Такое буквальное единение особенно ярко проявилось после просмотра документального фильма «Агафья» про сибирскую отшельницу из семьи старообрядцев Агафью Карповну Лыкову.
Сюжет для каждого
Авторы фильма – наши земляки, известный российский режиссер, тележурналист, выпускник журфака ВГУ Павел Селин и не менее талантливый оператор, режиссер, сценарист, музыкант Дмитрий Разворотнев, который писал сценарий, музыку к фильму, монтировал его в своем родном селе Садовое Аннинского района. Именно здесь, на малой родине, он создавал свои киноработы в последние годы жизни. Дмитрия с нами нет уже два года, и «Агафью» показали воронежцам в «Спартаке» на его 50-летие. После просмотра фильма в главном кинозале города развернулась дискуссия, в которой приняли участие и студенты, и журналисты, и известные воронежцы. «Агафья» стала не просто кинособытием нашего города, но отчасти потрясением для каждого человека независимо от профессии, возраста, национальности и вероисповедания. Несмотря на полностью документальные съемки, фильм получился собранием метафор, которые поднимают зрителя на уровень уже художественного осмысления – и фильма, и своего личного «сюжета». Многие в зале не сдерживали слез. Как сказал после просмотра молодой человек – студент ВГПУ, «с этим фильмом теперь я должен пожить».
Про силу выбора…
– Одинокая женщина в суровой тайге своей жизнью доказывает, на что способен человек, если верит по-настоящему. Потерпевший аварию вертолет стал символом цивилизации и прогресса, запутавшихся в лопастях греха. Студенты, отправившиеся на помощь удивительной и загадочной Агафье, переходящие бурлящую таежную реку с тяжелым грузом – словно переносят на себе, в себе груз вечных вопросов через реку своей жизни. Пятый эпизод фильма, «Сирота у Бога», для меня лично стал новеллой о пути к истокам: Агафья поднимется в старый дом к могилам родных и ведет, поднимает за собой «новых» людей по этому неизведанному для нас пути. Для нее это «дорога памяти» – лепешки из лебеды, огниво брата, а потом – потеря всех. Этот старый крест, который сейчас буквально помогают ей поднять на могилы пришельцы из большого мира, когда-то она поднимала и несла сама, во всех смыслах. Ее мир не пошатнуть и не разрушить даже ракетам, которые периодически падают на заповедный уголок тайги и напоминают о цивилизации и прогрессе. Тайга в фильме – как образ человеческой души, в которой живет несмотря ни на что вера – и маленькая Агафья протаптывает свои тропинки к светлому, большому и самому верному пути. Посмотреть этот фильм обязательно нужно всем, и лучше – на большом экране с хорошим звуком, – поделилась один из организаторов фестиваля, известный российский тележурналист, директор филиала НТВ в Воронеже Ольга Чернова.
– Я хорошо помню, как в 1975 году Лыковых открыл миру наш земляк журналист Василий Песков. Помню сенсационный репортаж «Таежный тупик» тогда в «Комсомолке». И только теперь понимаю, что все произошедшее с ними – это был их выбор, который они повторили многократно. Агафья ведь уходила в монастырь старообрядцев, о потом все равно из-за каких-то разногласий возвращалась в тайгу. Весь внешний большой мир всегда был для нее и для ее семьи искушением, и Лыковы уходили. Так что это фильм для меня – не про религиозные догматы, а про силу личного выбора, – добавляет воронежский адвокат Станислав Рывкин.
…и силу духа
Режиссер Павел Селин признался корреспонденту редакции, что начать разговор с Агафьей оказалось не так просто, и вообще характер у нее – тяжелый, с завышенными требованиями и к себе, и к миру, и к Богу. Она приняла прилетевших к ней из Москвы студентов, съемочную группу и всю их помощь, но от любого разговора уходила. Только случайно, благодаря помощи оператора, удалось Павлу разговорить Агафью Карповну.
– И у нее фантастическое чувство юмора. Может подшутить над собою и над тобой так, что сразу и не заметишь. Этот фильм стал для меня третьей серьезной работой после «Юра-музыкант» о Юрии Шевчуке и «Гуров и Гуров» о двух талантливых художниках из глубинки. И ведь ни один из этих фильмов я снимать не хотел, отбивался как мог! Но мой друг и коллега Андрей Качура прилетел в Москву и потащил меня к проректору технологического университета Игорю Тарасову. Игорь стал рассказывать про Агафью, про то, как его студенты каждый август и еще зимой летают к ней, привозят помощь, помогают по хозяйству, и пригласил поехать с ними. Я подумал: ну зачем мне это, Агафья не мой герой. Но Андрей меня взял «на слабо», и я решил лететь. Через неделю мы были уже в тайге, чуть не грохнулись на вертолете, и с этого началась моя большая агафьевская эпопея и новый этап личной жизни – полного прояснения. У тебя перед глазами появился пример человека, который живет силой духа, именно это помогает выжить в нечеловеческих условиях. Маленькая женщина показала всем нам, что без веры мы ничто. Не люблю я такой пафос, но здесь без него никак, – рассказывает Павел Селин.
Очень личное свое
Кстати, в Воронеже на фестивале представлена изначальная эфирная – а не фестивальная – версия фильма. И это, по выражению Селина, «как легкое дыхание», без дидактического нажима, заранее продуманных акцентов и режиссерских подсказок.
– Мы с Димой Разворотневым, как обычно, монтировали все лихорадочно, лишь бы успеть. И вот эта спешка оказалась благотворной. Фильм получился просто выдохом пережитого, и каждый находит в нем очень личное свое, размышляет сам, – говорит Павел.
А для меня «Агафья» стала очень русским вариантом любви и борьбы из любимого американского «Старик и море» Хемингуэя. Или – библейской ночной любви и борьбы Якова с ангелом. Та же сила человеческого духа в ответ на Божественный вызов. Только так выживает Агафья в русской тайге и ждет, по ее словам, «Града Небесного».
А если «приземлиться», то еще вот о чем можно «поразмышлять самому». Агафье почти 80, и ее современница, скажем, из Воронежа – либо на лавочке с соседками, либо тихо доживает свой век дома «наедине с Альцгеймером». Есть и лучший вариант – она со своими студентами, коллегами, пациентами, а, может, еще и с мужем или другом танцует танго на милонгах. Такие чудесные женщины есть и в Воронеже, и в Москве.
Но Агафья – вне всех этих сюжетов, вне пола и возраста. Одинокий сильный ребенок посреди Божественной стихии, наедине со своими книгами и молитвой. И психиатры в фильме, возможно, увидели бы своего пациента. Но как говорили древние мудрецы, только дети и безумцы знают об этом мире все.