2024-12-30

Воронежским студентам рассказали о ДТП без сантиментов

Большинство обывателей давно уже перестали воспринимать истории о дорожных авариях как нечто экстраординарное: ДТП случаются настолько часто, что прочно укоренились в нашем восприятии.

Большинство обывателей давно уже перестали воспринимать истории о дорожных авариях как нечто экстраординарное: ДТП случаются настолько часто, что прочно укоренились в нашем восприятии. И пропустить такие ситуации через себя нас зачастую может заставить только несчастье, от которого пострадал родственник или знакомый. Но как добиться того, чтобы таких трагедий как минимум стало меньше?

Ошеломляющая хроника

Новый необычный способ пропаганды соблюдения правил дорожного движения предложили сотрудники управления ГИБДД по Воронежской области. Автоинспекторы отошли от привычной практики рассказов о важности разумного поведения за рулем – к сожалению, этот метод не обеспечивает желаемого результата. На вооружении у полицейских оказался совершенно иной принцип – о страшных ДТП рассказывают без купюр. В минувшую пятницу участниками такой беседы – креш-курса «Мечты могут не сбыться» – стали студенты Воронежского лесотехнического университета.

Перед началом встречи организаторы предложили ребятам вспомнить свои самые потаенные желания: у одних ими оказались беспроблемная сдача сессии или симпатия однокурсницы, у других – кресло президента. Все эти мечты студенты записали на стикерах, которые затем приклеили к большому воздушному шару, привязанному возле сцены. Эти приготовления сопровождались смехом и шутками тех, кому удалось заглянуть в записки соседей – но как только в зале погас свет и перед зрителями замелькали первые кадры видеохроники, веселье смолкло.

– В прошлом году на дорогах России погибло 16 тыс. молодых людей. Это много или мало? – обратилась к студентам руководитель пресс-службы регуправления ГИБДД Татьяна Сушкова. – Для сравнения: это две огромные спортивные арены или четыре крупных вуза – таких, как ваш. Эти цифры означают, что в ближайшие семь лет десять ваших друзей станут участниками аварий, а двое – погибнут. Оглянитесь: вполне возможно, что завтра кого-то из ваших сокурсников уже не будет в живых.

Без патетики

Ошеломленные ребята притихли. А на сцену один за другим начали подниматься реальные свидетели страшных ДТП – автоинспектор, спасатель, врач из Центра медицины катастроф. И каждый рассказал короткую историю – ужасную в своей простоте и выбивающую из колеи. Мужчина с 15-летним сыном, слетевшие с трассы неподалеку от Воронежа – они торопились попасть домой, поэтому отец не контролировал скорость. В итоге водитель выжил, а его жена успела только прижать к груди тело сына, которого выбросило из машины… Компания выпивших парней, решивших с ветерком прокатиться по ночной дороге – ни один из них не встретит 25-летие… Никакой патетики, никаких громких слов – только кадры оперативной съемки и страшные рассказы свидетелей.

Старший фельдшер воронежского Центра медицины катастроф Тимур Болотов вспомнил, как ему пришлось выехать на место ДТП, в котором погибла семейная пара.

– В машине, в которую влетел виновник аварии, ехала с родителями девочка лет семи. К счастью, ребенок не получил сильных травм, чего не скажешь о взрослых: мужчина погиб на месте, а женщину мы едва успели довезти до больницы, – прерывающимся голосом рассказывал врач. – Мы отправили пострадавшую в операционную, куда ребенка, конечно, не пустили. Тогда малышка протянула мне плюшевую обезьяну и попросила передать ее маме. Но сделать этого я не успел – женщина скончалась. Я стоял на пороге реанимации и не знал, как повернуться к девочке и сказать, что она теперь сирота…

Многие ребята в зале плакали, не стесняясь друзей. Слезы блестели и на глазах преподавателей.

В финале курса Татьяна Сушкова вынесла на середину сцены шар со стикерами.

– В один момент все ваши мечты могут разлететься, – с этими словами ведущая протк­нула шар, а наклейки усыпали пол. – Сделайте правильный выбор: мечты должны сбываться.

Чтобы поняли

Пока ошеломленные студенты расходились по аудиториям, начальник регуправления ГИБДД Евгений Шаталов пояснил журналистам цель подобных акций.

– О безопасности дорожного движения мы говорим постоянно, но часто не хватает какого-то эмоционального порыва, чтобы донести до молодежи реальную важность соблюдения правил, – подчеркнул глава ведомства. – Необходимо, чтобы ребята сами осознали свою ответственность, приняли верные решения. Надеюсь, что кому-то из них сегодняшняя встреча спасла жизнь.

Руководитель управления ГИБДД пообещал, что подобные курсы станут регулярными: планируется, что в течение года аналогичные мероприятия пройдут и в других крупных вузах Воронежа.

В тему

На территории Воронежской области в 2016 г. произошло 3086 ДТП, жертвами которых стали 487 человек, еще 3919 участников движения получили травмы. Однако эти показатели отражают позитивную тенденцию – самих аварий стало меньше на 5%.

Глава ведомства отметил, что принятые меры позволили «стабилизировать обстановку с аварийностью» на дорогах региона. Третий год подряд автоинспекторы фиксируют положительную динамику – уменьшение количества погибших в авариях (в 2016 г. – на 10%). Кроме того, снизилось и число тех, кто получил травмы в результате ДТП – на 3%.

Кстати

Внимание – штраф

В 2017 г. госавтоинспекторы региона могут начать штрафовать водителей, которые при перевозке маленьких детей используют не специальные кресла, а только удерживающие устройства типа «Фэст». Как рассказал Евгений Шаталов, подобные приспособления – треугольники с системой фиксации при помощи ремней – ранее относились к числу одобренных Росстандартом, но в конце декабря 2016 г. они были исключены из этого списка.

Однако действующее законодательство, по сути, не содержит прямого запрета на использование устройств данного типа: Евгений Шаталов отметил, что в ПДД и КоАП прописаны возможности применения как «детских удерживающих устройств», так и «иных техсредств», предназначенных для фиксации ребенка во время движения. По формальному признаку фиксаторы типа «Фэст» как раз подпадают под это определение.

– Пока правоприменительная практика по данному вопросу не сложилась, мы продолжаем уточнять отдельные моменты, – пояснил руководитель ГИБДД. – Сейчас при остановке автомобилей инспекторы будут стараться объяснить водителю необходимость использования других технических средств, которые позволяют обезопасить ребенка во время езды.

Впрочем, глава регуправления ведомства подчеркнул, что в каждом конкретном случае сотрудники ГИБДД будут оценивать, достаточно ли одного удерживающего устройства – в зависимости от возраста ребенка и его веса. Например, если с помощью подобного фиксатора пристегнут подросток 14-15 лет, то претензий у правоохранителей возникнуть не должно. А вот использование данного механизма при перевозке детей младшего школьного возраста Евгений Шаталов назвал недопустимым.