Российский Минтранс разработал и утвердил типовой контракт, который призван урегулировать отношения муниципалитетов с предприятиями, осуществляющими перевозку пассажиров в общественном транспорте. Для Воронежа этот документ актуален: как неоднократно сообщалось, в 2020 году в городе начнет действовать новая комплексная схема организации дорожного движения. Не менее важно, что в 2020 году наступает время заключения новых договоров между мэрией и перевозчиками на оказание услуг по транспортировке пассажиров.
Наличие типового контракта, безусловно, облегчает некоторую часть работы муниципалитета – хотя бы в том смысле, что опровергнуть положения федерального документа никто из воронежских предпринимателей, подвизающихся на ниве общественного транспорта, не в силах. По крайней мере, в настоящий момент.
– Воронежцы предъявляют справедливые претензии к качеству организации городских пассажирских перевозок: состоянию подвижного состава, поведению водителей автобусов, интервалам движения, времени работы транспорта, – прокомментировали нам в мэрии текущее положение дел. – Сложившаяся ситуация, естественно, не может устраивать администрацию города, поэтому в 2020 году, когда истекают действующие договоры с транспортными предприятиями, мы планируем серьезные преобразования в сфере пассажирских перевозок. Для этого проведена большая подготовительная работа, приняты необходимые управленческие решения.
В администрации напомнили требования, предъявляемые к будущей маршрутной сети Воронежа: приоритет комфортабельных низкопольных автобусов большой вместимости над остальными типами подвижного состава; внедрение транспортных карт и удобных сервисов информирования пассажиров; организация выделенных полос для общественного транспорта, а также исключение дублирующих маршрутов.
При этом в мэрии отметили, что новый типовой контракт на осуществление пассажирских перевозок предусматривает нововведения, необходимые для горожан.
– Во-первых, для определения перевозчика нами теперь будут проводиться конкурентные открытые конкурсы, в которых смогут участвовать транспортные предприятия из любого региона страны. Во-вторых, в контрактах очень четко и подробно прописываются требования к подвижному составу, организации, осуществляющей перевозки, водителям, а за неисполнение контракта на предприятие будут накладываться штрафные санкции. В-третьих, предлагается новая схема расчетов, при которой доход предприятия зависит не только от количества перевезённых пассажиров, но и от безаварийной работы, соблюдения графиков движения, выполнения всех запланированных рейсов и отсутствия жалоб от горожан.
В администрации города полагают, что эти нововведения помогут сделать качественной систему пассажирских перевозок в Воронеже.
Мы также попросили высказаться о типовом контракте председателя инициативной группы воронежских перевозчиков Владимира Георгиевского. Он сразу сказал, что этот документ значительно отличается от прежней системы взаимоотношений перевозчиков и местных властей.
Мы спросили про принципиальные различия, и Георгиевский ответил:
– Принципиальное отличие заключается в том, что типовой контракт при правильном применении позволит сделать перевозки понятными и прозрачными для всех трех сторон, участвующих в процессе: для власти, для перевозчиков и для пассажиров. Но при неправильном применении он может усугубить ситуацию. Да, к предприятиям, осуществляющим перевозку пассажиров, он предъявляет гораздо более серьезные требования. И хочу заверить, что воронежские перевозчики к исполнению этих требований готовы вполне.
А затем добавил:
– Но при исполнении этих требований нужен постоянный и прозрачный диалог с заказчиком – с муниципалитетом. Диалог этот, как я могу судить, налаживается. Поэтому надеюсь, что в следующем году мы получим такой общественный транспорт, которого наш город заслуживает.
Мы спросили Владимира Георгиевского, что, по его мнению, будет с воронежским транспортом в следующем году. Он стойко ответил:
– Я считаю, что проект типового контракта должен пройти широкое общественное обсуждение – с участием горожан и экспертов.
А есть ли в Воронеже эксперты на этот счет? Владимир Георгиевский их назвал: профильный комитет областной Торгово-промышленной палаты, грамотные общественники, да и сами перевозчики, которые уже 20 лет отработали на этом рынке.