2024-09-22

Воронежцы любят свой город больше, чем он того заслуживает?

Журнал «Русский репортер» представил проект «Рейтинг российских мегаполисов - 2017».

Журнал «Русский репортер» представил проект «Рейтинг российских мегаполисов – 2017». Исследование состоит из двух частей: статистической и социологической. Статистики зафиксировали уровень социально-экономического развития, социологи провели опрос: почему жителям нравится или, наоборот, не нравится их город. Итоговое место рейтинга представляет примерно среднеарифметическое из двух полученных цифр. И, что характерно, в верх рейтинга Воронеж тянула народная любовь (8-е место), в низ – объективные показатели индекса социально-экономического развития (17-е место).

То есть, в переводе на язык арифметики, мнение воронежцев о своем городе в два раза выше его социально-экономических достоинств.

Индекс соцэкономразвития формировался из 10 статистических критериев: среднемесячная зарплата, общие бюджетные расходы на одного жителя, количество преступлений на тысячу жителей, уровень безработицы, строительство жилья, оборот розничной торговли и т. д. После бурного подъема в тучные годы строительство находится в глубоком спаде, торговля – в стагнации, и все это отражает динамику реальных доходов горожан. С бюджетом все стабильно: его как не хватало, так и не хватает. Если бы не аналогичные проблемы других городов, мы оказались бы в конце списка.

Но что воронежцу зарплата, что воронежцу темпы строительства! Плюсы своему городу он ставит совсем за другое. Приоритет отдает кафе, клубам и ресторанам – их количество и качество удовлетворяет половину опрошенных. 31% горожан устраивает доступность товаров и услуг, 28% – кино и театры. Каждый четвертый воронежец безусловно рад городским паркам и скверам.

Но как только тема опроса уходит из зоны отдыха, картина меняется. Воронежские вузы устраивают лишь 15% горожан, общественный транспорт – 9% . Такие базовые показатели, как качество автомобильных дорог, доступность хорошей работы, безопасность, школы и детские сады, экология, медицина, доступность удобного жилья набирают менее 5% каждый.

Город, по мнению его собственных жителей, не очень комфортен для работы и решения житейских проблем, зато прекрасно подходит для отдыха и развлечений. Не Воронеж, а Монте-Карло какое-то.

Могла бы насторожить и динамика народного доверия жителей: по сравнению с 2014 годом число жителей, которым нравится жить в городе, упало с 84 до 72%. Но падение на 12 пунктов – это ровным счетом средняя величина падения для всех крупных городов. На эти же 12% упали и наш сосед сверху Ростов-на-Дону, и сосед снизу Нижний Новгород.

А первое место во всех рейтингах заняла, как и в прошлом исследовании, нефтеносная Тюмень. И даже темпы падения народной любви к этому суровом краю – самые низкие. Что заставляет задуматься о приоритете современных ценностей.

Разбор полетов

Романович.jpg

Александр Романович, руководитель ИОМ «Квалитас»:

– Профессиональные социологи обычно не берутся комментировать результаты опроса без «выходных данных» – о методике и охвате исследований. А их «Русский репортер» не обнародовал. Мне оборвали трубку журналисты со всей страны – с просьбой прокомментировать данные другого «исследования», согласно которому в Воронеже 32% жителей считают себя мусульманами – это в сто раз больше реальной цифры!

Согласно опросам «Квалитаса», такое понятие, как чувство гордости за свой город, после резкого – трехкратного – скачка пятилетней давности у воронежцев выражается стабильно. В той или иной мере его испытывают порядка 80% горожан. В числе приоритетов – внешний вид областного центра, его история, культурные традиции. Каждый третий горожанин испытывает подобную гордость «довольно часто», а 46 процентов респондентов – от случая к случаю. Только 18 процентов опрошенных не видят или не хотят видеть поводов для гордости.

Николай Сапелкин.jpg

Николай Сапелкин, историк-краевед:

– Думаю, данный показатель является отчасти результатом демографической ситуации. Много лет в Воронеже смертность превосходит рождаемость. При этом естественная убыль населения компенсируется миграционными потоками, которые не только перекрывают демографическую яму, но и дают прирост населения в среднем до 10 тысяч человек в год. Таким образом, только за последние десять лет Воронеж пополнился на несколько десятков тысяч новых жителей, которые выбрали его осознанно – как город, где можно решить вопросы и качества жизни, и трудоустройства, и отдыха согласно тому или иному культурному запросу. В основном среди этой категории лиц – выходцев из других населенных пунктов, регионов и даже стран – звучат положительные высказывания о Воронеже. Старожитные воронежане настроены более критично и к воронежской действительности, и к местной власти. Если нынешние показатели замещения населения сохранятся, то коренные воронежане скоро станут редкостью, но патриотов от этого в городе меньше не станет.

Александр Саубанов
Фото Сергея Губанова