Свежие новости
Пробки



Воронежский педагог высшей школы Ольга Пастушкова – о конкуренции между человеком и искусственным интеллектом

10.07.2020, 10:13

Учиться, учиться и еще раз учиться – в будущем любой специалист должен будет себя непрерывно «прокачивать», чтобы быть в тонусе. А для этого нужна компетенция самообразования, которой пока не владеют ни взрослые люди, ни тем более студенты. Так считает замдекана культурно-просветительского факультета ВГТУ и заведующая лабораторией педагогического дизайна и непрерывного образования Ольга Пастушкова, поступившая в магистратуру ВГУ на программу «Инновации в образовании», где пишет научную работу на эту тему. Что это такое и как изменит систему образования в будущем? На эти вопросы педагог ответила в интервью «Горкому36».

И дома, и за границей?

– Ольга Вячеславовна, зачем кандидату наук, заместителю декана учиться в магистратуре и писать магистерскую диссертацию?

– Многое глобально изменилось с тех пор, как я получила высшее образование. Изменились подходы к обучению, и какие-то вещи, освоенные мной раньше, оказались неактуальны. Есть пробелы, которые я хотела бы восполнить. Мне хочется быть продвинутым преподавателем и идти в ногу с новыми трендами в своем университете.

И еще есть важный момент – я сама учу студентов, и мне интересно посмотреть изнанку, оказаться на противоположной стороне и на практике понять трудности ребят.

– Вы в своей работе пишите про самообразование в онлайне. Это веяние обстоятельств, заложниками которых мы все оказались, или все-таки изменения, к которым движется система образования вне зависимости от коронавирусных явлений?

– Это не гром грянул. Тренд на онлайн уже шел. В вузах работали над цифровизацией, а в стандартах третьего поколения, так называемых ФГОС 3+ и ФГОС 3++, разработанных министерством, уже появились уникальные умения, которые необходимо заложить в студентов вне зависимости от ступени их обучения. Речь идет как раз о компетенциях самообразования. Мы должны научить ребят управлять своим временем для эффективной учебы и научить их заниматься на протяжении жизни, делать это осознанно, а не так – за порог вуза, и все забыл.

Концепция непрерывного образования – это мировой тренд, причем во всей социальной сфере. Появляются новые профессии, виды деятельности, а старые исчезают. Сейчас считают, что человек не должен работать на одном месте дольше трех лет, он должен себя постоянно апгрейдить и получать новые умения. А как это сделать? Каждый раз идти в университет? Это накладно. Поэтому уже так популярны онлайн-курсы – это вклад в личный капитал. В дальнейшем потребность в них будет только расти, и люди, которые хотят сменить место работы, будут платить за сертификаты, так как они будут востребованы работодателем. Причем даже если придется кардинально менять профессию.

Есть еще концепция устойчивого развития, в которой прописано, что малоимущие люди и народы из стран третьего мира тоже должны получить доступ к образованию, поэтому массовое образование через онлайн-курсы приветствуется на глобальном уровне. Онлайн-обучение продвигается еще и с целью социального выравнивания. Мы должны получить право учиться в любом университете мира, не отрываясь от домашнего компьютера.

Учиться будем быстро

– Но ведь я журналист, и если я окончу курсы актерского мастерства, меня в театр не возьмут…

– Да, не все профессии это затронет. Но наличие такого сертификата может дать дополнительные баллы при поступлении в вуз, это копилка личных достижений. Конечно, если поменять работу нужно срочно, мы не можем позволить себе учиться еще несколько лет. И здесь важно поговорить о еще одном тренде – на микрообразование. Поговаривают, что в дальнейшем не будет четырехгодичного обучения на бакалавриате, а будут микростепени, то есть работодатель будет принимать по сертификатам, которые говорят о нужных ему на этом месте компетенциях. Например, хочешь стричь людей  вот, пожалуйста, онлайн-курс. И засчитано. Так что мы можем, возможно, прийти к тому, что учеба в университете сильно сократится, а самообразование будет засчитываться как часть учебной программы.

– Опять спорно. Как же позволить получить микрообразование врачу или летчику?

– Да, эти профессии требуют много практики, и, наверное, большинство нужных этим специалистам навыков получить в онлайне нельзя, хотя, конечно, существует множество виртуальных симуляторов. Некоторые вузы, к слову, уже перешли на онлайн-лаборатории. Будет ли это эффективно – посмотрим. Мой прогноз таков, что самообразование в онлайне заменит очную учебу не на всех специальностях, но вот менеджмент, аудит, журналистика, финансы – да. Высшая школа экономики, например, уже заявила, что следующий учебный год они проведут в онлайне – и для заочников, и для очников.

– Это должно привести к сокращению педагогических работников?

– На самом деле это самый распространенный миф. Когда мы столкнулись с дистанционным обучением, мы поняли, что нагрузка увеличилась. Мы должны проверять задания, давать обратную связь. Если раньше мы один раз приходили на лекцию в аудиторию и вещали для всех, то теперь должны разместить свои материалы в Сети, а после с каждым списаться. Специфика дистанционной работы в том, что мы не видим и не слышим обучающихся, поэтому контакт нужно сохранить хотя бы в чате. Студенты жаловались, что обратной связи не хватало, а если отправить задания и забыть, то есть в пустоту, то мы рискуем отбить мотивацию учиться у студентов. Но плюс в том, что нам не нужно будет повторять лекцию из раза в раз.

– Зато больше времени на обратную связь. Шило на мыло…

– Педагогические курсы надо делать грамотно и емко. Студент должен прийти к преподавателю уже с осознанием материала и задать вопросы. А в нашей действующей системе выходит так, что ребята не могут усвоить материал здесь и сейчас, не успевают переварить, чтобы что-то спросить. В чем суть? Преподаватель не должен быть ходячим учебником, он должен быть экспертом, который на практических кейсах делится опытом, тогда как теория отдана на самостоятельное изучение. Проблема в том, что студенты приходят на учебу неосознанно, они не сразу понимают, зачем им тот или иной предмет, и в этом контексте им нужен наставник, который будет с ними в том числе и на эти темы говорить – вузам нужны тьюторы, тоже новая профессия.

Подмена функций

– А почему с этим не может помочь преподаватель?

– У него другая функция, он должен дать контент и объяснить содержание материала. Нет времени, чтобы объяснять каждому, а зачем это, а для чего это, как это им нужно и важно. Студентов слишком много, а у преподавателей и без этого много задач. Тьютор же будет работать над выработкой индивидуальной образовательной траектории и развитием личности, он может подсказать, что тебе действительно интересно. Школьник может всю жизнь быть спортсменом, а окажется, что у него большой научный потенциал – это тьютор и должен заметить, подсказать, направить.

– Складывается впечатление, что вузы должны заняться профориентацией и больше ничем…

– Нет, это не только о профессии, но и о личности. Как ею стать? Как работать в команде? Как управлять коллективом? Как жить в глобальном мире? Вот что еще нужно. Личности нужно растить. Это работа не под штамповку, а получение уникальных специалистов, которые умеют все, отсюда и потребность в непрерывном обучении. Ведь важен же и другой аспект – на нас наступают роботы, технологии, искусственный интеллект, которые уже вытеснили многие профессии. Мы в будущем должны будем конкурировать с системами, которые умеют считать, выдавать кредиты, проводить аудиты. А как мы можем конкурировать с ними? Только за счет развития своей креативности. Профессий будет немного, и мы должны быть все время в тонусе. Раньше человек приходил в вуз за дипломом, теперь же мы идем к тому, что он должен прийти за компетенциями.

– А вы готовы постоянно учиться?

– Всегда готова! Это вообще не так страшно и сложно, если ты нашел именно то, что тебе по душе.
Автор: Ирина Лазарева
Смотреть все статьи
Автор: Алиса Ермакова (фото)
Смотреть все статьи
Читайте также:
Что воронежцам нужно знать о частичной мобилизации
Подробно


Воронежский депутат Госдумы предложил вернуть в школы начальную военную подготовку

Зампредседателя Госдумы Борис Чернышов предлагает вернуть в школы начальную военную подготовку. Он объяснил в своём телеграм-канале данную инициативу современными реалиями и направил её министру просвещения Сергею Кравцову.

26.09.2022 18:04.
После скандала в кадетском корпусе в Воронежской области уволился его директор
После скандала в Острогожском филиале Горожанского казачьего кадетского корпуса его директор Сергей Дайнека оставил свой пост. Об этом рассказали "Вести Воронеж" со ссылкой на маму одного из учащихся. Временно исполняет обязанности руководителя теперь замдиректора по воспитательной работе.
25.09.2022 16:20.

Все материалы автора в рубрике "Образование/Наука"


Все материалы автора в жанре "Интервью"