2024-12-22

Воронежский «Гамлет» Евгений Чистяков: «Я бы не смог понять Гамлета старого поколения»

О своем герое, страхе «провалить» роль и работе с режиссером, худруком театра, Владимиром Петровым – Евгений Чистяков рассказал в эксклюзивном интервью «Горкому36».
Молодой актер, который только в прошлом году окончил Воронежский институт искусств, дебютировал в роли принца датского – Гамлета. Премьера спектакля состоялась в эти выходные в Воронежском театре драмы им. Кольцова. О своем герое, страхе «провалить» роль и работе с режиссером, худруком театра Владимиром Петровым Евгений Чистяков рассказал в эксклюзивном интервью «Горкому36».

От философа – к рокеру

– Роль Гамлета по праву считается одной из самых трудных. Но в трактовке Владимира Петрова это, на мой взгляд, абсолютно другой герой – неклассический. Как своего героя видели вы? Что вы в него привнесли?

– Мой герой, конечно, был другим. И это не без помощи Владимира Сергеевича: образ Гамлета он «написал» другим. Гамлет старого поколения, Гамлет в классическом варианте – это философ, это гуманист, который несет за собой только одну цель: всемирное порицание. Он учит, как надо жить. Он – что-то вроде Иисуса Христа.

А мой Гамлет – это мальчишка. Он все происходящее воспринимает как мальчишка, плачет как мальчишка. Он не может ни с кем разделить свое горе и свою боль. А это же на самом деле очень грустно. Мать ушла к другому дяде, и он потерял ее нежность и заботу. Гамлет-философ, наверное, смог бы это понять и с кем-то это разделить, это под силу лишь взрослому мужчине. А Гамлет-мальчишка не понимает, почему мама больше не гладит его по головке и не говорит: «Сыночек мой любимый». Все, она отстранилась от него.

А тут приходит еще и Призрак отца, говорит, что родной дядя, которого выбрала мама, – его убийца. Это дает наслоение обстоятельств, из которого и складывается игра Гамлета в безумие. Именно игра. В академической версии Гамлет сходил с ума натурально, а здесь – он играет: «Я безумен, поэтому какой с меня спрос, если я убью. Скажут, что мальчик болен». Это такое алиби.

Игра – и наш поединок с Лаэртом тоже. Я не планировал его убивать, мне было неважно, выиграю я или проиграю. Я планировал в любом случае показать письмо, в котором написано, какой король на самом деле гад. И над ним вершится суд. Но из-за подлости Лаэрта, его сговора с королем я – просто умираю. Умираю случайно. Я гибну из-за своей глупости быстро принимать решения.

И это современно. Наш принц  это такой парень, который в нынешнее время мог бы иметь какой-нибудь маленький остров где-нибудь, Bentley со всеми наворотами, другие пафосные вещицы. Это мальчик, которому дозволено все. Но при этом наш Гамлет – не такой пафосный, не такой «речевитый» как все предыдущие. Мы его осовремениваем и очеловечиваем. Из спектакля даже убрали знаменитый монолог «Быть или не быть», вы заметили? Он настолько избит, настолько ничем не оправдан… В нашу канву он не уложился. С чего бы Гамлету философствовать, если у него такие обстоятельства?

– А вам какой Гамлет ближе – тот, который философ, или тот, которого теперь играете?

– Я уже заражен «вирусом» Петрова, поэтому мне ближе тот, которого я играю. Это лично мой Гамлет, тот, которого я понимаю. Я бы не понял Гамлета-философа, я еще не дорос до него.

«Забудь, кто такой Гамлет!»

– До того, как Владимир Сергеевич заявил, что будет ставить пьесу Шекспира, он много раз твердил, что не нашелся еще тот актер, который сыграет «его» Гамлета. Спустя какое-то время он нашел вас. Сложился ли у вас творческий тандем? Часто спорили?

– Я долго не понимал, почему я – Гамлет. И как я могу себя поместить в эту громадную роль? «Я – Гамлет? Как такое может быть? Это не мой возраст!» – не верил я. Мы с Владимиром Сергеевичем все время обсуждали, каким будет Гамлет. Он мне все время твердил: «Забудь, кто такой Гамлет! Ты просто мальчик, ты просто принц, которого зовут Гамлет, и все! Не надо наводить пафоса и изображать черного страшного юношу». Он, можно сказать, выбивал из меня классический образ Гамлета.

– Роль Гамлета очень коварна. Многие актеры не выдерживали общественной критики. У вас страх провала был?

– Естественно! Конечно! Я не могу даже словами передать того чувства, которое испытываю, когда только-только выхожу на сцену. Я не знаю, что будет, как люди это воспримут. Страх провала идет за мной, но я надеюсь, что Гамлет «нашего времени» получился хорошо. Ошибки? Наверное, какие-то были, но об этом мне расскажет режиссер.

К тому же я думаю, что молодежи будет интересно смотреть постановку именно в таком варианте, потому что Гамлета играет молодой человек, есть живой импульс на сцене, а не тот, кто провозглашает высокие речи, от которых можно уснуть.

– Ваши родственники были на премьере. Услышали главные слова поддержки?

– Родственники рады и довольны, что я получил такую роль. Мама всегда за «движуху», она знает, что искусство идет вперед, развивается, поэтому была уверена в моем успехе, радовалась. Сегодня сказала, что я молодец. На самом деле предпремьерный показ всегда самый сложный – мы играем для своих и тех людей, которые знают, читали. Их сложнее убедить.

– Кого еще хотите сыграть?

– Цели кого-то сыграть нет. Я готов сыграть всех, потому что я молодой артист. По прошествии лет, может быть, я скажу, что у меня осталась несыгранная роль-мечта. А пока – мне любую подавай.

Фото с сайта «Культура ВРН»