2024-09-20

Воронежские старожилы поделились с редакцией воспоминаниями о горожанах в парках после войны

Воронежские старожилы поделились с редакцией воспоминаниями о горожанах в парках после войны
Наш город переживает ренессанс парковой культуры. Между тем, сады и парки как образ жизни воронежцев всегда считались особым здешним отличием, и главный их ренессанс пришелся на послевоенные годы. Как это происходило, с редакцией поделились известные воронежцы – коллекционер и владелец «Галереи советской эпохи» Владимир Андреевич Мальцев и представитель знаменитой врачебной династии Татьяна Николаевна Русанова.

Веселая «Семейка»

Владимир Мальцев:

Мальцев в кружок.jpg– Куда в послевоенную пору могли отправиться вечером молодые воронежцы, еще не обремененные семейными заботами? В парки и скверы, куда ж еще! До начала эры телевидения оставалось десять лет. И, разумеется, не было никаких еще в нашем городе баров, кафе и ночных клубов. А вот известных, знаковых парков, садов и скверов в послевоенном Воронеже было больше, чем сегодня.

– Сад Дома офицеров до революции назывался Садом семейного собрания. В просторечии «Семейка». Он не раз менял название и хозяев. В 1920-е годы – Художественный сад, Сад им.Сталина – в 1930-е годы. Затем он стал Садом Дома Красной армии и уж потом – Дома офицеров. Его территория после войны – это кольцевая аллея с фонтаном в центре. От нее исходили лучи дорожек. Эта планировка не менялась долго. В одном углу – летний театр, в другом – раковина-эстрада. Вокруг красивые ухоженные клумбы и газоны, а также все, что надо для отдыха горожанину – бильярдная и буфет, библиотечный павильон. И конечно, танцплощадка. В 1950-е годы она была известна как «комиссионный магазин», потому что посещала ее в основном зрелая публика. Над кронами деревьев взлетали качели-лодки. На лавочках пожилые любители играли в шахматы – и эта традиция здесь продолжается из поколения в поколение. Под небольшой залог в читальном павильоне можно было получить книгу, полистать свежие газеты и журналы, взять напрокат шахматы, шашки, домино.

– Была в этом саду одна деталь, наводящая на размышления – высокая толстая кирпичная стена прямо за танцплощадкой, отделявшая сад от улицы Ф.Энгельса. Этот темный глухой угол служил «филиалом» садового туалета. И туда же удалялись парочки по согласию, или же силой волокли визжащих девиц. Там же распивали горячительное, выясняли отношения. Как только не боролись с этим власти! Вешали прожекторы – но их тут же разбивали. Направляли дружинников и милицейский патруль – ничего не помогало. Но потом кто-то принял нестандартное решение – снести саму стену. И сразу же «криминогенная зона» прекратила свое существование. Но потом и сама танцплощадка закрылась.

Исчезнувший маршал и заминированные розы

Но главным воронежским парком был Центральный парк культуры и отдыха им.Л.М.Кагановича, или, в народе, «Ботаника».

Он располагался за стадионом «Динамо» и был не только самым большим лесопарком, но и вообще тогда находился на окраине города. Микрорайона Березовая роща еще не существовало.

Татьяна Русанова:

Татьяна Русанова в кружок.jpg– По выходным сюда ехали воронежцы, как «за город». Всей семьей, на весь день, с провиантом для пикника. Посетителей здесь встречали строгие фигуры вождей. А из пруда на центральной аллее выглядывал добродушный Черномор. Ни электричек, ни автобусов, ни уж тем более собственных автомобилей тогда не было. На Динамо ходили трамваи, образуя здесь кольцо. Цент­ральный парк был такой же достопримечательностью в Воронеже, как и Воробьевы горы в Москве.

– Весной 1945 года на этой центральной аллее также тянулась галерея портретов советских полководцев. Из нее вдруг в одну ночь исчез порт­рет маршала Жукова, да так и не вернулся. Обсуждать исчезновение вслух воронежцы избегали.

– Сам парк напоминал тогда лесной уголок. В центре протекал ручей, впадал в пруд. А аллеи его незаметно переходили в дорожки естественного леса. Весной склоны лога голубели от подснежников. Летом в изобилии цвели дикие розы. Их никто не рвал – боялись мин. И боялись обоснованно. Парк хранил приметы ожесточенных боев: заросшие воронки, полузасыпанные окопы, сгоревшие танки. Стволы деревьев были иссечены осколками. Сами осколки все еще попадались и на земле, и в коре деревьев. За канавой справа были видны развалины Летнего театра. Дальше – остов аттракциона «Мертвая петля». Подойти к нему ближе не решались – из-за мин. У Коровьего пруда рядом неоднократно подрывались животные. Все тогда старались ходить по парку только по дорожкам.

– Долгое время рос в этом парке тополь-старожил. Огромный, восьмерым не обхватить. Вокруг него была сделана лавочка, которую так любили воронежцы. А затем тополь зачем-то срезали электропилой. Сердцевина на срезе была светлой – здоровой.

Вернувшийся Петр, пионеры и крокодил

Владимир Мальцев:

– Первомайский – едва ли не самый старый сад в Воронеже. Он был заложен в 40-е годы XVIII века. И назывался Городской сад, хотя располагался тогда фактически на окраине города. Дальше только Земская больница, Ямской бег, а потом Троицкая слобода.

– В конце 1940-х старый кирпичный забор парка был сломан и сооружена изящная чугунная решетка, обильно утяжеленная государственной символикой. В послевоенные годы она приводилась в пример как одна из лучших в СССР.

– Петровский сквер возник в 1860 году вместе с памятником Петру, который одно время был выше деревьев. В освобожденном разрушенном городе было много неотложных нужд, поэтому более десяти лет простоял осиротевший постамент с краткой надписью «Петр I». Он был как-то совсем незаметен за фонтаном.

– Памятник вернулся к нам в 1956 году. «Молодой коммунар» напечатал тогда картину В.Кораблинова: усатый Петр семимильными шагами бежит к постаменту, тянет за собою якорь. И подпись была: «На старое место». Но сам памятник был уже новый. Правда, скульптор Гаврилов сохранил прежнюю композицию. Рассказывали, что во время монтажа памятника на постамент с лесов сорвались несколько досок и упали у ног скульп­тора. Тот сильно перепугался – подумал, что сама скульп­тура на него падает. А потом несколько зимних вечеров воронежцев пугал истукан, завернутый в черную ткань. В конце января 1956-го состоялось торжественное открытие памятника. И еще одна зимняя примета была у этого сквера – большая елка каждый год и выставка снежных скульптур.

– Фонтан «Пионеры с лягушками» знаком всему миру по разрушенному Сталинграду. А ведь идентичная композиция была и в нашем Кольцовском сквере. Много лет фонтан украшала эта скульптурная группа детей, водящая хоровод вокруг крокодила. В годы войны оккупанты превратили сквер в свое офицерское кладбище. Потом воронежцы быстро вернули скверу довоенный вид. Уцелел здесь и фонтан с хороводом пионеров вокруг крокодила. В жару в него ныряли бесстыжие мальчишки, сбросив с себя всю одежду. Детских трусов в те послевоенные годы еще не было.