Из 80-х с любовью
Если попытаться охарактеризовать спектакль одним словом, то это будет слово «мощный». И по сценическому выражению, и по глубине высказывания. В программке обозначено конкретное время действия – 1980 год. Из знаковых событий того лета – Олимпиада, смерть Высоцкого, а для главного героя спектакля Павла Непомилуева, приехавшего из города, которого нет ни на одной географической карте и который чаще называют 500-й – поступление на филологический факультет МГУ. Правда, поступление не совсем обычное. Спектакль начинается с того, что не набравший достаточного количества баллов Павел (Даниил Шерлинг) приходит за документами. Уровень его образованности, как говорится, оставляет желать… Однако что-то усмотрели в нем представители настоящей московской профессуры той поры Семибратский (Александр Доронин) и Муза (Лариса Гребенщикова). Один не поставил за сочинение с нераскрытой по незнанию темой двойку, а вторая настояла на апелляции. И вот уже Павел вместе с другими первокурсниками едет «на картошку». Для молодых зрителей это, возможно, представляется чем-то экзотическим, а для людей старшего поколения – норма студенческой жизни того времени. По осени все, и первокурсники в том числе, выезжали в Подмосковье (коли речь в спектакле идет о Москве), чтобы помочь колхозникам собрать урожай. И у многих складывалось впечатление, что колхозники ведут праздный и даже нетрезвый образ жизни, а студенты за них «пашут». Но это к слову. «На картошке» Павел попадает в отряд старшекурсников, где и начинается его знакомство с молодыми московскими интеллектуалами. И пропасть между ними оказывается огромного размера. Они знают почти все, он – почти ничего. Употребляемые ими слова являются для него незнакомыми. Он старательно записывает их в блокнотик, которым его снабдила Муза. Со стороны это выглядит, конечно же, подозрительно – непонятно как поступил, подслушивает и записывает – не «стукач» ли? И в целом отношение к нему презрительное. Павел убежден, что живет в лучшей стране на земле, гордится этим и, оказавшись в отряде, первым делом вешает над своей кроватью карту СССР, которую возит с собой в тубусе, – ребята-то подумали, что там у него водка. А они считают свою страну местом, из которого надо «валить». Ради того, чтобы попасть в финскую группу, один из них окажется самым настоящим «стукачом». «А как же совесть?» – изумится Павел. «Это была мамина мечта, – ответит тот. – Ты, наверное, на русских сказках вырос. А у меня все детство под подушкой финские сказки лежали».
О времени вне его
На традиционной перед показами пресс-конференции говорили о том, что в спектакле «Душа моя Павел» речь идет вовсе не про 80-е и студентов, которых отправили «на картошку», а про взросление и тот переломный момент, с которым сталкивается каждый из нас. Конечно, темы взросления, необходимости выбора в критической ситуации между порядочностью и успешностью, проживания первого юношеского чувства звучат в спектакле. Но лично мне здесь представляется чрезвычайно важной и тема времени. Время здесь конкретно – 1980 год. Выражено точно и правдиво. Без оценочного, как принято сегодня говорить, суждения. И это, честно говоря, мне представляется главным достоинством спектакля. Переданное с почти документальной достоверностью, оно делает постановку на редкость актуальной и современной. Ведь вглядываясь в крохотный кусочек заката советской эпохи, мы можем не только отчетливее понимать, что происходит сегодня, но и почему это происходит.
Наш герой приехал из закрытого засекреченного города – «почтовый ящик 500». Город обеспечивает оборону страны, его жители привыкли добиваться поставленной задачи любой ценой, работать столько, сколько потребуется. Попав в другую реальность – с самиздатом, глумливыми анекдотами, открыв для себя по сути две страны и понимая, что его оппоненты во многом правы, Павел останется верен себе. Только растерянно спросит у диссидентствующих интеллектуалов: «Что вам сделала моя страна?» После каждого значимого события он будет мысленно обращаться к погибшему в заводской аварии отцу, память о котором, по всей видимости, стала его жизненной опорой. Назначит себя бригадиром и будет «вкалывать» под проливным дождем, не считаясь со временем, требуя того же и от всех остальных. В отличие от других вполне реальных персонажей, главный герой как бы воплощает собой идею советского человека. И имя представляется не случайным. По сути это Павка Корчагин, герой, только родившийся в негероическое время и неуместный в нем. Так же, кстати, как Семибратский и Муза. Первый умрет на этой «картошке», так и не дописав докторскую диссертацию, хотя совсем немного осталось, как раз хватило бы времени, проведенного в колхозе. А Муза, подсиженная молодой карьеристкой и смещенная с должности декана (одной из причин увольнения станет ее помощь Павлу), вероятно, эмигрирует.