2025-06-22

Воронежский учитель Людмила Егунова – о коллегах-фронтовиках, новом поколении не читающих и секрете счастья на все времена

Воронежский учитель Людмила Егунова –  о коллегах-фронтовиках, новом поколении  не читающих и секрете счастья на все времена
Есть города с градообразующими предприятиями. А есть – с градообразующими людьми. Из поколения в поколение Воронежу сообщали нужный ритм, задавали тон именно такие люди – личности и целые профессиональные сообщества. Не только вузы столицы Центрального Черноземья, но и педагогическая школа, учителя с советских времен славились на всю страну – именно они с тех пор во многом определили лицо воронежской интеллигенции.

Наша сегодняшняя героиня с ее «монологом о главном» – учитель русского языка и литературы, почетный работник общего образования РФ Людмила Борисовна Егунова. Воронежский пединститут окончила в 1974-м, почти всю профессиональную жизнь посвятила 45-й школе. Сейчас возглавляет комиссию по патриотическому воспитанию в Городском совете ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, а также руководит «первичкой» совета ветеранов образования в родном Ленинском районе.

Недавно Людмила Борисовна стала собирать, приводить в стройную систему антологии информацию о воронежских учителях – участниках Великой Отечественной войны. Так понемногу возвращается из небытия, складывается в целостный образ еще одно градообразующее лицо Воронежа.

О пробеле в местной истории

– Все началось с того, что мы готовились к 30-летнему юбилею Городского совета ветеранов образования. Совет был создан в 1993 году, а его первым председателем был Александр Федосеевич Черноног – участник Великой Отечественной войны и первый директор 73-й школы. Когда я стала изучать судьбу Чернонога, а потом судьбу других наших учителей – фронтовиков, то поняла, какие уникальные личности пришли с войны в воронежские школы! Например, директор 29-й школы Виктор Арсениевич Виноградский получил в наследие обугленную коробку – все, что осталось от школьного здания после бомбежек. А спустя несколько лет здание вместе со школьным двором превратились в цветущий сад. Цвели, стали давать урожай все воронки и траншеи. О юннатах Виноградского, о сотрудничестве школы с учеными-биологами, с селекционерами писали в советских газетах. И кроме специальных знаний дети здесь получали еще и сам урожай – были накормлены в те голодные годы. Директор нынешней гимназии «французской» им. И.С Никитина Василий Артамонович Минаков на фронте дважды горел в своем танке, был тяжело ранен. А потом стал «родоначальником» углубленного изучения французского языка юными воронежцами. Или – учитель послевоенных первоклашек 74-й и 86-й школ Владимир Михайлович Уразов. Во время боев у него оторвало руку, и он левой рукой выучил чистописанию не одно поколение воронежцев. По мере сбора информации я все больше понимала – о таких педагогах должны знать не только в их школах, но все воронежцы. Потому что эти истории помогают нам достойно жить сегодня, получать каждому очень личные ответы на нынешние сложные вопросы.

Оказалось, что информации о наших учителях-фронтовиках в городе не так уж много. В городских библиотеках я почти ничего не нашла. Очень помогли коллеги в самих школах, их музеи.

О книгах и учителях на всю жизнь

– В нашем роду со стороны папы было много учителей, и к этой профессии в семье всегда относились с особым уважением. Папа, хоть и технарь по профессии, был настоящим книжником. Книги в доме были везде. Помню, как мы поехали покупать с ним наш первый книжный шкаф, а потом от остановки «Маслозавод» рядом с нынешним цирком бережно везли его на саночках домой. И в этот высокий застекленный красавец поставили все наши книги. А когда я училась еще в начальных классах, папа подарил мне большой орфографический словарь, в котором более ста тыс. слов. Я им пользуюсь по сей день.

И конечно же, сами учителя в моей родной – тогда 43-й школе на Чижовке – повлияли на выбор профессии. Учитель русского языка и литературы Рената Борисовна Величко иногда подключала меня к проверке тетрадей – проверять их всегда было моей мечтой! Я тогда еще не знала, что потом спустя годы буду приносить домой их по 120 штук, чтобы проверить все к завтрашнему утру. А когда по настоянию мамы я после 8 класса пришла к директору школы Владимиру Николаевичу Щеглову, чтобы забрать свои документы и подать их в строительный техникум – он мне их не отдал. Уже видел мою страсть к литературе и настоящее призвание. Этому его отказу отдавать документы я была очень рада. В нашей школе была создана одна из первых команд КВН, после походов в кинотеатры мы обсуждали фильмы на классном часе. Нас учили думать, анализировать, делать выводы. Потом в 45-й школе педколлектив тоже оказался сильным. Нам, молодым, старшие коллеги открывали все свои «мастерские». Этой старой гвардии коллег я благодарна до сих пор. Но и во всех воронежских школах тогда был примерно одинаковый – достаточно высокий уровень преподавания.

О школах сегодня

– Теперь школы очень разные. Есть «обычные» общеобразовательные, есть лицеи, гимназии, УВК, мегашкола и даже целые образовательные центры – например, «Траектория». Но проблем от этого меньше не становится, и главная – дефицит учителей, хорошо образованных, мечтавших о такой профессии. И все, кто работает в школах сегодня, очень устали от «бумаг» – от всех этих обязательных отчетов, индивидуальных планов, программ, за которыми уже не успеваешь «разглядеть» самого ребенка. А у школьников все меньше навыков самостоятельного мышления. Да и читают сейчас – единицы, потому что эта наша особенная отечественная привычка в семьях больше не прививается. И значит, впереди нас ждет еще одно поколение живущих без книг.

О «пении человеческого сердца»

– Сама я по-прежнему читаю много. Самые перечитываемые – Антон Чехов и Джек Лондон. И с каждым годом – это особое новое прочтение. Из самых любимых также – философ Иван Ильин. Его мысль «Есть только одно истинное счастье на земле – пение человеческого сердца» до сих пор моя путеводная звезда и в работе, и в личной жизни. Помимо книг новыми силами каждый день наполняют любимые домашние дела: комнатные растения, шитье, кулинария. Я убеждена: все, что ты делаешь – готовишься к уроку, шьешь юбку или варишь суп, должно быть заряжено твоим уникальным вдохновением. Тогда жизнь имеет смысл.

С мужем мы вместе уже больше 50 лет. И что бы ни говорили вокруг современные психологи, но секрет долгой совместной жизни держится в первую очередь на любви между мужчиной и женщиной. Тогда и уважение появляется, и правильно выверенные поступки. Да, с годами у главного человеческого чувства проявляется новый «аромат». Сейчас это больше забота друг о друге, нежность, страх потери. Но сама любовь, если она была настоящей, никогда не проходит.

Истории об учителях – ветеранах Великой Отечественной войны, собранные их нынешними коллегами в воронежских школах и систематизированные Людмилой Борисовной Егуновой, читайте в следующих номерах «Берега».