2024-04-27

Воронежские специалисты рассказали о росте случаев телефонного мошенничества и талантах аферистов

Воронежские специалисты рассказали о росте случаев телефонного мошенничества и талантах аферистов
О развитии киберпреступности шел разговор на пресс-конференции в воронежском пресс-центре Интерфакса. В мероприятии приняли участие оперуполномоченный по особо важным делам управления уголовного розыска ГУ МВД России по Воронежской области, капитан полиции Алексей Жигалкин, заместитель управляющего Воронежским отделением Банка России Сергей Чупахин и специалист «Центра психолого-педагогической поддержки и развития детей» Анна Токарева.

Рост – на треть

За десять месяцев текущего года на территории Воронежской области зарегистрировано 6014 преступлений общеуголовной направленности, совершенных с использованием информационных технологий. Алексей Жигалкин сравнил эти показатели с аналогичным периодом пошлого года – 4640 преступлений, то есть рост – 30%. За весь 2022 год общий ущерб от действий аферистов составил 844 млн, а только за девять месяцев 2023 года эта цифра достигла 1,154 млрд руб.

Самая распространенная схема преступлений не меняется годами. Граждане продолжают переводить деньги мошенникам, чтобы «отменить заявку на кредит» или же перевести деньги на «безопасный счет». Кроме того, мошенники выманивают деньги под предлогом покупки/продажи товаров и услуг в интернете или предлагают «инвестировать» средства.

Мошенники совершенствуются

Банкир Сергей Чупахин озвучил банковскую статистику. В первом полугодии мошенники вывели обманным путем со счетов россиян свыше 8 млрд руб., что больше аналогичного периода 2022 года почти на треть – по сути, рост на те же 30%, как и в Воронежской области.

Он отметил, что мошенники – люди творческие. Они следят за новостями, а потом накладывают свои новые мошеннические идеи на информационную повестку. Например, когда в августе стартовал пилотный проект с использованием цифрового рубля, россияне стали получать звонки с сообщениями, что все их деньги собираются конвертировать «в цифру» и их нужно спасать.

Мошенники стали предпочитать пользоваться не традиционной мобильной связью, а звонить через мессенджеры – там проще установить на номер эмблему организации, силового ведомства и даже создать лжеаккаунт руководителя банковской структуры с именем, фамилией и фото.

С этих аккаунтов мошенники проводят рассылку сообщений сотрудникам госструктур, руководителям крупных предприятий, где просят ответить на звонок в рамках проведения некоего расследования. Могут написать руководителю, что у его предприятия возникли проблемы с контрагентами из-за заблокированных счетов, убедят взять кредит и передать деньги курьеру и т. д.

Чупахин рассказал, что выдумывают мошенники перед праздниками. Аферисты делают рассылки, заманивая грандиозными скидками, предлагают забронировать гостиницы, места отдыха по «льготным тарифам». В таких сообщениях содержатся ссылки, которые ведут на фишинговые (фальшивые) сайты, где осуществляется сбор персональных и банковских данных. Спастись от сайтов-обманок можно, используя специальные приложения.

Обаятельный и разговорчивый

Психолог Анна Токарева советует: как только вы заподозрили, что столкнулись с мошенниками, лучшим решением будет прекратить разговор. Мошенники активно используют эмоциональные приемы для того, чтобы отключить ваше критическое мышление. Их единственная цель – обмануть и украсть. Мошенники в разговоре с жертвами часто испытывают азарт и стремятся получить адреналин. Они рассматривают своих жертв как наивных, жадных и глупых людей.

По словам психолога, типичный мошенник – человек с хорошими коммуникативными навыками, обаятельный и разговорчивый, своего рода лицедей. Мошенники предпочитают использовать открытое общение, в отличие от физического грабежа. Именно поэтому они часто выбирают в качестве жертв людей, которые испытывают трудности в общении или приветливы по отношению к другим. Мошенники постоянно развиваются и находят новые способы обмана. Если что-то не получилось сегодня, они задумываются, что можно сделать, чтобы получить желаемое завтра. Чаще всего это высокоинтеллектуальные личности, которые хорошо знают современные технологии.

Что делать?

Если вы быстро поняли, что попались на наживку мошенников, то следует связаться с вашим банком и заблокировать карту или счет, чтобы избежать дальнейших неприятностей. После этого необходимо в течение суток подать жалобу на операцию, с которой вы не согласны. Также важно перевыпустить карту, данные которой были скомпрометированы. Затем следует обратиться в полицию и составить заявление, рассказал представитель ЦБ Чупахин.

Вопрос, будет ли снят с вас банковский кредит, если вы сможете доказать, что действовали под влиянием мошенников, является юридическим и зависит от определенных обстоятельств. Будет учитываться, что человек самостоятельно посещает банк, получает деньги и передает свои данные мошенникам. Из-за отсутствия критического восприятия реальности вряд ли возникнут основания для освобождения от долговой нагрузки.

По словам спикера, Банк России активно сотрудничает с правоохранительными органами для блокировки преступных веб-сайтов и телефонных номеров, используемых мошенниками. Начиная с 2021 года уже заблокировано более миллиона номеров. Работа по предотвращению мошенничества приносит результаты. За первое полугодие этого года удалось сохранить 1,6 трлн руб. в результате проведения 9 млн операций, что значительно превышает сумму ущерба.

Для борьбы с мошенниками также были внесены изменения в законодательство. С начала октября действует новый закон, регулирующий взаимодействие Банка России и МВД. Упрощение взаимодействия между ведомствами должно ускорить расследование уголовных дел.

Эксперт добавил, что с 25 июля 2024 года вступают в силу изменения в закон о Национальной платежной системе.

«В частности, новшества предусматривают так называемый период охлаждения. Он будет длиться два календарных дня. В течение этого времени банк не станет делать перевод на подозрительный счет и сообщит клиенту о сомнительной операции. Таким образом, человек, которого обманули, сможет одуматься и отменить транзакцию».

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ