В преддверии Международного дня танго, который отмечался 11 декабря, в Воронеже проходил масштабный танцевальный фестиваль танго. В нем участвовали пары из Москвы, Казани, Нижнего Новгорода, Белгорода, Орла и других городов России. Чувственный танец любви и страсти популярен сегодня не меньше, чем в годы своего появления.
Танго могут станцевать все, но универсальность языка, присущая танцу, под угрозой. Почему это происходит? Об этом, а также о том, как в 40 лет «разглядеть» свое призвание, мы поговорили с преподавателями и организаторами фестиваля танго в Воронеже Дмитрием Баклашовым и Светланой Романовой.
– Дмитрий, Светлана, вы – одни из лидеров среди исполнителей социальных танцев (группа танцев, которыми занимаются не для соревнования, а в качестве досуга) в Воронеже, но ведь начиналось все в подвале…
Дмитрий: Мы росли на протяжении десяти лет: сначала был один подвальчик, потом другой, потом маленькое помещенице, теперь наконец-то студия. Но начинали мы с улицы – с танцев в парке «Орленок». Можно сказать, что мы шли по пути истории танго. Танец появился в конце XIX века в бедных эмигрантских кварталах Буэнос-Айреса, куда съезжались эмигранты. Мы просто собирались и танцевали – без учебного плана и преподавателей. Танго могут танцевать все – независимо от возраста и рода деятельности. Я, к примеру, долгое время трудился фрилансером, и бывало, неделями не выходил из дома, а супруга – в библиотеке. Нам просто стало скучно, и мы решили чем-то заполнить досуг. Вот так к 40 годам мы нашли в своем хобби и любимую работу.
– Считается, что женщине не обязательно уметь танцевать танго, главное – следовать за мужчиной. Он – архитектор танца, а женщина – его украшение. Неужели представительнице прекрасного пола никакие навыки не нужны?
Светлана: Танго – это язык двоих, и женщина способна на нем говорить, если готова прислушиваться к мужчине, это заложено природой. Другой вопрос, что женщины сегодня очень активны, много работают и занимают руководящие должности. Они, как правило, привыкли «вести»; особенно трудно, когда заниматься приходят бизнесвумен: им крайне непросто перестроиться. Главный навык, который необходим на первом занятии и в целом в танце, – умение довериться партнеру. Также партнерше, как и партнеру, нужно обладать хорошим чувством ритма, чтобы она была достойной и интересной половинкой. Женщина в танго – тоже личность. Посмотрите на аргентинок – они яркие, выразительные и самодостаточные.
– Выходит, язык танго, который принято считать универсальным, в современных реалиях таковым не является?
Светлана: Это не совсем так. Действительно, роли, отведенные мужчинам и женщинам в обществе, накладывают свой отпечаток. Однако «перестроиться» способен кто угодно, главное, чтобы было желание научиться танцевать. Важно любить социальные танцы.
Дмитрий: Кроме того, танго – это не столько движение, сколько ощущение. Есть каноны, которые и являются по своей сути универсальными, например, понимание своей роли в танце. Это язык. А есть средства выражения языка – эта история, которая рождается в паре буквально на глазах. И это уже то, что может быть разным. В этом прелесть танго, секрет его вечности, его популярности. И танцевать его можно, пока носят ноги.
– Говорят, что исполнять танго в России не умеют. Вы согласны?
Дмитрий: Танго в России, напротив, расцветает, особенно в провинции. И мы стараемся посещать эти места, в последние годы изъездили всю центральную Россию – от Пятигорска до Санкт-Петербурга. Мне нравится, как танцуют танго в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Саратове и Казани. Видимый скачок в развитии произошел у наших друзей-соседей – в Курске и Белгороде. Фестивальный обмен осуществляется, но он – не на конкурсной основе, ни это в нашем деле главное.
– На своих занятиях вы нередко делаете замечания по поводу «летающей ноги», которая будто бы живет сама по себе. На российском телевидении был такой проект – «Танцы со звездами», и там подобное движение даже приветствовалось. Почему такая разница во взглядах?
Дмитрий: Это шоу. Там другие законы. Они делают это на камеру и для тысячной аудитории, для которой важна зрелищность. Чем выше нога, тем эффектнее. Все правильно. Законы социального танго отличаются от законов сценического.
– Как отмечаете Международный день танго? Есть ли уже какие-то устоявшиеся традиции?
Дмитрий и Светлана: В преддверии праздника мы организуем Всероссийский фестиваль танго, в этом году подали заявки и поучаствовали более ста человек. Но лучшая традиция – отметить праздник на любимой работе, в компании людей, так же сильно любящих танго, как и мы.
Ирина ЛАЗАРЕВА
Фото из личного архива Дмитрия Баклашова