колодец Богучарского райо­на. Здесь, на малой родине, прошли детство и юность художника. А сразу после окончания школы Александр отправился работать в Мариуполь (в то время – Жданов), на завод «Азовсталь», где трудился маляром-альфрейщиком: занимался росписью по штукатурке.

DSC05768.jpg

В 1953 году Александр Кищенко поступил во Львовский государственный институт прикладного и декоративного искусства (ныне – Львовская национальная академия искусств) на факультет монументальной живописи. После окончания института работал в Киеве, а в 1963 году мастер переехал в Минск. В Беларуси прошла большая часть жизни живописца. Мастер работал в области станковой и монументальной живописи, создавал росписи, мозаики и гобелены. Он создал уникальный стиль, сочетающий в себе традиции народного искусства и современные тенденции.

По словам Нины Кухаренко, Александр Кищенко никогда не забывал о своей малой родине. Каждый год летом, когда начинали цвести подсолнухи, семья художника собирала чемоданы и отправлялась в Богучар. Здесь он черпал свое вдохновение.

DSC05789.jpg

– Александр Михайлович приезжал пообщаться в Богучаре с родными, друзьями, набраться энергии, творческих идей. Там он делал наброс­ки, писал портреты местных жителей. Когда он уезжал из Богучара, подсолнечник уже давал плоды. И этот аромат – аромат подсолнечника и меда – он привозил в Беларусь, в свою мастерскую. Поэтому желтый цвет – цвет энергии – всегда присутствует в его картинах, – рассказала Нина Владимировна.

«Гобелен века» и «Волна»

Александр Кищенко считается родоначальником белорусского монументального гобелена. По словам Нины Кухаренко, гобелены были его отдушиной. Художнику удалось возродить этот вид декоративно-прикладного искусства и обучить ему белорусских ткачих. Всего за свою жизнь мастер создал около полусотни полотнищ.

DSC05663.jpg

Самое масштабное и величайшее произведение художника – «Гобелен века» – было выполнено вручную из шерсти. Высота гобелена – 19 метров, ширина – 14 метров. Этот шедевр высотой с шестиэтажный дом был отмечен в Книге рекордов Гиннесса как самый большой гобелен в мире и получил статус национального достояния Беларуси.

DSC05849.jpg

Сейчас огромное полотно хранится в Минске, в Нацио­нальном художественном музее. Лежит он в свернутом виде. Раз в год его разворачивают и дезинфицируют. Экспонировать его не могут из-за огромных размеров.

Еще один известный гобелен Александра Кищенко – «Чернобыль». Сейчас он украшает здание ООН в Нью-Йорке.

DSC05685.jpg

На выставке в музее Крамского можно увидеть два гобелена мастера – «Море» (или «Волна») и «Подсолнухи». На полотне «Море» Александру Кищенко с помощью особой структуры ниш и решеток удалось создать трехмерное пространство.

DSC05609.jpg

Как поясняет Максим Кищенко, изображая решетки, художник вдохновлялся белорусским орнаментом и элементами «золотых ворот» для церковных алтарей, которые белорусские мастера создавали из соломы. Соломенное плетение – особый вид белорусского декоративно-прикладного творчества.

– Отец восторгался соломенными «царскими вратами» – говорил, что в мире нет ничего подобного, – добавил Максим.

DSC05607.jpg

Вселенский реализм

Глядя на зрелые полотна художника, нетрудно заметить, что ему была свойственна особая философия. Рядом с христианскими мотивами представлены персонажи мифов Древней Греции и космические пространства.

Большую часть женских образов Александр Кищенко написал со своей музы – любимой жены Нины Кухаренко. Мягкие черты ее красивого славянского лица можно увидеть в образе Мадонны с младенцем. Есть на выставке и портреты первой жены художника.

DSC05619.jpg

В особой манере живописец работает и с цветом. В основном портреты он изображал в холодной сине-голубой гамме, которая контрастировала с ярко-желтым цветом.

– Его живопись – как огонь. Может обжечь. Но взгляд не отведешь. Этот цвет и свет хочется наблюдать, заглянуть дальше и глубже – там определенно есть «глубже». Восторг, страсть, драматизм – все есть. Только безмятежной радости нет. Откуда ей взяться, когда самому творцу это чувство едва знакомо? – отмечает Нина Кухаренко.

DSC05623.jpg

В работах Александра Кищенко (особенно ранних) чувствуется влияние искусства эпохи модернизма – здесь несложно увидеть отголоски авангарда, кубизма, импрессионизма, фовизма. Тут можно найти портреты девушек с глазами, как у Модильяни, и пейзажи, напоминающие полотна Ван Гога. А геометрические формы, кочующие из одного произведения в другое, кому-то отдаленно напомнят творчество Климта.

DSC05646.jpg

Сын Александра Кищенко Максим характеризует стиль отца как «вселенский реализм».

– Перед художниками второй половины XX века стояла непосильная задача: казалось бы, после супрематизма Малевича найти свой собственный стиль было сложно. Но моему отцу это удалось. В своем творчестве он совместил символизм и жизненную убедительность образов, – пояснил Максим.

Выставка «Нити судьбы» продлится в музее Крамского до 3 августа.