2024-04-19

Воронежцам рассказали, как остановить школьную травлю, когда в процесс вовлечены родители

Воронежцам рассказали, как остановить школьную травлю, когда в процесс вовлечены родители
Толчки и побои, оскорбления и унизительные высказывания, запугивание и угрозы, бойкот – буллинг многолик и вовсе не безобиден. По статистике, каждый второй российский школьник хотя бы раз сталкивался с проявлением буллинга в свой адрес. А корнем проблемы может быть что угодно: травят худых и полных, богатых и бедных, за плохие и хорошие оценки… Но что если конфликт раздувается, будто на дрожжах, самими родителями?

Толчки и побои, оскорбления и унизительные высказывания, запугивание и угрозы, бойкот – буллинг многолик и вовсе не безобиден. По статистике, каждый второй российский школьник хотя бы раз сталкивался с проявлением буллинга в свой адрес. А корнем проблемы может быть что угодно: травят худых и полных, богатых и бедных, за плохие и хорошие оценки… Но что, если конфликт раздувается, будто на дрожжах, самими родителями?

Существует ли родительский буллинг, как он влияет на психологический климат в классе и кто поможет, если взрослые забыли, что за пеленой эмоций – интересы их собственных детей?

ТОЧКА ОТСЧЕТА

Представьте ситуацию: ваш ребенок приходит и жалуется на одноклассницу, которая его цепляет. Сначала вы просите не обращать внимания, потом – отнестись к этому терпимее: придет время – сама отстанет. Но нет и дня, чтобы ребенок не заговорил с вами об этом. И вы закипаете.

А в другом доме – аналогичная ситуация. Девочка-фантазерка (а вы же думаете о ней именно так, ведь ваш ребенок не может вам врать) рассказывает маме небылицы о том, что обижают ее. И мама тоже закипает. Вот только с единственной разницей: эта женщина многодетная и одинокая, и все ее трое детей никак не могут найти общий язык с одноклассниками. Но это ни в коем разе не проблемы с коммуникативными навыками, убеждена мама, а следствие того, что ее детей откровенно травят все: одноклассники, родители, учителя.

Если добавить в этот конфликт третьего, то концов – кто виноват и что делать – вообще не сыщешь. Как это произошло в одной воронежской школе. Дело вот в чем. Пятиклассник заступился за одноклассницу, которую воспитывают отец и бабушка. Год назад ее мамы не стало. А та самая фантазерка вместе со своим братом тогда еще интересовалась: «У тебя правда мама умерла?», а потом констатировала: «Правильно, что так случилось». А теперь фантазерка захотела дружить, но девочка не хочет. А поддержка одной одноклассницы против другой обернулась для пятиклассника и его мамы сущей травлей.

– Она позвонила мне на работу и стала выяснять отношения. Но это не было похоже на диалог. Она звонила, чтобы доказать мне, что она права. Я же на стороне своего ребенка, и, конечно, ей это не понравилось. Конструктивного разговора не вышло, так как после пререканий, в которых все же я старалась найти какие-то аргументы, посыпались угрозы в мой адрес. Она кричала в трубку, что придет и на моих глазах убьет всю мою семью, будет наблюдать за моей реакцией. Думаю, что это ненормально. И, конечно, после такой удачной манипуляции с ее стороны я стала кричать на нее в ответ, – призналась жительница Воронежа Анна К.

ОБРАТИТЕСЬ К ПСИХОЛОГУ

Конфликт «добрался» до кабинета директора. Родителям предложили работу со школьным психологом, ведь дети отзеркаливают поведение взрослых. Школьный специалист может приступить к работе с ребенком только с письменного согласия родителя, но когда есть убежденность, что моя дочка или сыночек – не псих, то положить начало этой работе фактически невозможно.

Так что же делать? Комментирует начальник отдела социально-психологических практик и сопровождения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) Любовь Шахова.

– Скорее всего, в данном случае нужно говорить не о буллинге, а о травле – это ситуации, которые имеют признаки буллинга. Более точные формулировки можно использовать, когда глубоко разбираешься в конкретной ситуации. Вероятно, мы имеем дело с затяжным конфликтом, ведь буллинг – это продолжительное воздействие, причем со стороны целой группы. Как быть? Если имеют место оскорбления, унижения, избиения, то их нужно обязательно фиксировать. Чаще всего это делают жертвы буллингера, – рассказала Любовь Шахова.

Зафиксировать это может психолог – любой, к которому вы обратитесь. Он должен будет вынести решение о фиксации посттравматического расстройства, то есть о формировании у жертвы негативных последствий длительного проявления агрессии в ее адрес. Если это есть, выдается специальное заключение.

С этим заключением – идете в администрацию школы, на основании этого документа формируется заявление в комиссию по делам несовершеннолетних. Они могут назначить профилактическую беседу либо привлечь родителя к административной ответственности. Однако есть и более серьезный аспект: может быть назначена психодиагностика всего класса, чтобы посмотреть, что происходит внутри.

Не любая травля – буллинг, снова подчеркивает Любовь Шахова. Но и она должна быть зафиксирована, если остановить ее разговорами не получается. Это могут сделать опять же психологи либо, если был факт избиения, травматолог. Собираете данные, приносите в школу. На основании этого уже формируется комиссия, состоящая из специалистов управления образования. Они приезжают и разбираются. Наказание – опять же административно-правовое. Если ребенок несовершеннолетний, наказывают только родителя.

– Часто хотят, чтобы таких детей из школы выгнали. Законодательство этого сделать не позволяет. Ребенок может быть переведен в другую школу или класс только с письменного заявления родителей, – говорит Любовь Шахова. – О родительском буллинге вряд ли можно говорить тоже, но хочу заметить, что в процессе выяснения отношений следует держать себя в руках. Если нет конструктива, не надо ничего продолжать. Обратитесь к нам, мы можем рассказать, как правильно общаться с тем, кто конфликтует, и не использовать конфликтогены. Наши специалисты выезжают на родительские собрания и там проводят профилактические беседы. Но надо четко понимать, что агрессия – это выхлоп детско-родительских отношений. Всегда нужно разбираться. А ситуации травли, оскорблений записывайте на диктофон, это поможет и в защите ваших интересов, и при анализе самой коммуникации.

КСТАТИ

Запись на проведение обследования ребенка специалистами комиссии и консультирование по вопросам прохождения ТПМПК осуществляется при подаче полного пакета документов во вторник с 9.00 до 12.00, в четверг с 14.00 до 17.00 по адресу: г. Воронеж, улица Ворошилова, д. 11. Тел.: 8 (473) 277-93-73.

Обратиться за помощью в трудной жизненной ситуации, при буллинге или травле можно также на анонимный, бесплатный и круглосуточный детский телефон доверия: 8-800-2000-122. К слову, раньше на него звонили в основном жертвы травли и буллинга, а также их родители, а с 2020 года появилась новая тенденция – поступают обращения от самих агрессоров.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ