2024-03-19

Воронежский лауреат конкурса «Учитель года России» Анастасия Василевская: «Хотела сбежать из школы»

Учитель русского языка и литературы воронежской общеобразовательной школы №80 Анастасия Василевская вошла в число 15 лучших педагогов страны. Это достижение за тридцатилетнюю историю конкурса «Учитель года России» имели до этого момента только четыре наших педагога. О том, что значит для нее участие в конкурсе, выборе профессии, хорошем юморе и любимых литературных произведениях Анастасия Василевская рассказала «Горкому36».

Учитель русского языка и литературы воронежской общеобразовательной школы № 80 Анастасия Василевская вошла в число 15 лучших педагогов страны. Это достижение за тридцатилетнюю историю конкурса «Учитель года России» имели до этого момента только четыре наших педагога. О том, что значит для нее участие в конкурсе, выборе профессии, хорошем юморе и любимых литературных произведениях Анастасия Василевская рассказала «Горкому36».

«Я на своем месте»

Анастасия Сергеевна, признайтесь, ожидали, что добьетесь такого результата?

Конечно, хотелось достойно представить свою школу на каждом из этапов конкурса, но чтобы я ожидала этого результата, предчувствовала его или знала – нет. У меня было только одно желание: чтобы после того, что я делаю, ни мне, ни другим не было за это стыдно. Я хотела, чтобы люди, которые переживали за меня и верили в мои силы, гордились мной. Все прошло хорошо. По крайней мере, никаких плохих отзывов о своей работе я не получила.

В федеральном этапе конкурса участвовали 85 конкурсантов. В первом туре нужно было представить урок, тема которого была известна с конца июля. Была возможность его даже прорепетировать со своими детьми. А вот на подготовку второго испытания было дано всего два дня, требовалось организовать внеурочную работу в незнакомом классе. Это конкурсное испытание проводилось впервые, поэтому все пребывали в недоумении, что оно должно из себя представлять.

На жеребьевке мне достался пятый класс, и я должна было поговорить с ним об отношениях человека и общества. С одной стороны, это широкая тема, а с другой – это пятый класс. Я решила, что не нужно ничего усложнять, и мы просто поговорили с ними о дружбе. Не в бытовом ее выражении, а о том, как складываются отношения человека с обществом. Я боялась, что такой серьезный разговор будет для них, вчерашних четвероклашек, неподъемным, но они справились. Даже члены жюри удивились тому, как им удалось понять сложные взаимоотношения в обществе. Я приводила им в пример притчевую историю о двух друзьях-садовниках, которые давно не виделись, но сохранили умение понимать друг друга с полуслова. Еще я рассказала о жизни художника Ивана Шишкина, который вместе с другом прошел через испытание славой и деньгами. Дети пытались предугадать финал этой истории, предположили, что друзья поссорились, потому что там были замешаны деньги. Но они с большим восторгом восприняли то, что художникам удалось сохранить дружбу.

В первую очередь дети подумали о плохом сценарии. Это говорит о том, что они живут в негативе и стрессе?

Нет, они просто реалисты. Иногда даже больше, чем взрослые. Они пытаются оценить шансы на успех, существование дружбы, добросовестных отношений между людьми, имея понимание того, что происходит вокруг, даже если это напрямую не связано с их личным опытом.

А что такое дружба для вас?

Это такой вид отношений между людьми, когда ты умеешь не только сопереживать человеку, но и полностью радоваться вместе с ним. Счастье друга пережить труднее, чем попереживать вместе с ним. Испытание успехом – одно из самых страшных и в русской литературе, и в жизни вообще.

Как думаете, статус лауреата конкурса «Учитель года России» как-то повлияет на вашу дальнейшую карьеру, даст ощутимые преимущества?

Учитель может либо уйти в административную работу, либо в другую школу, более престижную, по мнению составителей рейтингов образовательных учреждений. Я пока не рассматриваю ни тот, ни другой вариант. Я чувствую, что здесь я на своем месте. И пока у меня есть это ощущение, пока я буду получать радость и удовольствие от работы в этой школе с этими детьми, я буду оставаться здесь. К тому же я видела, что дети меня ждали, они даже песню написали! Встречали меня ранним утром в понедельник, дежурили с половины восьмого! Нарисовали плакат и фойе украсили шарами. Это дорогого стоит. Мне совесть не позволит бросить своих детей, чтобы куда-то уйти.

«Вопроса – кем быть – не стояло»

А вы всегда знали, что будете учителем?

У меня мама учитель русского языка и литературы, и она никогда не говорила плохо о своей профессии, а она более 30 лет учит детей. Наверное, надо было видеть, что мама задерживается на работе, что дома ее каждый день ждет гора тетрадок, других дел… Но пока ты ребенок, тебе это кажется обычными мелочами. Поэтому вопроса – кем быть – даже не стояло. Я ничего другого и не рассматривала.

Хотя не могу сказать, что мне очень нравились русский язык и литература. Я любила алгебру в школе, но не представляла, как ее буду преподавать. С русским языком и литературой все было проще – я люблю поговорить. И здесь можно это делать. А можно и слушать. Мне всегда было интересно, что думают люди по поводу спорных мест в литературе и русском языке. А на занятиях можно обмениваться мнениями.

Как вы объясняете детям случаи, когда известные писатели вольно обращаются со знаками препинания? Авторской пунктуацией?

В художественной литературе действительно можно найти много авторских знаков препинания, этого не избежать. Я искренне радуюсь, если дети это замечают. Да, мы говорим, что это – авторская пунктуация, но стараемся понять назначение этого знака. Если автор ставит запятую в совершенно неожиданном месте, значит надо перечитать фрагмент с другой интонацией и попробовать нащупать подтекст. Это уже исследовательская работа.

В чем еще заключается ваша методика преподавания?

Сейчас то и дело говорят, что это наши дети – интернет-поколение, им кроме соцсетей ничего больше неинтересно. Но это не так. Стоит им сказать что-то интересное, и они забывают о своих гаджетах. Но им интересно, когда я упоминаю о чем-то, что прочла в интернете. Нередко это фейковые истории, а они принимают это на веру. И им уже интересно разобраться. Они понимают, что можно сидеть в сети, но надо еще и учиться фильтровать информацию. К примеру, года полтора назад была распространена история с Сергеем Есениным, и дети совершенно серьезно поинтересовались у меня: «Почему мы, школьники, должны изучать произведения поэта, который закончил жизнь самоубийством?» Обсуждая, мы пришли к мысли, что частная жизнь человека остается частной. Мы изучаем не биографию человека, а его творчество. Мы смотрим на лирического героя и смыслы, которые он закладывал.

Иногда я обращаюсь к видеофрагментам спектаклей, поставленным по произведениям классической литературы. Моя недавняя находка – постановка «Евгений Онегин» в театре Вахтангова. Александр Пушкин писал роман десять лет, за эти годы менялся сам, менялись его взгляды. Мне было трудно представить, как это вообще может быть поставлено на сцене. Но режиссер представил зрителю трех авторов разных возрастов, и это меня очень впечатлило. Фрагменты записи мы с учениками разбирали на открытом уроке регионального этапа конкурса «Учитель года».

«Нет ничего страшнее, чем услышать тишину»

Сегодня часто говорят, что дети стали другими. А роль учителя в XXI веке как-то изменились?

Учитель перестал быть непререкаемым авторитетом и источником знания. Информация стала общедоступна. Роль учителя сменилась с передатчика-транслятора знаний на человека, который поможет детям в этом знании разобраться. Понять, что правдиво, а что нет. У них все рядом, в телефоне, поэтому наша основная задача объяснить им, что знание должно быть знанием, а не шпаргалкой в гаджете. И нам нужно общаться, обмениваться мнениями. Для учителя, на мой взгляд, нет ничего страшнее, чем спросить что-то и услышать в ответ тишину. Это профессиональный провал.

А у вас случались такие провалы?

Да, в самом начале карьеры. Мне было так тяжело, что хотела уйти из школы и попробовать себя в чем-то другом. У меня ничего не получалось. Я не понимала, как говорить с детьми, чтобы они слышали тебя. Как говорить так, чтобы не пришлось применять суровые методы решения проблем – переходить на повышенный голос, звать администрацию на свои уроки, применять систему наказаний из двоек. Уроки часто были катастрофичными с точки зрения методики. С дисциплиной тоже были проблемы, но все приходит с опытом. В один прекрасный момент я осознала, что у меня тишина в классе, что дети меня слушают, и все складывается правильно. Как? Я не знаю. Дети всегда помогают. Если видеть, как они реагируют на тебя и твои слова, это позволит понять, что ты делаешь правильно, а что нет. И в этот момент важно отнестись к себе с максимальной долей самокритичности, а не с обидой.

Вы строгий учитель?

Я строгий учитель. Я требую выполнения домашнего задания, уважения к своему предмету, дисциплины на уроках. Рабочий шум допускается, он даже нужен, но никаких посторонних разговоров. Но учителю без чувства юмора никуда, и правильная дозировка строгости и юмора (к себе в первую очередь, только потом к детям) здорово помогает устанавливать отношения с классом и разряжать обстановку в коллективе.

А дети шутят над вами?

Очень много! Когда я приехала из Москвы, был концерт ко Дню учителя, и дети играли минутную сценку, прежде чем спеть песню для меня. Ученики рассуждали, что подарить Анастасии Сергеевне на праздник: цветы банально, а конфеты она не любит. И тут входит девочка в образе меня, а она часто меня изображает, потому что ей наиболее точно удается уловить особенности моей речи и мимику, и говорит: «Я уезжаю на две недели. Цветы поливать! И, чтобы мои дети выглядели, как дети «Учителя года». Иногда они своего учителя на перемене цитируют (смеется). Я нормально к этому отношусь, мне приятно.

Не могу не спросить, каких авторов вы любите?

Обожаю Чехова. Я писала магистерскую диссертацию по его письмам, в них он открылся для меня с совершенно новой стороны. Это настолько интеллигентная, безгранично тактичная личность с тончайшим чувством юмора. Люблю рассказ «Ася» Тургенева, который, к сожалению, сейчас есть не в любой школьной программе. Прекрасен Шукшин с его короткими рассказами. Но я не так люблю классическую литературу, как фантастику. Наверное, это детям во мне и нравится. На уроках при анализе произведений привожу примеры из текстов фантазийного характера, провожу параллели с классикой. Конечно, нравится «Властелин колец» Толкина и «Хроники Нарнии» Льюиса.

Абсолютный победитель конкурса «Учитель года России» становится советником министра просвещения и может предлагать ему различные проекты. Вы были готовы что-то предложить по изменению существующей системы образования?

Абсолютный победитель несет большую ответственность, потому что в его лице говорит все учительское сообщество России, и мне очень приятно, что им в этом году стал учитель русского языка и литературы. Что касается моих идей, то они есть, но я не считаю, что я педагогически созрела, чтобы их озвучить. Мне кажется, их надо пережить, оформить, продумать, чтобы с высоты опыта оценить их жизнеспособность.




ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ