Выставка «Утопия драконов» воронежского художника и скульптора Ивана Горшкова открылась в пространстве гастромаркета «Коммуна», бара «Цензура» и на их верандах в субботу, 6 февраля. Экспозицией, выполненной в смешенной технике, Иван Горшков изучает, как искусство может быть встроено в невыставочное пространство.
«Утопия драконов» – это название кочующей инсталляции Ивана Горшкова, которая пережила уже около десяти различных воплощений в разных городах России и на разных площадках. В воронежскую экспозицию включены работы, сделанные художником в разное время, в том числе, совсем новые.
– Эта выставка – как город, где жизнь проходит по своим законам. Мне интересно было сделать экосистему со своей гармонией, нечеловеческими связями, как будто все образы нашей современности вышли из-под контроля человеческой организации и сами устроили вечеринку, – рассказал корреспонденту «Горкома36» Иван Горшков. – Для меня вызов в том, чтобы сделать хорошую выставку в легком формате в среде досуга и развлечения.
Формат такого художественного высказывания определяется как site-specifiс, суть которого – в адаптации скульптур к специфике места. Гастромаркет, бар и прилегающие к ним территории уже имеют свою природу, атмосферу и контекст, а потому задача встроить сюда «звучащее в унисон» – не самая простая задача.
– Конечно, здесь не надо делать выставку в интеллектуальном ключе, как в галерее. Хочется же, чтобы инсталляция могла в этом как-то жить, а художник приносил пользу обществу. Я задумывался о том, могут ли работы художника просто показывать атмосферу реальной жизни, находясь в привычной для нас среде обитания. Это игра с аутентичными пространствами, – говорит Иван. – Здесь нет каких-то сложный работ, требующих прочтения концепции. Все на поверхности, построено на простой драматургии: «хочется и колется», «сладкие и гадкие». Работы сделаны на простых противоречиях, каламбурах.
Экспозиция «Утопия драконов» – не просто об окружающей нас действительности, а о том, чем наполнено наше зрение. Все игрушки и находки, в нее вошедшие, со слов Ивана Горшкова, символизируют сумбур и хаос, вырванный из привычного контекста и помещенный в несвойственную среду.
– Это сделано для того, чтобы свежим взглядом посмотреть на эти вещи и удивиться им. Я сторонник мнения, что хороший художник занимается тем, что создает новую ситуацию, – объяснил Горшков. – Более того, здесь все сделано в популярном формате, и зритель не будет смущен. Хочется, чтобы наконец поняли, что искусство – не элитарность или заговор аукционного рынка, а жизнь. Это весело и интересно. Современное искусство – это современная коммуникация. Художник делает высказывание, а зритель это воспринимает, обменивается мнениями по этому поводу и через это познает себя.
Похожий формат выставки воронежский художник использовал в пространстве «Перевернутый дом». Необычная «перевернутая» экспозиция была представлена в конце прошлого года, однако посмотреть ее почти никто не успел: администрация торгово-развлекательного комплекса «Арена» запретила арендатору аттракциона несогласованную выставку. Культурная общественность Воронежа назвала этот факт цензурой и гонениями.
Иван Горшков – один из самых популярных современных художников Воронежа. На всероссийском конкурсе «Инновация 2020»инсталляция «Утопия драконов» принесла художнику победу в номинации «Художник года». Горшков сотрудничает с галереями MarinaGisichGallery (Санкт-Петербург) и DiehlGallery (Берлин). Его персональные выставки проходили в Воронеже, Санкт-Петербурге, Москве, Вене, Берлине, Париже и Будапеште.