2024-05-06

Воронежский педагог по вокалу Алла Комарова – об участии детей в «Голосе» и истинном предназначении допобразования

Воронежский педагог по вокалу Алла Комарова – об участии детей в «Голосе» и истинном предназначении допобразования
Юная вокалистка из Воронежа Вика Соломахина в один день стала звездой: на отборочных испытаниях в шоу «Голос» к ней повернулись сразу все наставники. Вместе с ней этот волнующий момент переживала руководитель образцового вокально-танцевального эстрадного ансамб­ля «Конфетти», базирующегося в центре творчества «Радуга», Алла Комарова, у которой девочка занимается уже 8 лет.

Вместе они пережили много побед и неудач, и не потерять интерес к занятиям музыкой (а это тяжелый труд, где важно совершенствоваться изо дня в день) Вике помогла именно педагог, умеющая сочетать требовательность и мягкую поддержку, необходимую, когда кажется, что вот-вот ты готов будешь сдаться. О секретах профессионального мастерства Алла Комарова рассказала в интервью.

«Артист вырастает в ансамбле»

– Ваша ученица Вика Соломахина сейчас в команде Полины Гагариной в шоу «Голос». Вы расцениваете это, как и свою победу тоже?

– С Викой мы занимались как в коллективе, так и сольно. Ездили с ней по разным шоу, и кастинг на «Голос», конечно, был очень волнительным. Мы не верили, что участвуем, до тех пор, пока не увидели в эфире первую передачу. И тут очень важна поддержка, потому что, видя мощную конкуренцию, ребенок начинает сомневаться в своих силах. Вика усердная, и ей было важно пройти, но труднее всего для нее – пробить первый тур, где слушают, сидя к тебе спиной. Это испытание, и, когда Вика пела, я думала о том, что лучше б там стояла я.

Вика – очень талантливая девочка. Она попала ко мне после первого сезона «Голос. Дети», в котором она выступала еще малышкой в команде Максима Фадеева. С тех пор восемь лет мы с ней творим. Многие родители приводят ко мне детей и говорят: «Мы солисты». Но на самом деле настоящий артист вырастает чаще всего именно в ансамбле, потому что здесь дети слушают друг друга, учатся раскладывать любую партитуру на голоса. Они могут проявить свой голос или спрятать его. Голос становится инструментом-трансформером, мы учимся его «перекручивать» так, как нам выгодно.

Я скептически отношусь к тем, кто говорит, что на шоу все куплено, не пройдешь, если не заплатишь. Но вот вам наш пример: обычный центр творчества левобережной части Воронежа. Для нас это возможность стать замеченными, чтобы развиваться в выбранном направлении дальше. И то, что у Полины Гагариной состоялся концерт в Воронеже после отборочных – ну, просто повезло, и она пригласила Вику с ней спеть. Вика, честно говоря, даже не сразу поверила в это, думала, что Полина пошутила, но нет. Огромное ей спасибо за то, что она реально работает со своей командой, дает советы. А Вика старается. Я очень горжусь ею, желаю ей, чтобы у нее все получилось.

«В песочнице играла на пианино»

– Расскажите, а как же вы пришли в профессию? Почему выбрали не сцену, а педагогику?

– Стать руководителем эстрадного коллектива – не было моей детской мечтой. Когда все дети из песка лепили куличи, я, сидя с ними в песочнице, играла на игрушечном пианино. Родители увидели это и решили, что нужно отдать меня заниматься. Так я попала к своему педагогу – Нине Фурсовой, и начался мой творческий путь – вокалистки, которая играет на инструменте. Мне было пять. Педагог привила мне такую любовь к делу, что, когда проезжала мимо Липецкого музыкального училища, я знала, что буду там учиться. Так и сложилось: окончила его с красным дипломом.

Поехала поступать в Воронеж. Не поверите: ездила с документами в институт искусств три раза! Приезжаю утром – а там никого, кроме вахтера. Уже на третий раз мне вахтер говорит: «Что ты ездишь-то? Вокалисты с двух принимают!»

Пока училась, пела в церковном хоре, раньше солировала в джазовом коллективе. И как-то раз подруга предложила пойти в центр допобразования «Созвездие», там требовался педагог по эстрадному вокалу для детей. Сначала отказывалась: «Ой, да чему я их научу». Но мне так понравилось! Мне стало интересно изучать построение партий, учить управлять голосом. Из «Созвездия» с первым набором своих деток перешла в «Радугу» – уже когда замуж вышла, дочка родилась. Именно здесь научилась «солдатской выправке»: концерт завтра, у меня все должно быть готово вчера.

– Во многих учреждениях сейчас совершенствуют материально-техническую базу. Это – вне сомнений – важный процесс, но разве электронное пианино способно заменить оригинальный инструмент?

– Пианино – самый важный инструмент для занятий вокалом. Любое произведение мы начинаем с разбора, с чистки слуха. Но в Воронеже остался только один настройщик – это очень ограничивает. Полностью заменить оригинальное фортепиано электронным, конечно, нельзя, хотя электронные инструменты за десять лет значительно усовершенствовали: по звуку и даже нажатию они очень приближены к настоящему. В оригинальном фортепиано много музыкальной магии, которая, к сожалению, уходит. Когда ребенок заглядывает под крышку и видит струны – с этого начинается любовь к музыке. И в своем кабинете поэтому я не отказалась от настоящего пианино. Но время идет вперед, мы не можем его затормозить.

Тех, кто интересуется игрой на инструменте, стало мало, но и идейных педагогов, радеющих за результат, тоже. Дополнительное образование – это же не просто кружки, чтобы время занять, а место, где мы работаем с целью воспитать достойных и образованных взрослых людей. В этом и есть моя задача, которая решается благодаря тому, что помогаю детям полюбить предмет.

– Вам не грустно оттого, что ребята, которые мечтали стать артистами, выбирают другие специальности?

– Стать музыкантом сегодня очень дорого. Недостаточно просто получить специальность, в профессию еще надо каким-то образом попасть. Не каждый согласится быть на вторых-третьих-пятых ролях. В музыке либо все, либо ничего. Для каждого музыка остается любовью навсегда, но профессии мои дети выбирают самые разные – программисты, педагоги, нейрохирурги, косметологи, стоматологи. Это работа, а музыка всегда остается для души. Нечего обижаться и грустить из-за этого, для меня главное, что они становятся достойными людьми, не забывают меня – звонят, поздравляют, приглашают на свадьбы даже. Для кого-то я становлюсь как третья мама. Мне очень тепло от этого.

Я и сама когда-то мечтала быть вокалисткой, но со временем изменила мечту, испытав колоссальное удовлетворение оттого, что я воспитала ребенка, который выиграл. Это гораздо интереснее.

Справка 

Ансамбль «Конфетти» был образован в 2010 году бессменным руководителем Аллой Комаровой. Сейчас в коллективе занимаются 70 детей: пять потоков ребят – от 5 до 17 лет. Статус «образцового» получил в 2015 году за многочисленные победы на творческих конкурсах.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ