Всё начинается с того, что злоумышленники звонят потенциальным жертвам, представляясь сотрудниками Центрального Банка, специалистами по защите прав потребителей или уполномоченными представителями регулятора. Они сообщают о "подозрительной активности", утверждая, что кто-то пытается получить несанкционированный доступ к аккаунту на Госуслугах, банковскому счёту или личным данным.
С целью вызвать панику, мошенники предостерегают о неминуемой блокировке счетов, потере денежных средств и внесении в "список риска" Росфинмониторинга. Единственным способом избежать этих последствий они называют подключение к вымышленной "секретной программе ЦБ" — ИПБС (Индивидуальная программа банковского сопровождения).
Для большей убедительности у жертвы требуют подписать заявления, в которых она признает "вину" в утечке данных, просит "помощи у ЦБ", обещает "выполнять все инструкции" и "не предпринимать самостоятельных действий".
Далее следует стандартная схема мошенников. После "оформления участия в программе" преступники требуют перевести все деньги на "безопасный счёт", предварительно выяснив, какими банковскими приложениями пользуется жертва...
В Центральном Банке Российской Федерации подчёркивают, что не работают напрямую с гражданами, и никакой системы ИПБС в реальности не существует. Ни в законодательных актах РФ, ни на официальном сайте Банка России нет информации об этом.
Также регулятор не имеет полномочий блокировать счета или налагать штрафы на граждан, это прерогатива суда. Угроза штрафом в размере 250 000 рублей за "разглашение участия в программе" — обман.
Подписанные "заявления" не имеют юридической силы и являются инструментом психологического воздействия на жертв. Официальные документы ЦБ выглядят иначе и не содержат требований "не заниматься самодеятельностью".
В МВД рекомендуют немедленно прекратить разговор при поступлении звонков с подобными предложениями.