По закону коллекторские фирмы имеют право взаимодействовать с должником в строго установленном порядке, подробно описанном в главе 2 Закона «Общие правила совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности».
Если коллекторы «достают» должника, необходимо:
1. Связаться с банком (кредитной организацией), перед которым имеется долг, и прояснить вопрос о возможной передаче или переуступке долга.
2. Звонки коллекторов записывать на диктофон, фиксировать полученные сообщения и угрозы по электронной почте (скриншот, распечатка сообщения).
3. В беседах с коллекторами выяснять их контактные данные, в какой фирме они работают, и где она находится, откуда им стали известно о долге и личные данные должника, просить представить реквизиты компании для уплаты долга и копии договоров, по которым взыскивается долг (агентские договоры, договоры переуступки права требования долга и др.).
4. Если вам звонят в неустановленное время – взять у оператора связи распечатку детализации телефонных звонков на ваш номер. Без этой информации, выдаваемой по личному запросу либо по запросу суда, проверка правоохранительных органов по заявлению будет безрезультатной.
При обращении в УФССП к заявлению приобщить копии подтверждающих документов, свидетельствующих о нарушении коллекторскими фирмами ваших прав:
– фотографии;
– копия договора о кредитовании;
– распечатка телефонных звонков и входящих смс-сообщений, которую можно получить от оператора сотовой связи и в «личном кабинете» на сайте сотового оператора в интернете;
– аудиозапись телефонных разговоров, видеозапись на флеш-накопителе USB, CD-, DVD- дисках.
В первом полугодии 2019-го приставы составили 8 протоколов о нарушениях коллекторами КоАП России.