Свежие новости
Пробки



Воронежский педагог высшей школы Ольга Пастушкова – о конкуренции между человеком и искусственным интеллектом

10.07.2020, 10:13

Учиться, учиться и еще раз учиться – в будущем любой специалист должен будет себя непрерывно «прокачивать», чтобы быть в тонусе. А для этого нужна компетенция самообразования, которой пока не владеют ни взрослые люди, ни тем более студенты. Так считает замдекана культурно-просветительского факультета ВГТУ и заведующая лабораторией педагогического дизайна и непрерывного образования Ольга Пастушкова, поступившая в магистратуру ВГУ на программу «Инновации в образовании», где пишет научную работу на эту тему. Что это такое и как изменит систему образования в будущем? На эти вопросы педагог ответила в интервью «Горкому36».

И дома, и за границей?

– Ольга Вячеславовна, зачем кандидату наук, заместителю декана учиться в магистратуре и писать магистерскую диссертацию?

– Многое глобально изменилось с тех пор, как я получила высшее образование. Изменились подходы к обучению, и какие-то вещи, освоенные мной раньше, оказались неактуальны. Есть пробелы, которые я хотела бы восполнить. Мне хочется быть продвинутым преподавателем и идти в ногу с новыми трендами в своем университете.

И еще есть важный момент – я сама учу студентов, и мне интересно посмотреть изнанку, оказаться на противоположной стороне и на практике понять трудности ребят.

– Вы в своей работе пишите про самообразование в онлайне. Это веяние обстоятельств, заложниками которых мы все оказались, или все-таки изменения, к которым движется система образования вне зависимости от коронавирусных явлений?

– Это не гром грянул. Тренд на онлайн уже шел. В вузах работали над цифровизацией, а в стандартах третьего поколения, так называемых ФГОС 3+ и ФГОС 3++, разработанных министерством, уже появились уникальные умения, которые необходимо заложить в студентов вне зависимости от ступени их обучения. Речь идет как раз о компетенциях самообразования. Мы должны научить ребят управлять своим временем для эффективной учебы и научить их заниматься на протяжении жизни, делать это осознанно, а не так – за порог вуза, и все забыл.

Концепция непрерывного образования – это мировой тренд, причем во всей социальной сфере. Появляются новые профессии, виды деятельности, а старые исчезают. Сейчас считают, что человек не должен работать на одном месте дольше трех лет, он должен себя постоянно апгрейдить и получать новые умения. А как это сделать? Каждый раз идти в университет? Это накладно. Поэтому уже так популярны онлайн-курсы – это вклад в личный капитал. В дальнейшем потребность в них будет только расти, и люди, которые хотят сменить место работы, будут платить за сертификаты, так как они будут востребованы работодателем. Причем даже если придется кардинально менять профессию.

Есть еще концепция устойчивого развития, в которой прописано, что малоимущие люди и народы из стран третьего мира тоже должны получить доступ к образованию, поэтому массовое образование через онлайн-курсы приветствуется на глобальном уровне. Онлайн-обучение продвигается еще и с целью социального выравнивания. Мы должны получить право учиться в любом университете мира, не отрываясь от домашнего компьютера.

Учиться будем быстро

– Но ведь я журналист, и если я окончу курсы актерского мастерства, меня в театр не возьмут…

– Да, не все профессии это затронет. Но наличие такого сертификата может дать дополнительные баллы при поступлении в вуз, это копилка личных достижений. Конечно, если поменять работу нужно срочно, мы не можем позволить себе учиться еще несколько лет. И здесь важно поговорить о еще одном тренде – на микрообразование. Поговаривают, что в дальнейшем не будет четырехгодичного обучения на бакалавриате, а будут микростепени, то есть работодатель будет принимать по сертификатам, которые говорят о нужных ему на этом месте компетенциях. Например, хочешь стричь людей  вот, пожалуйста, онлайн-курс. И засчитано. Так что мы можем, возможно, прийти к тому, что учеба в университете сильно сократится, а самообразование будет засчитываться как часть учебной программы.

– Опять спорно. Как же позволить получить микрообразование врачу или летчику?

– Да, эти профессии требуют много практики, и, наверное, большинство нужных этим специалистам навыков получить в онлайне нельзя, хотя, конечно, существует множество виртуальных симуляторов. Некоторые вузы, к слову, уже перешли на онлайн-лаборатории. Будет ли это эффективно – посмотрим. Мой прогноз таков, что самообразование в онлайне заменит очную учебу не на всех специальностях, но вот менеджмент, аудит, журналистика, финансы – да. Высшая школа экономики, например, уже заявила, что следующий учебный год они проведут в онлайне – и для заочников, и для очников.

– Это должно привести к сокращению педагогических работников?

– На самом деле это самый распространенный миф. Когда мы столкнулись с дистанционным обучением, мы поняли, что нагрузка увеличилась. Мы должны проверять задания, давать обратную связь. Если раньше мы один раз приходили на лекцию в аудиторию и вещали для всех, то теперь должны разместить свои материалы в Сети, а после с каждым списаться. Специфика дистанционной работы в том, что мы не видим и не слышим обучающихся, поэтому контакт нужно сохранить хотя бы в чате. Студенты жаловались, что обратной связи не хватало, а если отправить задания и забыть, то есть в пустоту, то мы рискуем отбить мотивацию учиться у студентов. Но плюс в том, что нам не нужно будет повторять лекцию из раза в раз.

– Зато больше времени на обратную связь. Шило на мыло…

– Педагогические курсы надо делать грамотно и емко. Студент должен прийти к преподавателю уже с осознанием материала и задать вопросы. А в нашей действующей системе выходит так, что ребята не могут усвоить материал здесь и сейчас, не успевают переварить, чтобы что-то спросить. В чем суть? Преподаватель не должен быть ходячим учебником, он должен быть экспертом, который на практических кейсах делится опытом, тогда как теория отдана на самостоятельное изучение. Проблема в том, что студенты приходят на учебу неосознанно, они не сразу понимают, зачем им тот или иной предмет, и в этом контексте им нужен наставник, который будет с ними в том числе и на эти темы говорить – вузам нужны тьюторы, тоже новая профессия.

Подмена функций

– А почему с этим не может помочь преподаватель?

– У него другая функция, он должен дать контент и объяснить содержание материала. Нет времени, чтобы объяснять каждому, а зачем это, а для чего это, как это им нужно и важно. Студентов слишком много, а у преподавателей и без этого много задач. Тьютор же будет работать над выработкой индивидуальной образовательной траектории и развитием личности, он может подсказать, что тебе действительно интересно. Школьник может всю жизнь быть спортсменом, а окажется, что у него большой научный потенциал – это тьютор и должен заметить, подсказать, направить.

– Складывается впечатление, что вузы должны заняться профориентацией и больше ничем…

– Нет, это не только о профессии, но и о личности. Как ею стать? Как работать в команде? Как управлять коллективом? Как жить в глобальном мире? Вот что еще нужно. Личности нужно растить. Это работа не под штамповку, а получение уникальных специалистов, которые умеют все, отсюда и потребность в непрерывном обучении. Ведь важен же и другой аспект – на нас наступают роботы, технологии, искусственный интеллект, которые уже вытеснили многие профессии. Мы в будущем должны будем конкурировать с системами, которые умеют считать, выдавать кредиты, проводить аудиты. А как мы можем конкурировать с ними? Только за счет развития своей креативности. Профессий будет немного, и мы должны быть все время в тонусе. Раньше человек приходил в вуз за дипломом, теперь же мы идем к тому, что он должен прийти за компетенциями.

– А вы готовы постоянно учиться?

– Всегда готова! Это вообще не так страшно и сложно, если ты нашел именно то, что тебе по душе.
Автор: Ирина Лазарева
Смотреть все статьи
Автор: Алиса Ермакова (фото)
Смотреть все статьи
Читайте также:
В «красной зоне» воронежской больницы появился на свет еще один ребенок
Подробно


Воронежские школьники начальных классов получат бесплатное питание в новом учебном году
С 1 сентября все школьники начальных классов в Воронежской области смогут получать горячее питание бесплатно, сообщили 13 августа в региональном департаменте образования, науки и молодежной политики.
сегодня, 09:33.

Все материалы автора в рубрике "Образование/Наука"


Все материалы автора в жанре "Интервью"