2024-04-19

Воронежский омбудсмен Сергей Канищев: «На нашу помощь может рассчитывать каждый»

Воронежский омбудсмен Сергей Канищев: «На нашу помощь может рассчитывать каждый»
Уполномоченный по правам человека в Воронежской области рассказал об особенностях работы в самый сложный год в истории российского института омбудсменов.

Более полутора лет институт уполномоченного по правам человека в Воронежской области возглавляет Сергей Канищев – юрист и управленец с многолетним опытом. Его новая сфера ответственности совпала с непростыми временами. Как они отражены в работе воронежского омбудсмена? С какими проблемами чаще всего обращаются к нему воронежцы? Какую роль аппарат уполномоченного призван играть в жизни каждого жителя региона? Обо всем этом – в беседе «Горкома 36» с уполномоченным по правам человека в Воронежской области Сергеем Канищевым.

О главных проблемах

 Сергей Владимирович, с какими проблемами чаще всего обращались к вам воронежцы напрямую за минувший 2022 год?

 Традиционно большая часть обращений связана с защитой прав граждан при их взаимодействии с правоохранительными органами. Показательно, что на мировосприятие людей и, соответственно, на спектр защиты своих ценностей очень повлиял период ковид-пандемии, когда многие оказались в режиме самоизоляции и дистанционной работы. Качество жилищно-коммунальных услуг, переселение из аварийного жилья, капремонт, право на бесплатную медицинскую помощь и обеспечение лекарствами – таких обращений стало больше. Актуальными также остаются вопросы выплаты пенсий и пособий. Ну и конечно, прибавился новый спектр вопросов, связанных с СВО, с положением беженцев в нашем регионе, которые оказались в очень уязвимой ситуации. Для решения всех их проблем потребовалось межведомственное взаимодействие с подключением волонтеров. А всего за прошлый год к нам поступило более тысячи обращений.

 В 2016 году губернатором утверждена комплексная стратегия в сфере защиты прав человека на 10 лет вперед. Как она реализуется сейчас?

– Мероприятий по реализации этой стратегии много. Например, власти должны обеспечить более удобное получение государственных и муниципальных услуг, развитие инфраструктуры детского отдыха и оздоровления, доступность дошкольного образования. Это также работа горячей линии для избирателей, дни бесплатной юридической помощи, правовой марафон для пенсионеров, который мы проводим совместно с областными департаментами, Социальным фондом, Адвокатской и Нотариальной палатами. Всего в плане 90 мероприятий. Моя задача как уполномоченного публично контролировать их исполнение.

О беженцах

 Вы отметили новый сектор вопросов в вашей работе, связанный с СВО. Как аппарат омбудсмена контролирует положение беженцев в нашем регионе? Какие проблемы у них здесь оказались самыми насущными?

– Если кратко – это оформление документов и их перевод на русский язык, подтверждение сведений, необходимых для назначения пенсий, получение единовременных выплат, медицинская помощь, лекарственное обеспечение, а также устройство детей в школы и садики. Дело в том, что большинство беженцев стали прибывать в регион в конце весны - начале лета прошлого года. Семьи с детьми, как правило, размещались в загородной зоне. При этом не всегда учитывалась удаленность ПВР от общеобразовательных учреждений. По окончании летних каникул в мой адрес начали поступать коллективные и индивидуальные обращения беженцев об устройстве детей в школы и детские сады. Людей надо было переселять в другие ПВР. Решая все эти вопросы, мы максимально эффективно использовали возможности органов власти и местного самоуправления. В результате нам удалось разрешить все обращения. 26 детей из 18 семей с 1 сентября зачислены в общеобразовательные учреждения. И в отдельных случаях – с углубленным изучением предметов.

Еще одна сложная проблема – многие люди хотят вернуться домой, и приехав к нам, они надеялись возвратиться гораздо раньше. Но возвращаться сейчас, сами понимаете, некуда. Также в наш аппарат в 2022 году поступило несколько устных обращений от лиц, прибывших с территории Украины, и от жителей ДНР и ЛНР по вопросу назначения пенсии. Поводом для обращений стала невозможность представления сведений о стаже, заработке и других документов из Пенсионного фонда Украины для назначения пенсии в РФ.

 То есть пожилые люди остались без средств к существованию?

– В случае, если при обращении за российской пенсией человек не может представить документы о стаже и заработке, а также необходимые документы из Пенсионного фонда Украины, то по достижении 60 лет для женщин и 65 для мужчин им может быть назначена социальная пенсия по старости при условии подтверждения постоянного проживания на территории России или наличия статуса беженца. Но проблема эта очень острая и может быть решена в полном объеме только при изменении законодательства. На Всероссийском координационном совете уполномоченных по правам человека в ноябре 2022 года мы ее обсуждали. Предложения уполномоченных по правам человека могут явиться основанием для внесения изменений в пенсионное законодательство.

 Как беженцы проходят лечение в нашем регионе? Ведь если они не получили еще российский паспорт, то не имеют полисов ОМС. Между тем, среди приехавших к нам есть люди с хроническими заболеваниями и тяжелыми диагнозами. Эти люди нуждаются в постоянном лечении и медицинской реабилитации.

 В Воронежской области им оказывается вся необходимая помощь. В том числе – скорая, первичная медико-санитарная, включая обеспечение лекарствами, профилактические прививки, медицинское освидетельствование. А также – специализированная, высокотехнологичная и паллиативная помощь. К слову, в аппарат уполномоченного в 2022 году поступило несколько обращений по вопросам оказания медицинской помощи от беженцев и вынужденных переселенцев из зоны проведения СВО, которые живут в ПВР. Все обращения оперативно рассмотрены, и медпомощь, в том числе специализированная и высокотехнологичная, им оказана.

О мобилизованных

– С какими вопросами чаще всего к вам обращаются родные мобилизованных граждан?

 Это обоснованность мобилизационных мероприятий, в том числе обоснованность призыва лиц, не принимавших ранее участия в боевых действиях. Также людей волнует диапазон призывного возраста, состояние здоровья призываемых, законные основания в отсрочке. Отмечу, что при моем аппарате работает «горячая линия» по всем этим проблемам. С течением времени тематика обращений граждан изменилась. Сейчас наиболее часто родственники мобилизованных обращаются с просьбой разъяснить возможность связи со своими близкими, выполняющими задачи в зоне СВО. Как известно, мобильная телефонная связь с домом в зоне СВО по соображениям безопасности военнослужащих и защиты информации запрещена. Вместе с тем, я и сотрудники моего аппарата доводим до сведения обратившихся, что Фельдъегерско-почтовая связь (ФПС) Минобороны организовала доставку писем из дома и посылок для тех, кто находится на передовой. Родственники военнослужащих могут направлять свои письма, а также посылки через ближайшие отделения «Почты России» по адресу: 103400 город Москва-400, номер воинской части». Адреса в/ч можно узнать либо у самих военнослужащих, либо в военных комиссариатах по месту призыва. Военнослужащие также имеют при себе все необходимое, что отправлять родным и близким письма в конверте.

Мы разбирали также случаи, связанные с необоснованной повесткой, когда мобилизовали с различными заболеваниями или отцов троих детей. Ошибки связаны с тем, что базы данных военкоматов содержали устаревшую информацию: например, человек мог иметь боевой опыт, но за годы его здоровье сильно ухудшилось. Военкомат не располагал этими сведениями, повестки вручались, а мобилизованные или их семьи потом обращались ко мне. В нашем регионе домой вернулось 60 ошибочно мобилизованных граждан.

Но сейчас жалобы от мобилизованных и их семей поступают чаще всего другого содержания и связаны в основном с порядком выплат денежного довольствия и получения региональных выплат. Например, в ноябре и декабре 2022 года в мой адрес поступили обращения из Бобровского района от родственников граждан, проходящих службу в зоне СВО, об отсутствии выплат денежного довольствия. В ходе взаимодействия с военным ведомством удалось оперативно решить проблему, и до наступления нового года семьи обратившихся получили все полагающиеся выплаты. Решение этих проблем находится у меня на постоянном контроле. Также я убежден, что приоритетным должен быть вопрос поддержки самих семей мобилизованных. Это может быть решение бытовых, социальных, юридических, финансовых вопросов. Солдаты и офицеры обеспечивают безопасность нашей страны и должны быть уверены, что о них и их семьях здесь позаботятся.

О мигрантах и международном сотрудничестве

– С каким трудностями, по вашим оценкам, сталкиваются иностранцы в регионе, когда хотят легализовать свой статус – например, получить вид на жительство или гражданство России?

– Если судить по спектру обращений к нам мигрантов, то основные их проблемы сводятся к необходимости сбора большого количества документов, длительности оформления, а также к существенным финансовым затратам на все это. Решение проблем граждан в сфере миграции мы ведем в тесном контакте с управлением по вопросам миграции ГУ МВД по Воронежской области. Вот лишь один из примеров нашей совместной работы. В прошлом году в мой адрес участились случаи обращения заявителей с жалобами на недостаточное количество времени в графике работы подразделений миграции, выделенного для оформления временного убежища и гражданства РФ. Так, например, некоторые подразделения принимали граждан по данным вопросам всего один раз в неделю и в течение нескольких часов. Я обратился к руководству управления по вопросам миграции с рекомендацией изыскать возможность временного изменения графика работы подразделений по вопросам миграции в сторону увеличения периодичности приема документов от граждан Украины, ДНР и ЛНР. На мою рекомендацию оперативно отреагировали. В управление МВД России по городу Воронежу было направлено указание о необходимости временного изменения графика приема граждан. Кроме того, представитель аппарата уполномоченного является постоянным участником заседаний областной комиссии по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации. И здесь, как и во всей работе, моя главная задача – не только оказывать помощь в решении конкретных проблем, но также выработать системный подход в защите прав человека.

 Как сейчас развивается международное сотрудничество в сфере защиты прав человека? Или с началом СВО эта сфера оказалась в стагнации?

 На самом деле такое сотрудничество в полном его понимании является прерогативой уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Яркий пример – участие Татьяны Москальковой в международной конференции «Будущее прав человека в 21 веке», проходившей 10-11 января в Турции. Начало специальной военной операции, безусловно, изменило тематику и характер нашего международного сотрудничества. Но взаимодействие продолжается. Так, 15 декабря я принял участие в международном тематическом семинаре, организованном представительством управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Российской Федерации.

Сейчас у нас на контроле находится ситуация, связанная с возвращением из Швейцарии гражданки России - жительницы Воронежа и ее трех несовершеннолетних детей. Женщина, которая находится в состоянии развода с гражданином Швейцарии и планирует вместе с детьми остаться на родине, участвует в серии судебных процессов, инициированных бывшим супругом. Мы регулярно на связи с аппаратом УПЧ в России по оказанию ей правовой помощи.

О публичности и доступности

 Как вы себя чувствуете уже полтора года в новом статусе и в новом рабочем режиме? Сильно пришлось перестраиваться после должности председателя облизбиркома? И какие качества, опыт прежней работы вам пригождаются сейчас?

 Эта работа очень отличается от моей прежней. Она более эмоционально подвижная, и к тому же требующая постоянной публичности. Мессенджеры стали рабочим инструментом, а раньше использовал их максимум для внутреннего рабочего общения и общения с семьёй. А ещё добавилась необходимость отражать деятельность в социальных сетях, чаще выступать в СМИ. На первых порах мне было не очень привычно. Но постепенно освоил новые опции. Теперь вместе с командой много работаем в публичной сфере. Хорошо понимаю, как важно показывать людям, какую работу проводим, разъяснять им, чем помимо всех ветвей власти можем помочь. Из прежнего «багажа» мне очень пригодилось, в первую очередь, юридическое образование и хорошее знание специфики работы органов власти. Сейчас это помогает вникать в суть каждого обращения и понимать, с какими органами власти предстоит совместно и максимально оперативно решать проблему человека. Ведь здесь помимо коммуникабельности и сочувствия важно именно быстрое практическое реагирование

 Как можно попасть к вам на прием или обратиться в аппарат уполномоченного в случае нарушения прав?

– Мы делаем всё, чтобы обращение к уполномоченному было максимально доступным. Гражданин может обратиться письменно или заполнить форму в разделе «Электронная приёмная» на сайте уполномоченного. Многие приходят на личный прием. Для жителей области, кто не может приехать в Дом прав человека на Пушкинскую, 12, я веду приемы в режиме видео-конференц-связи или сам выезжаю в районные центры.

А еще можно просто позвонить и получить устные разъяснения по телефону (743) 276-63-64. Думаю, что каждый, вне зависимости от возраста, образования, жизненных навыков, сможет выбрать наиболее доступный для себя способ и всегда рассчитывать на нашу помощь.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ