2024-03-28

Воронежские легенды: первый полет в космос произошел в 1917 году в Острогожском уезде

Одним из первопроходцев космического пространства, несущих в безбрежные просторы Вселенной идеи коммунизма, стал инженер Лось из романа Алексея Толстого «Аэлита». Но немногие знают, что прототипом Лося был житель Воронежской области, который при поддержке Константина Циолковского в 1917 году построил «эфироплавающий аппарат» и собирался отправиться на нем ни много ни мало – на Луну. 

Октябрьская революция 1917 года породила не только новое государство – Советский Союз, но и новых литературных героев, стремящихся в коммунистическое космическое будущее. Одним из первопроходцев космического пространства, несущих в безбрежные просторы Вселенной идеи коммунизма, стал инженер Лось из романа Алексея Толстого «Аэлита». Но немногие знают, что прототипом Лося был житель Воронежской области, который при поддержке Константина Циолковского в 1917 году построил «эфироплавающий аппарат» и собирался отправиться на нем ни много ни мало – на Луну. 

Башня для запуска космических аппаратов

Иван Федорович Коровин родился в 1870 году в семье богатого купца-старообрядца. Уже в подростковом возрасте он проявлял недюжинные инженерные способности и спроектировал башню высотой 40 тысяч верст (42 672 км), с которой при помощи катапульты можно запускать корабли в «безвоздушное пространство». (На высоте до 15 км от поверхности Земли находится тропосфера. Выше расположены верхние слои атмосферы с разреженным воздухом, которые называются «безвоздушным пространством». В NASA границей космоса считают 122 км от поверхности Земли.)

Вернемся к Коровину. Богатый отец одобрял увлечения сына и отправил его учиться в Парижский политехнический институт – изучать металловедение. Пройдя курс, будущий космический путешественник вернулся в Россию.

Коровин организовал лабораторию металлов, где разработал «вязкую броню Коровина» – восемнадцатикилограммовый пластинчатый панцирь, который покрывал туловище солдата и защищал от пуль мосинской трехлинейки. 

Друг Циолковского

Но целью своей жизни Коровин определил создание «эфироплавающего аппарата» (в те времена большой популярностью пользовалась теория Николая Теслы о том, что космос заполнен эфиром). 

Когда отец умер, инженер-изобретатель стал обладателем наследства в 350 тысяч рублей. Будучи умным человеком, он разместил их в различных банках (российских и зарубежных), получая годовую ренту порядка 30 тысяч. На эти деньги Коровин и стал конструировать аппарат, на котором собрался лететь на Луну.

Он подружился с Константином Циолковским, который рекомендовал Коровину построить межпланетный дирижабль. Инженерная мысль пошла дальше, и изобретателя осенило – для полета на Луну нужно использовать магнитную силу. Он решил, что скорость распространения электромагнитных волн как раз соответствует межпланетным расстояниям. 

Острогожский уезд – идеальный старт для космического корабля

Коровин считал, что магнитные полюса способны притягивать или отталкивать аппараты, созданные из многополюсных магнитов. Одним из таких полюсов он определил село Степное Острогожского уезда Воронежской области, где и купил имение.

В Степном Иван Федорович строит цех для создания дирижабля, плавит руду с Камчатского рудника, а электроэнергию вырабатывают собственные ветряные электростанции. К имению была даже проложена узкоколейная железная дорога (кстати, в ходе Первой мировой войны цех по правительственному заказу изготавливал еще и «окопные щиты»).

Коровин начинает скупать по всему миру метеориты, отыскивая в них многополюсные магниты. С 1908 по 1916 год он организует несколько экспедиций на Камчатку с целью извлечения из гейзерных солей новых неизвестных металлов, проводит геомагнитные исследования по всей Земле, включая Антарктиду, выступая соинвестром экспедиции Скотта. 

В августе 1917 года Коровин объявляет об окончании работ над эфирным дирижаблем. Он рассылает приглашения друзьям, знакомым и просто известным людям, которым предлагает стать зрителями старта первого полета на Луну, который запланирован на 21 августа. Таким образом в числе приглашенных оказался и писатель Алексей Толстой. 

В космос

Вот как описывает воронежский журналист Драгунов в газете «Провинциальные ведомости» от 10 (23) августа 1917 года данное событие:

«В поместье «Степное» приехали друзья и единомышленники господина Коровина, журналисты, инженеры, среди них известнейший писатель граф Алексей Толстой. Г-н Коровин объясняет устройство своего аппарата. Похожий на небольшой дирижабль, он выполнен, однако, целиком из металла, секрет которого г-н Коровин собирается вскоре передать новому российскому государству на безвозмездных условиях. Металл этот является магнитным, но отталкивается и притягивается к самым разнообразным предметам и даже к пустоте, которая, по словам г-на Коровина, сама является особого рода магнитом.

Управляя магнитными рулями и парусами, можно заставить аппарат двигаться в нужном направлении — вверх, вниз, в любую из сторон света, при этом не требуется ни угля, ни дров, ни бензина! Аппарат подобен паруснику, для которого всегда есть попутный ветер. Идею аппарата ему подсказал его друг, господин Циолковский (пожилой господин со слуховой трубкой сначала протестующе машет руками, потом смущенно раскланивается). Внутри аппарата расположена кабина для пассажира. Размером с комфортабельное купе, она содержит все, что может понадобиться эфирному путешественнику: абсолютно прозрачное окно-иллюминатор, электрическую лампу, кресло-кровать, бювар с письменными принадлежностями, средства гигиены, запас еды и питья и, что главное, воздуха на две недели. Впрочем, г-н Коровин утверждает, что в межпланетном пространстве в условиях отсутствия веса еды, питья и воздуха расходоваться будет несравненно меньше, нежели на Земле. Кабина совершенно защищена и от лютых морозов, и от адской жары, которые царят в небесах одновременно.

Подняться он намеревается на небывалую высоту — сто верст, после чего вернется на Землю. «Аппарат требует доработки, и потому к Луне я отправлюсь позже, возможно, в конце осени», — обещает изобретатель. Он обнимается с друзьями и заходит в кабинку, долго запирает дверь изнутри. Устроена дверь наподобие люка подводного судна и плотно прижата к поверхности. Вдруг совершенно бесшумно аппарат поднимается в воздух. Вот он уже на высоте десяти саженей, двадцати, ста. Мы все дружно кричим «ура» в честь первопроходца эфира!

Тем временем аппарат продолжает набирать высоту. Через четверть часа он становится крохотным пятнышком. Наблюдение ведется через зрительные трубы, заблаговременно поставленные на штативы, и в бинокли. По полевому телефону мы связываемся с ассистентом г-на Коровина, который находится в пяти верстах от нас. Он и другой ассистент, находящийся на террасе усадьбы, сверяют данные и, проведя специальные вычисления, сообщают, что аппарат достиг высоты в пятнадцать верст! Мировой рекорд! Но это только начало, подъем не закончен. Зрители подкрепляются чаем и кофе.

Высота в сто верст достигнута! А наш российский Икар забирается выше и выше! Наконец, к полуночи он поднимается настолько высоко, что даже зрительная труба бессильна отыскать его в звёздном небе. Мы ждём до утра. Мы продолжаем ждать — и надеяться».

Что произошло с Коровиным дальше – неизвестно. Он не вернулся, аппарат найти не удалось. По одной версии, первый космопроходец не справился с управлением, и его унесло прочь от Земли. По другой Коровин не поднялся даже на озвученную высоту и разбился в безлюдном месте. 

Аппарат Коровина разыскивали в Воронежской и близлежащих губерниях, но поиски не увенчались успехом.  Однако изобретатель продолжил жить в романе Толстого «Аэлита» в образе инженера Лося. Также писатель наделил чертами характера и биографии Коровина и двух героев романа «Гиперболоид инженера Гарина» – самого инженера Гарина и профессора Манцева.

Если вам известны другие легенды, которые бытуют в Воронеже и области, и вы хотите ими поделиться, пишите нам v.legendy@mail.ru



ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ