Свежие новости
Все новости
Пробки



Воронежские кукольники предложили маленьким зрителям поэзию Мандельштама

01.07.2016, 13:56
Очень славное, очень теплое, очень умное зрелище, придуманное и поставленное в театре кукол «Шут» им.Валерия Вольховского – мульт-спектакль «Это мальчик-рисовальщик». В основе – детские (читай – малоизвестные) стихотворения Осипа Мандельштама. Премьера состоялась вчера, а днем ранее постановкупрезентовали журналистам. Пресс-показ, что бывает далеко не всегда, разночтений не вызвал: спектакль, по единодушному мнению коллег, получился замечательный.

Живые и смешные


Идет он на «Малышкиной сцене». То есть – в по-настоящему камерной обстановке: актеры от зрителей – практически на расстоянии вытянутой руки. Никто, таким образом, ни от кого не дистанцируется, максимальная доверительность происходящего рождена самой атмосферой: впечатление, что в нужное время в нужном месте собрался тесный круг единомышленников, способных радоваться существованию и торжеству высокой поэзии. И она – именно высокая – не только звучит так, как того заслуживает, а и предстает в «живых» и рисованных картинках – акварельно легких (продуманных, однако, до мелочей). Ничего нарочитого, претенциозного, заумного: действо прозрачно и притягательно тем драгоценным обаянием, которого ни одному профессионалу не добиться без подлинной, честной, начисто лишенной снобизма любви к зрителю.

«Утюг», «Примус», «Сонный трамвай» и т.д. Гениальный Осип Эмильевич писал для детей так же, как для взрослых, только лучше. «Детские» его творения лишний раз говорят о том, что этот удивительный автор оставался большим непосредственным ребенком до конца своей многострадальной жизни.
«Детские стихи сочинялись, как шуточные – вдруг, и со смехом: «А так годится?..»  – вспоминала в своих мемуарах Надежда Яковлевна Мандельштам. – Из своих книг он любил именно так сочинявшиеся: «Примус» и «Кухню»… Там коротенькие стишки, вроде поговорочек, присказок. Жарится яичница – стишок. Забыл закрыть кран на кухне – стишок… Сварили кисель – опять событие и повод для стишка. Они и получились живые и смешные».


Собственной персоной


Те же живость и улыбка – в натуральную величину на «Малышкиной сцене». А еще там – точный отсыл ко времени написания звучащих стихов: начиная от экипировки исполнителей до пластики предметов, «участвующих» в спектакле: карандаши, утюг, телефон, примус… Видишь этих «типичных представителей» давнего теперь уже прошлого – и будто наблюдаешь милые сердцу мгновенья той поры, когда деревья были большими.

Актеры, Михаил Каданин и Дарья Сарычева, разыгрывают спектакль «на двоих». Но работа их дуэта – своего рода верхушка айсберга: на заднике сцены установлен подсвеченный экран, с обратной стороны которого на протяжении всего спектакля проступают вышеупомянутые веселые картинки. Они, воздушные, рисуются здесь и сейчас длинными кисточками (чтобы теней от рук не видно было) – со всей незамысловатостью, «правдой жизни». Это на «отлично» трудятся аниматоры, спрятанные за экран от глаз публики – художник-постановщик Елена Белых, актеры Сергей Шамамян и Григорий Вахрушев.
 
По совокупности получаем цельное произведение, которое, я уверена, способно пленить не только ребенка: взрослому зрителю «Мальчик-рисовальщик» тоже непременно найдет, что сказать. Недаром он присутствует на сцене собственной персоной: кукла, очень похожая – в плане образа – на Осипа Эмильевича, является полноценным и с ходу узнаваемым персонажем действа. И то ассоциативно, то в буквальном смысле возносится над ним – таков, в частности, «мягкий», лиричный и трогательный финал спектакля.


Власть ритма


Прекрасно работает на художественную сторону дела музыка, сочиненная Александром Балаяном – она сопровождает постановку с первой мизансцены до последней. Безукоризненно выстраивает ритм, как бы исподволь дирижирующий процессом просмотра: зритель естественным образом попадает в его, этого ритма, власть – и с удовольствием идет за мелодикой, поэтикой спектакля «вперед и выше».

Отдельное «спасибо» за все хорошее арт-директору театра Светлане Дремачевой, выступившей в качестве руководителя творческой группы создателей «Мальчика». Сама задумка, не говоря уж о ее воплощении, заслуживает аплодисментов – смелый шаг предпринят, новаторский. Мандельштам для детей – это слегка из области фантастики; как ни жаль, такая точка зрения сегодня куда популярнее альтернативной. Меж тем детские стихи знаменитого поэта – сама ясность, простота и чистота. И стремление нашего театра кукол показать это «городу и миру» следует расценивать как способ воспитания грамотного художественного вкуса ребенка; учиться понимать, что такое хорошие стихи, а что – не стихи вовсе, полезно с детства.

При всех плюсах постановки, уже отчетливо проявившихся, виден и ее потенциал. Наверняка и чисто технические моменты еще будут шлифоваться, и творческие. Предстоит, к примеру, «дорасти» до партнера Дарье Сарычевой: пока Михаил Каданин со своей наполненностью, интересным эмоциональным содержанием ее переигрывает. Что неудивительно: Михаил – мастер сцены, актер опытный, тогда как Дарья – дебютантка. И дебют ее вышел, при всех оговорках, симпатичным и многообещающим; приятно, когда прославленная театральная труппа пополняется молодыми талантливыми артистами.


Фото автора

Автор: Анна Жидких
Смотреть все статьи
Читайте также:
Дорога на Гремячье
Подробно


«Кабала святош» в Камерном театре Воронежа – о конфликте творца и художника
В Камерном театре Воронежа в короткий срок ставили спектакль «Кабала святош» по Михаилу Булгакову, и вот он вышел за рамки репетиционного процесса – к своему зрителю. 3 и 15 июня состоялись премьерные показы в рамках «воронежской программы» Платоновского фестиваля искусств.
вчера, 16:08.
Зрители воронежского Платоновфеста купили билеты на 33 млн рублей
Такую сумму назвал на круглом столе, посвященном итогам фестиваля, его художественный руководитель Михаил Бычков. Сумма превысила билетную выручку за прошлый год на 3 млн рублей. Посещаемость фестивальных мероприятий составила 95%.
вчера, 15:26.
Девятый Платоновфест завершился в Воронеже редкими «Песнями Гурре»
Платоновский фестиваль искусств завершился 16 июня в Театре оперы и балета. Созданный к этому событию фестивальный симфонический оркестр, исполнил «Песни Гурре» Арнольда Шенберга – произведение, которое играется в Воронеже всего в четвертый раз.
вчера, 12:23.