В музее-квартире имени Мордасовой 19 января открылась уникальная выставка «Самовары XIX века» воронежского реставратора Анатолия Бородецкого. Маленькие и большие, круглые и «яйцевидные» – всего лишь небольшая часть самоваров, которые были представлены зрителю. На самом деле дома у коллекционера «живет» больше 200 экземпляров, но на выставку он смог привезти лишь малую долю раритетов.
Шаг за шагом заботливыми руками реставратор дает вторую жизнь сломанной почерневшей утвари. В коллекции Анатолия Петровича самовары самых разных форм: круглые, квадратные, полувазы, груши и рюмки. Это работы всемирно известных старинных фабрик Воронцова, Капырзина, Маликова, Тейле, Ваныкина, братьев Шемариных, Баташева.
Появлению и популяризации такого чайного прибора, как самовар, в России поспособствовал холодный климат. Чтобы согреться, люди выпивали за одно чаепитие около двух литров чая! Да и жар от самовара неплохо прогревал помещение.
Загадкой остается время появления самовара в нашей стране. При выпуске самоваров мастера ставили лишь клеймо, а дату изготовления не указывали. Анатолий Петрович отмечает, что самовар в России появился приблизительно в XVIII веке, а первыми их изготовителями были уральские мастера.
Большой популярностью пользовались дорожные, или их еще называют «походные», самовары. Они были небольшими и компактными, со съемными ножками, вместительностью до восьми литров. Часто купцы, отправляясь в дальнюю дорогу, брали с собой самовар и чайные предметы. Не останавливаясь на станциях, добирались до нужного места с «чайными перерывами». Так они отдыхали сами и давали отдохнуть лошадям.
Самому старому образцу в коллекции реставратора более 250 лет! Сам Анатолий Петрович отмечает, что ему больше нравится работать со старинными самоварами из-за старания и кропотливости мастеров.
Реставрацией самоваров коллекционер начал заниматься я с 2000-х гг. Он отмечает, что технология восстановления поврежденных самоваров у каждого мастера своя. Воронежский реставратор для полировки самоваров использует дрель. Насадки на инструмент делает самостоятельно с помощью различных тканей. За годы работы Анатолий Петрович сжег не один электроприбор. Мастер отмечает, что ручная полировка отнимает много времени и сил, а такой способ помогает сэкономить ресурсы. Иногда появляется сразу много самоваров и одновременно приходится делать три или четыре чайных предмета.
Некоторые самовары попадают к коллекционеру чуть ли не по частям. Приходится не только удалять ржавчину, но и выправлять вмятины, приваривать и даже создавать новые детали. Несколько лет назад в Воронеже на улице Фрунзе проводились раскопки и были найдены изувеченные части самовара. Мастер смог восстановить самовар, но одна ножка у столового предмета была утеряна. Реставратор сам воспроизвел ее, да так, что от «родных» не отличить.
Анатолий Петрович рассказывает, что когда ему задают вопрос: «Что ему не хватает в жизни?», то он отвечает так: «Мне не хватает третьей руки. Если бы она у меня была, то работать стало бы легче, да и сам процесс реставрации самоваров проходил бы намного быстрее».
Выставка открылась в музее-квартире знаменитой исполнительницы русских народных песен и частушек не случайно. Мария Николаевна следовала традициям, а чаепитие было одной из самых любимых. В своей квартире певица любила принимать гостей и угощать их чаем из самовара.
Кстати
Посетить выставку воронежцы могут до конца февраля по адресу: музей-квартира имени Мордасовой (площадь Ленина, 9, квартира 32). Узнать дополнительную информацию можно по телефону 255-67-32.