2024-04-19

Воронежские ученые разработали уникальный «космический буксир»

Воронежские ученые разработали уникальный «космический буксир»

Эскизный проект «орбитального буксира» для применения в составе ракет сверхлёгкого класса создали специалисты Воронежского государственного технического университета. Он получил название БОРИС (Буксир орбитального размещения искусственных спутников). Среди других предлагаемых имен была более точная аббревиатура - СМРАД (сверхмалый разгонный аппарат довыведения). Но почему-то решили, что «БОРИС» – лучше.


Эскизный проект «орбитального буксира» для применения в составе ракет сверхлёгкого класса создали специалисты Воронежского государственного технического университета. Он получил название БОРИС (Буксир орбитального размещения искусственных спутников). Среди других предлагаемых имен была более точная аббревиатура - СМРАД (Сверхмалый разгонный аппарат довыведения). Но почему-то решили, что «БОРИС» – лучше.

Презентацию опытного образца для журналистов руководители проекта заместитель завкафедрой ракетных двигателей ВГТУ Дмитрий Шматов и ассистент кафедры Татьяна Башарина приурочили к грядущему Дню космонавтики.  К тому же творческий коллектив к нынешнему дню завершил первый этап работы и подготовил движок к огневым испытаниям в Санкт-Петербурге.       

Зрелище разработки могло разочаровать. Что-то вроде морского существа с трубками-отростками        для подвода топлива, окислителя, охлаждающей жидкости. Хрупкая Татьяна Башарина, ассистент кафедры ракетных двигателей ВГТУ, легко поднимала его, чтобы попозировать перед камерами. Да, это еще не летный образец. Но эта кроха выдерживает давление в 60 атмосфер, развивает тягу в 50 кг и уже сосредоточила в себе ряд инновационных и даже уникальных решений.

Двигатель изготовлен методом аддативных технологий – по сути, напечатан на принтере. Разгонный блок в целом обеспечивает эффективную систему поджога топлива (метана) в невесомости и эффективное охлаждение камеры с помощью патентованной пористой вставки. Татьяна Башарина уверила, что в России аналогов нет, да и в США только один    проект развивается по сходной концепции. Разгонный блок может комплектоваться    двигателями разной мощности  и в итоге поднять аппарат от 800 км до окололунной орбиты.

Он относительно недорог и ориентирован на развитие частного сектора космонавтики, которой, увы, у нас практически нет, и все придется, похоже делать в кооперации с «Роскосмосом» и профильными госпредприятиями.

IMG_20210407_131127.jpg

Кто будет заказчиком такой техники, организатором понятно. В списке первым номером на слайде значилась наука. Сейчас, если заказчику нужно запустить малый спутник ракетой «Роскосмоса», приходится ждать месяцами, пока «Протон» не укомплектуют грузом в десяток-другой спутников.  В случае применения ракетоносителя сверхлегкого класса время ожидания резко сокращается.

 Более того, «Протон» полетит на самые востребованные высоты  400-500 км,  добавила Татьяна Башарина. – А науке, например, нужны совсем другие высоты.

Интерес к разработке проявили и сельхозкорпорации (мониторинг посевов), и военные (борьба с дронами), и зарубежные космические компании.

Но, как водится, у всех заказчиков главное требование одно: покажите, что мы будем запускать. Дайте, так сказать, пощупать… В итоге проект на сегодняшний день выполнен в основном на деньги государственного гранта в 5 млн рублей. Благо, работа исполнителей, считай бесплатна. Вся интеллектуальная часть сделана членами студенческого бюро, где 10 человек являются лаборантами кафедры.

Желающих поработать почти бесплатно над проектом века достаточно: все-таки идея покорения космических пространств продолжает будоражить умы – особенно в Воронеже, городе космостроителей.

 Найдется    инвестор – хорошо, не найдется – мы все равно продолжим работать в прежнем направлении,  твердо сказал Дмитрий Шматов. — Это направление включает и разработку большого маршевого двигателя для ракеты, и гибрида ЖРД и электрореактивного двигателя.

IMG_20210407_121716.jpg

Ну а любителям «пощупать» придется немного подождать.

– На предсерийное производство разгонного блока мы можем выйти через 2-3 года, – прикинул Шматов. – Огневые испытания  самый серьёзный этап в продвижении производства разгонного блока. А дальше будет отработка технологии, выпуск документации. Если говорить про ракетоноситель сверхлегкого класса, то тут все существенно сложнее. Определить сроки пока не представляется возможным. Это проект с привлечением больших инвестиционных средств. Но мы все равно лет через пять придем к желаемому результату.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ