Себестоимость перевозки одного пассажира МКП «Воронежпассажиртранс» составляет к сегодняшнему дню 34 рубля. То есть вдвое выше действующего тарифа. Таким наводящим на размышления фактом поделился с корреспондентом «Горкома36» гендиректор МКП Михаил Трофимов в ходе круглого стола «Обеспечение безопасности пассажирских перевозок».
Инициатором мероприятия выступило региональное управление ГИБДД, обеспокоенное резким ростом числа ДТП с участием и хуже того – по вине водителей маршрутного транспорта. МКП «Воронежпассажиртранс» в этом смысле относительно благополучное предприятие, но безопасность и надежность обходятся ему недешево. Приходится содержать собственный медперсонал, парковку, мастерские, а главное, что тянет назад экономику предприятия: троллейбусы – транспорт по определению убыточный.
– Все муниципальные предприятия, где есть троллейбусы, получают дотации из горбюджета, – пояснил Трофимов. – Например, в Туле, где работает аналогичное по масштабам МКП, они составляют 480 млн в год, в Липецке – 380 млн, в Курске – 180 млн рублей. Заявка «Воронежпассажиртранса» составляет всего 50 млн, но их предприятие не получает уже четыре года.
– Как же удается сводить концы с концами?
– Ищем дополнительный заработок, – без лишней детализации пояснил Трофимов.
В ходе дискуссии за круглым столом депутат гордумы, член профильной комиссии Дмитрий Крутских посетовал, что никак не удается в бюджете выкроить деньги на поддержку МКП, хотя это немного странно: Крутских – влиятельный депутат, и его комиссия по транспорту – одна из самых активных в Думе; за четыре года можно было бы пролоббировать помощь эксплуатантам экологического социально значимого транспорта.
Но на самом деле сегодня впору давать субсидию и другим игрокам. Дмитрий Крутских призвал определить объективную рыночную стоимость проезда в воронежском автотранспорте:
– Выполнив все требования и перейдя на безналичную оплату, мы можем выйти на уровень 29 руб. Можно остановиться на 20 руб., а остальные 9 руб. компенсировать из городского бюджета. Но при пассажиропотоке в 170 млн человек это больше 1,5 млрд руб. в год, сумма неподъемная для муниципального бюджета.
Участники дискуссии – чиновники, перевозчики, правоохранители – выразили готовность к поиску компромисса.
Однако до сих пор ни один из дюжины частных перевозчиков не ушел из бизнеса. Демонстрирует чудеса живучести и «Воронежпассажиртранс».
– Сейчас на линию выходит 75% машин, и это очень хороший показатель даже по меркам советского времени, учитывая, что это троллейбусы 2009 года, – комментирует гендиректор МКП. – Трудности есть, но предприятие работает, штат в основном сохранен, троллейбусный сохраняет состав на протяжении десятилетия, полностью сохранена служба энергохозяйства. Ждём 2020 года, когда будет оптимизирована маршрутная сеть и убраны многократно дублирующие маршруты.