На прошлой неделе в областном Доме журналистов собрались историки, музейные работники, общественники, чтобы снова вспомнить и проанализировать те события. Редакция публикует мало известные воронежцам фрагменты встречи.
Отдельная травма
Открывая встречу, известный воронежский историк, доцент ВГМУ Виктор Бахтин отметил, что историческая память о войне формируется в первую очередь из ее героев, но в коллективной памяти воронежцев особое место занимает еще сама трагедия пережитого мирными гражданами за 212 дней и ночей битвы за наш город. Непрерывные бомбежки, насильственный угон жителей оккупантами, принудительный труд, концлагеря, плен – все это отдельная травма. На нынешнем круглом столе впервые прозвучала история, как эта боль отразилась далеко за пределами нашего города и страны – в судьбе известной воронежской художницы Елены Андреевны Киселевой.
– Елена Андреевна вместе с мужем профессором механики Антоном Билимовичем в 20-х годах XX века поселились в Югославии, но продолжали хранить любовь к России и русское самосознание. Поэтому в годы Второй мировой войны и оккупации Югославии Антон Билимович отказался сотрудничать с оккупационными войсками, оказался под арестом, но ненадолго. Главный удар за приверженность художницы и ее мужа своей Родине пришелся на их любимого сына Арсения. Именно его и его молодую жену отправили в концлагерь. Там они пробыли два года, а вернувшись, Андрей так и не смог восстановиться после условий нацистского лагеря и умер от истощения. Написав «Портрет сына на смертном одре», Елена Андреевна навсегда прекратила заниматься живописью. И завещала похоронить этот портрет вместе с нею. Так, уже в 1974 году он оказался в ее гробу и был сожжен во время кремации. Для нас, воронежцев, особенно ценно, что сейчас жители Белграда с любовью ухаживают за могилами Елены Киселевой, Антона Билимовича и их сына. И подробности этих судеб нам еще предстоит открывать, – рассказала на круглом столе заместитель директора музейного комплекса «Петровский остров» Мария Марина.
Торжество жизни
Яркая, но трагичная судьба другого воронежского художника Александра Бучкури оборвалась уже в оккупированном родном городе в том самом страшном августе. И доподлинную историю его гибели исследователям тоже еще предстоит открывать заново.
– По одной из версий, нацисты его расстреляли в районе улицы Красноармейской. Об этом потом рассказала свидетельница. В конце лета оккупанты привели группу воронежцев на эту улицу. В группе все сразу узнали художника – высокого, в своем неизменном сером плаще. Он поддерживал под руку жену, тоже художницу, Елизавету Епифанову – кстати, ее творчество потом оказалось незаслуженно забыто. По другой версии, художник был повешен. Сохранилась даже фотография, на которой повешенный мужчина очень похож на Бучкури. Споры в соцсетях по этому поводу разгораются до сих пор. Супруги жили в Скорняжном переулке. Накануне оккупации ученики Бучкури уговаривали его эвакуироваться. Но у него на руках была больная жена, которая уже не могла держать в руке кисть, да и сам он был давно не молод. По свидетельству одного из учеников, они застали его за закапыванием своих холстов в саду. От этого дома и сада потом осталась воронка. Но есть версия, что какие-то из произведений художника после войны все-таки были обнаружены. Ведь на торгах периодически выставляются отреставрированные картины Бучкури. И еще есть версия, что часть картин была вывезена в Германию после отступления немцев из Воронежа. Будем верить, рано или поздно они вернутся домой. Но все это – показатель того, что жизнь и творчество торжествуют даже после смерти творца, несмотря на страшную трагедию, – поделилась Мария Марина.
Подвиг музейщиков
Мария Васильевна также рассказала о подвиге самих музейных работников Воронежа в годы войны. Сначала под обстрелом они везли экспонаты в эвакуацию через всю страну. А потом, под угрозой уже уголовного преследования, отказались выполнять распоряжение советских властей и возвращать эти ценности назад в воронежские музеи, сумели сохранить их в Омске. Ведь после разгрома немцев под Москвой весной 1942-го вероятность оккупации Воронежа якобы отпала. А внутри самого города разговоры об эвакуации и сами настроения были под запретом. Когда фашисты стремительно захватили правобережную часть города, многие воронежцы не успели выехать.
По ту сторону подвига
– Да, были просчеты, была вина и ставки, и командования Украинским фронтом, и 40-й армии, и многих управленческих структур. А подвиг – это как раз то, что «закрывает» чей-то промах и прокол. Когда немецкие армады начали сносить наш город, советские летчики вели неравный бой, при совершении таранов жертвовали собою. Летчик 573-го истребительного авиаполка Воронежско-Борисоглебского ПВО Василий Колесниченко получил Звезду Героя посмертно. Споры о том, как на самом деле погиб и он, и его самолет, продолжаются. По главной версии, на 93-м вылете он сбил вражеский самолет, но сам, будучи уже сильно обожженным в своей горящей машине, погиб, спускаясь на парашюте. Вопросов много – достоверно известно, что, совершая тараны, в июле 1942-го Василий Колесниченко спас наши заводы от разрушений с воздуха, погиб от полученных ран и стал примером для других защитников города. Сейчас мы с сыном готовим реферат по другому защитнику и герою, полковнику Льву Остроухову. Есть сведения, что он получил отличное образование в академии Генштаба, но понимал, что бойцы на защиту города брошены необстрелянные, и потому сам находился в первых рядах с рядовыми пехотинцами в их марш-бросках через воронежские леса. Многие такие марши не выдерживали, а Лев Иванович шел рядом с ними и подбадривал. Но его дивизия была брошена в бой без должной разведки и несла огромные потери. Лев Остроухов скончался в первых рядах от полученных ран, – рассказал старший научный сотрудник Военно-воздушной академии им.Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина Евгений Шендриков.
Вместе с сыном
– Меня глубоко тронула фраза Евгения Шендрикова «Мы вместе с сыном готовим реферат…». И если мы все будем вместе с нашими детьми, внуками по крупицам искать, собирать новые сведения о защитниках города, о судьбах в оккупации, о своих бабушках, дедушках в то время, то это и будет укрепление, развитие нашей коллективной памяти. Она самый точный путеводитель по истории своей семьи, города, отечества и лучше всего консолидирует наше общество. И потому требует постоянной работы, – отметил Виктор Бахтин.