Очень славное, очень теплое, очень умное зрелище, придуманное и поставленное в театре кукол «Шут» им.Валерия Вольховского – мульт-спектакль «Это мальчик-рисовальщик». В основе – детские (читай – малоизвестные) стихотворения Осипа Мандельштама. Премьера состоялась вчера, а днем ранее постановкупрезентовали журналистам. Пресс-показ, что бывает далеко не всегда, разночтений не вызвал: спектакль, по единодушному мнению коллег, получился замечательный.
Живые и смешные
Идет он на «Малышкиной сцене». То есть – в по-настоящему камерной обстановке: актеры от зрителей – практически на расстоянии вытянутой руки. Никто, таким образом, ни от кого не дистанцируется, максимальная доверительность происходящего рождена самой атмосферой: впечатление, что в нужное время в нужном месте собрался тесный круг единомышленников, способных радоваться существованию и торжеству высокой поэзии. И она – именно высокая – не только звучит так, как того заслуживает, а и предстает в «живых» и рисованных картинках – акварельно легких (продуманных, однако, до мелочей). Ничего нарочитого, претенциозного, заумного: действо прозрачно и притягательно тем драгоценным обаянием, которого ни одному профессионалу не добиться без подлинной, честной, начисто лишенной снобизма любви к зрителю.
«Утюг», «Примус», «Сонный трамвай» и т.д. Гениальный Осип Эмильевич писал для детей так же, как для взрослых, только лучше. «Детские» его творения лишний раз говорят о том, что этот удивительный автор оставался большим непосредственным ребенком до конца своей многострадальной жизни.
«Детские стихи сочинялись, как шуточные – вдруг, и со смехом: «А так годится?..» – вспоминала в своих мемуарах Надежда Яковлевна Мандельштам. – Из своих книг он любил именно так сочинявшиеся: «Примус» и «Кухню»… Там коротенькие стишки, вроде поговорочек, присказок. Жарится яичница – стишок. Забыл закрыть кран на кухне – стишок… Сварили кисель – опять событие и повод для стишка. Они и получились живые и смешные».
Собственной персоной
Те же живость и улыбка – в натуральную величину на «Малышкиной сцене». А еще там – точный отсыл ко времени написания звучащих стихов: начиная от экипировки исполнителей до пластики предметов, «участвующих» в спектакле: карандаши, утюг, телефон, примус… Видишь этих «типичных представителей» давнего теперь уже прошлого – и будто наблюдаешь милые сердцу мгновенья той поры, когда деревья были большими.
Актеры, Михаил Каданин и Дарья Сарычева, разыгрывают спектакль «на двоих». Но работа их дуэта – своего рода верхушка айсберга: на заднике сцены установлен подсвеченный экран, с обратной стороны которого на протяжении всего спектакля проступают вышеупомянутые веселые картинки. Они, воздушные, рисуются здесь и сейчас длинными кисточками (чтобы теней от рук не видно было) – со всей незамысловатостью, «правдой жизни». Это на «отлично» трудятся аниматоры, спрятанные за экран от глаз публики – художник-постановщик Елена Белых, актеры Сергей Шамамян и Григорий Вахрушев.
По совокупности получаем цельное произведение, которое, я уверена, способно пленить не только ребенка: взрослому зрителю «Мальчик-рисовальщик» тоже непременно найдет, что сказать. Недаром он присутствует на сцене собственной персоной: кукла, очень похожая – в плане образа – на Осипа Эмильевича, является полноценным и с ходу узнаваемым персонажем действа. И то ассоциативно, то в буквальном смысле возносится над ним – таков, в частности, «мягкий», лиричный и трогательный финал спектакля.
Власть ритма
Прекрасно работает на художественную сторону дела музыка, сочиненная Александром Балаяном – она сопровождает постановку с первой мизансцены до последней. Безукоризненно выстраивает ритм, как бы исподволь дирижирующий процессом просмотра: зритель естественным образом попадает в его, этого ритма, власть – и с удовольствием идет за мелодикой, поэтикой спектакля «вперед и выше».
Отдельное «спасибо» за все хорошее арт-директору театра Светлане Дремачевой, выступившей в качестве руководителя творческой группы создателей «Мальчика». Сама задумка, не говоря уж о ее воплощении, заслуживает аплодисментов – смелый шаг предпринят, новаторский. Мандельштам для детей – это слегка из области фантастики; как ни жаль, такая точка зрения сегодня куда популярнее альтернативной. Меж тем детские стихи знаменитого поэта – сама ясность, простота и чистота. И стремление нашего театра кукол показать это «городу и миру» следует расценивать как способ воспитания грамотного художественного вкуса ребенка; учиться понимать, что такое хорошие стихи, а что – не стихи вовсе, полезно с детства.
При всех плюсах постановки, уже отчетливо проявившихся, виден и ее потенциал. Наверняка и чисто технические моменты еще будут шлифоваться, и творческие. Предстоит, к примеру, «дорасти» до партнера Дарье Сарычевой: пока Михаил Каданин со своей наполненностью, интересным эмоциональным содержанием ее переигрывает. Что неудивительно: Михаил – мастер сцены, актер опытный, тогда как Дарья – дебютантка. И дебют ее вышел, при всех оговорках, симпатичным и многообещающим; приятно, когда прославленная театральная труппа пополняется молодыми талантливыми артистами.