2024-04-25

Воронежские воспоминания о трудовых повинностях советских школьников

Воронежские воспоминания о трудовых повинностях советских школьников
Представьте такую картину: утром по улицам идут не школьники с портфелями, а дети 11-16 лет в не очень опрятной одежде, резиновых сапогах и все как один – с ножами. Причем у мальчиков эти ножи еще и довольно устрашающих размеров. Скажете, невозможно? Возможно, если переместиться во времени на 40 лет назад.

Представьте такую картину: утром по улицам идут не школьники с портфелями, а дети 11-16 лет в не очень опрятной одежде, резиновых сапогах и все как один – с ножами. Причем у мальчиков эти ножи еще и довольно устрашающих размеров. Скажете, невозможно? Возможно, если переместиться во времени на 40 лет назад.

НОЖ И РЕЗИНОВЫЕ САПОГИ

В Советском Союзе не только урожайность многих культур была на низком уровне из-за плохого качества, но и убрать все выращенное колхозы и совхозы оказывались не в состоянии из-за убогой отечественной техники, а потому каждый год шла не уборка, а битва за урожай.

На эту битву отправляли коллективы целых предприятий и, конечно же, студентов и школьников. При этом считалось, что в стране не используют детский труд. Да еще бесплатный. Это называлось «шефской» помощью – мы вам детей в поля, а вы нам картошку в столовую. Или свининки. Не знаю, куда этой свининки везлось больше – в школу или директору и завучу в холодильники, но котлеты в столовке у нас состояли из смеси жира и хлеба.

Мы успевали отучиться один месяц – сентябрь, после чего начиналась «свекла». Сначала все радовались – не будем учиться (уроки отменялись полностью). Потом наступала расплата – после битвы за урожай в расписании уроков каждый день прибавлялось по одному-два, а некоторые учителя даже на перемену нас не отпускали, поскольку за время работы в полях «мы сильно отстали».

На уборке кормовой свеклы нож был не нужен, требовались резиновые сапоги. Мы вырывали огромные клубни из земли и сбрасывали в кучи, где ребята из старших классов с ножами-свинорезами обрубали ботву. Нас обычно отправляли туда, где не могла справиться уборочная техника – кормовая свекла слишком высоко торчала из земли и комбайн ее резал.

А вот сахарную свеклу кое-как убирали комбайнами, но убирали «грязно», с ботвой. И тут на помощь привозили школьников. Так начиная с пятого класса мы, вооружившись ножами, постигали азы сахарного производства, обрубая ботву с клубней. Считалось, что пятиклассники (нынешние ученики шестого класса) вполне сносно могут обращаться с ножом, а потому готовы работать для наполнения закромов родины. Учителя на всякий случай возили с собой бинты и йод.

На работы обязательно ездили с запасами провизии – вареные яички, хлеб, картошка, сало, редко у кого – колбаса (большой дефицит), чай в термосе или кофейный напиток из цикория и ячменя с молоком. После двух-трех часов работы объявлялся «обед», мы собирались группками и выкладывали харчи на общую поляну.

Я не могу сказать, что чувствовала себя в эти моменты счастливой, мол, коллектив, плечо к плечу, общий стол. Раздражала налипшая грязь на сапогах килограмма на два, грязные руки, которые даже перед обедом невозможно было помыть, и ощущение, что тобой бессовестно пользуются.

Более всего чувство тоски и безысходности наваливалось, когда отправляли на уборку картошки. Трудовой десант забрасывали на поле, где прошла картофеле­копалка, которая работала абы как, оставляя не менее половины урожая.

Картошку приходилось выкапывать руками из земли, не у всех были с собой самые примитивные хлопчатобумажные перчатки, но и они не спасали от забивания грязи под ногти. Мы ползли на коленях вдоль поля, отнимая у земли эти несчастные клубни, собирали в ведро, которое нужно было взять с собой из дома, и завидовали «освобожденным», которые в это время мыли окна в классе.

В девятом классе мне повезло, и я по болезни тоже получила освобождение. Какое же было счастье, когда автобус со школьниками-тружениками уезжал со школьного двора в поля, а мы включали с девчонками магнитофон «Электроника-323» и мыли, потом заделывали окна замазкой или клеили между стеклами и рамами бумагу и болтали обо всем на свете. Ни уроков тебе, ни картошки, ни грязи, ни туалета за кагатом.

ЯБЛОКИ ДЛЯ «ЧЕРВИВКИ»

Исключение составляла отправка «на яблоки». Но было это редко и не для всей школы.

Работать на сборе яблок было нетрудно и весело. Время от времени мальчишки начинали кидаться яблоками, постепенно яблокометание превращалось в ожесточенное сражение – до прихода учителя.

Иногда приезжал трактор с тележкой-прицепом с откидывающимися бортами, отбирались человек десять, которым давалось задание собирать всю гниль и сносить к трактору. В тележку забирались двое ребят, чтобы принимать гнилые яблоки. Затем их везли на местный пищекомбинат, где засыпали в бродильные чаны для приготовления «червивки» – плодово-ягодного крепленого вина.

Всем работающим на сборе яблок разрешалось набрать их домой. Учителя ругались, чтоб не хапали по полному ведру, но мы были воспитаны в стране, где уже маленький ребенок знал цену продуктам, и старались увезти как можно больше.

Даже на уборку кукурузы отправляли. Это тоже было замечательно. Во-первых, срывать кукурузу совсем не сложно, спина прямая, а потому не устаешь. А во-вторых, не было в Советском Союзе ребенка, который не обожал бы вареную кукурузу.

Но поездки «на кукурузу» уже в этот же день приносили разочарование – она была пересохшая и для варки совсем не годилась. Друг другу передавали секреты приготовления – к примеру, при варке просто нужно добавлять соду, тогда кукуруза станет мягкой. Кукуруза и вправду становилась мягкой, но противной.

ОТКРЫТЫЕ ПОЛЯ

Когда наступала поздняя осень, в колхозах обнаруживали, что ни они сами, ни «шефская» помощь от рабочих и школьников не помогли выиграть битву без потерь. В полях все еще лежал картофель, свекла, в садах гнили неубранные яблоки. И тогда поля и сады объявлялись «открытыми». Гражданам разрешалось увезти все, что они могли найти.

Городских жителей более всего интересовали картофель, яблоки и капуста. Сельские охотились за подсолнухами – семечки можно было не только жарить или скармливать курам, но и отвозить на маслобойню и получать взамен темно-коричневое ароматное масло.

На «вольном» поле семья из четырех человек за полдня запросто набирала себе картошки на всю зиму. Многие даже умудрялись продавать послеурожайные сборы. Рассказывали, что попадались поля и сады, где нога человека с момента прополки не ступала.

Таким образом, государство, будучи не в состоянии справиться с неукротимым сельским хозяйством и решить продовольственную проблему, позволяло гражданам немного пожить при коммунизме, когда «все вокруг колхозное, все вокруг мое».

Жители сел до сих пор, когда наступает осень и приходит пора уборки сахарной свеклы, выходят на дороги и собирают для корма скотине по обочинам клубни, которые падают с не прикрытых тентами машин. Или сметают с тех же обочин зерно, которое щедро рассыпают несущиеся с урожаем грузовики: оно потом идет на корм птице. Маленький привет из СССР.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ