Театр из Санкт-Петербурга привез на детский театральный фестиваль «Маршак» спектакль «900 хлопьев снега» — историю маленькой девочки в осажденном городе.
Документальная хроника, реплики музейных экспонатов, отражающие быт блокадного Ленинграда, «воющие» сирены… Историю о нескончаемом голоде и холоде актриса Татьяна Пестова (Яся) рассказывает без единого слова, лишь изредка, напевая песни и что-то бормоча при общении с игрушками.
«900 хлопьев снега» — это совместный проект Театрального товарищества «Комик-трест» и Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда. К теме блокадного детства обратилась режиссер Татьяна Сидорова.
— Я ленинградка в четвертом поколении, мой прадед служил на «Авроре», а есть вещи, которые просто вписаны в нашу генетическую цепочку. Возможно, поэтому мне захотелось поставить на эту тему. Сначала пришла в музей, как в хранилище материалов. Это было обращение к первоисточникам. Мы собрали эпизоды из жизни детей, переживших блокаду, именно их мы синтезировали в постановку, — рассказала Татьяна Сидорова.
В Воронеже «Комик-трест» впервые представил свой спектакль на театральной сцене, ранее его показывали только внутри музейного пространства. Впрочем, режиссерская находка с демонстрацией хроники в окнах музея обороны и блокады Ленинграда (они как раз предназначены для видеопроекций, их высота достигает 4,5 метров) сохранилась и в театральной инсценировке. Воплотить идею удалось на малой сцене театра юного зрителя.
— У нас было всего полтора дня, чтобы осуществить полную адаптацию спектакля на театральной сцене, — призналась режиссер.
Абсолютно точно спектакль изменился. Пожалуй, можно сказать, что из документального высказывания, «оживающего» в стенах музея, словно свидетельство времени, он превратился в пластический моноспектакль, воедино соединивший прошлое, когда страшное становится бытом, и настоящее, когда понимаешь, что историческая память не должна быть забыта.
— Дети здесь являют собой символ жизни, они наше продолжение. Но у них нет шаблонов, как себя вести в ситуации катастрофы, которая с ними происходит. Дети стараются выжить благодаря тому, что облекают это происходящее в игру. Так они стараются облегчить свое положение. От этого героиня спектакля Яся делится своими историями с плюшевым мишкой, — говорит Сидорова.
У плюшевого мишки Яси есть прототип, который хранится в музее обороны и блокады Ленинграда. Создатели спектакля, конечно, не могли привезти в Воронеж реальные блокадные игрушки, которые имеют в постановке символическое значение, но записали интервью с хранителями и пустили его по радио в фойе театра перед началом. Добиваясь таким образом максимального погружения, Татьяна Сидорова передает трагические страницы нашей истории без прикрас, но очень аккуратно и бережно. При обращении к этой истории для режиссера было важно, чтобы по завершению спектакля у зрителей не складывалось ощущения педалирования темы.
— Мы приглашали на показы людей, переживших блокаду. Основной наш запрос к ним — насколько это правдиво, не пошло ли это. Мне не хотелось «топтаться» по больным мозолям, не хотелось специально педалировать эту тему, — пояснила режиссер.
И, пожалуй, это «Комик-тресту» удается — как за счет режиссерских приемов, так и во многом благодаря актерскому таланту Татьяны Пестовой. Кажется, что она нащупала в каждом из нас самую высокую точку сочувствия и переживания, остановилась в шаге от нее, чтобы и мы уловили непрекращающееся напряжение, чтобы и мы почувствовали голод, чтобы по нашей коже побежали мурашки, покрывающие тело ледяным дыханием… Чтобы мы не забыли, чтобы мы помнили…
Фото: из архива фестиваля «Маршак»