2024-07-25

Воронежцам показали историю из 80-х годов прошлого века

Воронежцам показали историю из 80-х годов прошлого века
Театральную программу осенней части Международного Платоновского фестиваля открыл спектакль «Душа моя Павел» Российского академического молодежного театра. Его поставил художественный руководитель театра Алексей Бородин по роману Алексея Варламова «Душа моя Павел». Роман был написан в 2018 году, а в 2019-м автор представлял его на Платоновском фестивале, как несколькими годами ранее биографию Андрея Платонова, вышедшую в серии ЖЗЛ, и книгу «Мысленный волк».

Из 80-х с любовью

Если попытаться охарактеризовать спектакль одним словом, то это будет слово «мощный». И по сценическому выражению, и по глубине высказывания. В программке обозначено конкретное время действия – 1980 год. Из знаковых событий того лета – Олимпиада, смерть Высоцкого, а для главного героя спектакля Павла Непомилуева, приехавшего из города, которого нет ни на одной географической карте и который чаще называют 500-й – поступление на филологический факультет МГУ. Правда, поступление не совсем обычное. Спектакль начинается с того, что не набравший достаточного количества баллов Павел (Даниил Шерлинг) приходит за документами. Уровень его образованности, как говорится, оставляет желать… Однако что-то усмотрели в нем представители настоящей московской профессуры той поры Семибратский (Александр Доронин) и Муза (Лариса Гребенщикова). Один не поставил за сочинение с нераскрытой по незнанию темой двойку, а вторая настояла на апелляции. И вот уже Павел вместе с другими первокурсниками едет «на картошку». Для молодых зрителей это, возможно, представляется чем-то экзотическим, а для людей старшего поколения – норма студенческой жизни того времени. По осени все, и первокурсники в том числе, выезжали в Подмосковье (коли речь в спектакле идет о Москве), чтобы помочь колхозникам собрать урожай. И у многих складывалось впечатление, что колхозники ведут праздный и даже нетрезвый образ жизни, а студенты за них «пашут». Но это к слову. «На картошке» Павел попадает в отряд старшекурсников, где и начинается его знакомство с молодыми московскими интеллектуалами. И пропасть между ними оказывается огромного размера. Они знают почти все, он – почти ничего. Употребляемые ими слова являются для него незнакомыми. Он старательно записывает их в блокнотик, которым его снабдила Муза. Со стороны это выглядит, конечно же, подозрительно – непонятно как поступил, подслушивает и записывает – не «стукач» ли? И в целом отношение к нему презрительное. Павел убежден, что живет в лучшей стране на земле, гордится этим и, оказавшись в отряде, первым делом вешает над своей кроватью карту СССР, которую возит с собой в тубусе, – ребята-то подумали, что там у него водка. А они считают свою страну местом, из которого надо «валить». Ради того, чтобы попасть в финскую группу, один из них окажется самым настоящим «стукачом». «А как же совесть?» – изумится Павел. «Это была мамина мечта, – ответит тот. – Ты, наверное, на русских сказках вырос. А у меня все детство под подушкой финские сказки лежали».

О времени вне его

На традиционной перед показами пресс-конференции говорили о том, что в спектакле «Душа моя Павел» речь идет вовсе не про 80-е и студентов, которых отправили «на картошку», а про взросление и тот переломный момент, с которым сталкивается каждый из нас. Конечно, темы взросления, необходимости выбора в критической ситуации между порядочностью и успешностью, проживания первого юношеского чувства звучат в спектакле. Но лично мне здесь представляется чрезвычайно важной и тема времени. Время здесь конкретно – 1980 год. Выражено точно и правдиво. Без оценочного, как принято сегодня говорить, суждения. И это, честно говоря, мне представляется главным достоинством спектакля. Переданное с почти документальной достоверностью, оно делает постановку на редкость актуальной и современной. Ведь вглядываясь в крохотный кусочек заката советской эпохи, мы можем не только отчетливее понимать, что происходит сегодня, но и почему это происходит.

Наш герой приехал из закрытого засекреченного города – «почтовый ящик 500». Город обеспечивает оборону страны, его жители привыкли добиваться поставленной задачи любой ценой, работать столько, сколько потребуется. Попав в другую реальность – с самиздатом, глумливыми анекдотами, открыв для себя по сути две страны и понимая, что его оппоненты во многом правы, Павел останется верен себе. Только растерянно спросит у диссидентствующих интеллектуалов: «Что вам сделала моя страна?» После каждого значимого события он будет мысленно обращаться к погибшему в заводской аварии отцу, память о котором, по всей видимости, стала его жизненной опорой. Назначит себя бригадиром и будет «вкалывать» под проливным дождем, не считаясь со временем, требуя того же и от всех остальных. В отличие от других вполне реальных персонажей, главный герой как бы воплощает собой идею советского человека. И имя представляется не случайным. По сути это Павка Корчагин, герой, только родившийся в негероическое время и неуместный в нем. Так же, кстати, как Семибратский и Муза. Первый умрет на этой «картошке», так и не дописав докторскую диссертацию, хотя совсем немного осталось, как раз хватило бы времени, проведенного в колхозе. А Муза, подсиженная молодой карьеристкой и смещенная с должности декана (одной из причин увольнения станет ее помощь Павлу), вероятно, эмигрирует.

Легко и зрелищно

Алексей Бородин сделал живой, масштабный, зрелищный и в то же время легкий для восприятия спектакль. Местами даже в СТЭМовской свободной манере. Огромная сцена ВКЗ открыта во всю глубину. Слева настоящий оркестр, в правой части плакаты, а также стулья, столы, лавки, используемые в качестве оформления (художник-постановщик Станислав Бенедиктов). Смена декораций будет происходить по необходимости и мобильно. Это будет и аудитория, и колхозное поле с грядками, и лавка в бане и т. д. Спектакль многонаселенный, пронизанный молодой энергией, актерским драйвом, уместностью всего, что используется на сцене. Четко продуманным и мастерски исполненным вживую музыкальным рядом из шлягеров восьмидесятых – тут и «Желтая подводная лодка», и «Отель «Калифорния», и Высоцкий, и «Птица счастья»... Прозвучит «Вьюн над водой» и «Слово о полку Игореве» на старославянском под вокализ. И ни один из этих по сути номеров таковым не покажется, а будет восприниматься как неотъемлемая часть крепко сбитого, сложноорганизованного художественного полотна. И, конечно же, очень порадует высокий уровень и слаженность актерского ансамбля. А еще вовлеченность в действие зрителя, который на протяжении всего спектакля будет аплодисментами поддерживать правоту того или иного персонажа. Словом, спасибо РАМТу за настоящее театральное событие.