Молочная продукция по традиции считается одним из самых популярных у российского потребителя товаров: рацион редкой семьи обходится без масла и творога, сметаны и кефира. Но качество молочки зачастую вызывает большие нарекания: недобросовестные компании давно освоили различные варианты удешевления продукции за счет использования специальных добавок, о наличии которых, правда, на этикетке нет ни слова.
Насколько масштабны фальсификации на рынке молочной продукции, реализуемой в Воронежской области, и кому выгодны такие подделки, вместе с экспертами разбирался корреспондент «Горкома».
Много или мало?
Воронежская область год от года уверенно наращивает объемы производства молока. Как рассказал недавно в рамках обсуждения на круглом столе темы фальсификации молочки вице-премьер регионального правительства Виктор Логвинов (в зоне его ответственности находится АПК), прошлогодний «рубеж» в 476 тыс. тонн в области был перейден еще 17 ноября. И останавливаться на достигнутом производители не собираются: предполагается, что по итогам 2016 г. в регионе будет установлен новый «молочный» рекорд – получено порядка 530 тыс. тонн продукта.
Качество товара постоянно проверяется: и самими производителями, и экспертами надзорных служб – например, Роспотребнадзора. К тому же собственный мониторинг проводят и специалисты профильных департаментов облправительства: в частности, исследуют на соответствие заявленным показателям продукцию, поступающую в том числе и в соцучреждения региона.
– По нашим данным, львиная доля фальсификата – 86% – приходится на ввезенную в область молочку, – поясняет Виктор Логвинов. – А оставшиеся 14% – товары наших, местных производителей.
Где подделка?
Но что считать фальсификатом? Споры по этому поводу периодически возникают: одни склонны относить к поддельной всю молочную продукцию, не соответствующую установленным стандартам или изготовленную предприимчивыми дельцами под видом известных марок, а другие предъявляют более жесткие требования – предлагают называть фальсификатом товар за добавление в его состав компонентов, не указанных на упаковке. Объединяет оба подхода экономический аспект: производитель поддельной молочки действует не по незнанию, а умышленно – чтобы заработать как можно больше, сэкономив на качестве.
– Когда в состав продукта вносятся ингредиенты, о наличии которых на упаковке нет ни слова – налицо прямое введение потребителя в заблуждение, – уверен руководитель регуправления Роспотребнадзора Игорь Механтьев. – И это в первую очередь проблема производителей.
Например, нередко недобросовестные компании грешат «улучшением» молока за счет пальмового масла – это позволяет существенно снизить себестоимость продукта (впрочем, как и его качество). При этом информации о дополнительных ингредиентах на упаковке либо вовсе нет, либо она набрана очень мелким шрифтом.
Рычаги воздействия на нечистоплотных участников рынка в ведомстве нашли – ощутимые удары наносятся по экономике таких предприятий, благо, что и закон сегодня эти меры позволяет. В качестве примера спикер привел две компании, действующие на территории области, работу которых из-за выявленных нарушений неоднократно приходилось приостанавливать через суд. Понятно, что подобные простои не выгодны ни одному предприятию: пока производство заморожено, нет прибыли. Да и штрафы от надзорных органов еще никто не отменял.
Правда, крупные компании-производители четко отмежевываются от своих нечестных коллег: так, по словам гендиректора ООО «Землянскмолоко» Андрея Романова, от фальсификаторов они страдают не меньше, чем обычные потребители.
– Ведь это недобросовестная конкуренция: на пачке написано «сливочное масло», а в действительности это спред. Цена, понятно, получается ниже, и потребитель берет подделку, – отмечает глава предприятия. – Сегодня покупатель голосует рублем, а в этой ситуации на состав уже обращает меньше внимания.
Частично эти безрадостные выводы подтверждает и руководитель департамента предпринимательства и торговли области Галина Абричкина: по ее наблюдениям, только около 40% покупателей обращают внимание на срок годности товара, а уж составом молока или творога интересуются не более 20% потребителей.
– Больше половины покупателей сейчас ориентируются на единственный критерий – цену, – подчеркивает глава структуры. – Люди до сих пор почему-то надеются на чудо: верят, что на полках магазинов массово появятся качественные и недорогие товары. Надо приучать население к мысли, что чудеса – это не про продукты питания.
Куда движемся?
Отдельный вопрос – торговые сети, где фальсификата пока что выявляется немало. Причем представители областных властей и надзорных ведомств сходятся в одном: федеральные ретейлеры (а именно их магазинов на территории региона – большинство) неохотно идут на контакт по вопросам выявления подделок. По мнению Игоря Механтьева, причина банальна: торговые сети не заинтересованы в том, чтобы снимать с реализации крупные партии продукции, пусть даже ее качество кажется сомнительным.
– В фальсификате заинтересованы сами торговые сети: чем больше дешевого товара, тем больше обороты, – соглашается гендиректор компании «Молвест» Анатолий Лосев. – Бороться с подделками надо комплексно – например, кратно увеличивать штрафы для производителей, пойманных на нарушениях. Но и для ретейла должны быть санкции – за неоднократную продажу фальсификата.
Однако Галина Абричкина склонна считать, что торговые сети – лишь инструмент для распространения поддельной молочки, а не ее заказчик.
– Не будь большого предложения этого дешевого товара, его бы и не брали, – предполагает руководитель департамента. – Кстати, были случаи, когда при заключении договора с сетями производители поставляли качественную продукцию, а затем постепенно начинали менять состав партий.
Спорить о том, кто виноват, можно бесконечно: производители кивают на переработчиков и ретейлеров, те, в свою очередь, переадресовывают претензии другим участникам торговой цепочки. Понятно одно: уговорить недобросовестных дельцов отказаться от подделки молочной продукции по-хорошему явно не выйдет – остается только воздействовать штрафами. К слову, по данным Виктора Логвинова, эту позицию разделяет и губернатор Алексей Гордеев: глава региона предложил накладывать на производителей, уличенных в фальсификации, штраф в размере 10% от оборота компании. Но будет ли этот механизм действенным в период кризиса – вопрос открытый.
Ольга ПРОКИНА
В тему
В рамках внеплановых проверок за 9 месяцев 2016г. Роспотребнадзор отобрал 1,5 тыс. проб молочной продукции в торговых точках Воронежа. По словам Игоря Механтьева, фальсификата постепенно становится меньше: если в начале года на прилавках выявлялось по 7,8% подделок, то в третьем квартале – около 3%. В настоящее время показатель достиг 5,6%.
Кстати
По данным за девять месяцев 2016 г., производство молока в Воронежской области увеличилось на 14%, что значительно выше среднероссийского показателя (2%).