2024-04-25

Воронежские финалисты конкурса «Воспитатель года России» – о дистанционном обучении и идеальном детском саде

Воронежские финалисты конкурса «Воспитатель года России» – о дистанционном обучении и идеальном детском саде
В Воронежской области состоялся финал регионального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России».

В Воронежской области состоялся финал регионального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России». Заключительное испытание – разговор с образовательным политиком – прошло в этом году в формате онлайн. Пятеро финалистов рассуждали на тему «Детский сад, в который хотят все», а также говорили о внедрении дистанционных технологий в дошкольную образовательную среду.

Фактор успешности

Жюри, оценивая конкурсантов, обращало внимание, прежде всего, на понимание тенденций развития системы дошкольного образования и ценностные ориентиры профессиональной деятельности каждого участника. Немаловажную роль играли информационная, коммуникативная и языковая культура финалистов.

«Детский сад, в который хотят все» воспитатели представляли по-разному: для одних – это в первую очередь комфортное игровое пространство, где реализуют образовательные проекты; для других место, где учат самостоятельности, и принимают во внимание детские инициативы.

– Мне кажется, это пространство, в котором все построено по принципу здорового риска, чтобы дети учились принятию решений, понятиям свободы и ответственности. Современный дизайн детского сада может стать элементом воспитания архитектурного вкуса. Мебель-трансформеры должна способствовать раскрытию творческого потенциала детей. Педагоги создают условия для самореализации детей в соответствии с их потребностями. Отсутствует загруженность бумажной работой. В триаде «педагог-родитель-ребенок» каждый получает свою часть успеха. Дети – радостное и инициативное пребывание в детском саду, родитель – счастливого ребенка, педагог – возможность самообразования, – считает воспитатель МБДОУ «Детский сад № 2» Лискинского района Елена Шафоростова.

– А что если «Детский сад, в который хотят все» – это пространство без четких границ? Когда развитие не начинается в восемь и заканчивается в шесть, а длится все время? – предположила педагог дополнительного образования МБДОУ «Подгоренский детский сад № 2» Ольга Тонконогова. – Выглядит это, например, так. Для решения какой-то проблемы в виртуальном пространстве создаются сообщества по интересам – и именно в тот момент, когда этот интерес возник, когда есть потребность в общении. А реализовать это можно в разных местах и с разными заинтересованными людьми с учетом индивидуальных потребностей ребенка.

Свои версии по теме высказали также воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 77» г. Воронеж Ирина Колесникова, воспитатель МКДОУ «Детский сад № 8 общеразвивающего вида г. Россоши» Татьяна Рубанова и воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 7» Калачеевского района Наталья Максименкова. Прозвучали версии о внедрении IТ-технологий, которые повышают уровень компетенции дошкольников в области компьютерного программирования и робототехники. Были высказаны предложения по поводу изменения формы отношений педагогов и родителей, в частности, возможность переноса обсуждения деликатных тем на интернет-площадки.

С учетом эпидобстановки

– Все претенденты на победу основные принципы работы дошкольного образовательного учреждения и составляющие успешности ребенка называют. Это говорит о том, что все детские сады Воронежской области вышли на более высокую ступень развития, когда мы по умолчанию понимаем, что должна быть развивающая среда. Приятно, что коллеги видят это уже инструментом, а не целью, – отметила заместитель руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Наталья Салогубова. – Коллеги во главу угла в первую очередь ставят ребенка и его интересы, это правильно, но я не услышала моментов, которые с учетом сложившейся эпидемиологической обстановки можно было бы обозначить более выпукло. Родители сейчас вряд ли будут задумываться, какое количество развивающих игрушек у ребенка, им важен сад, в котором ребенку безопасно находиться с точки зрения здоровья. Я думаю, что нужно вести речь о создании документов уровня департамента образования на тему здоровьесбережения и тему развития ребенка в условиях электронного обучения с использованием дистанционных технологий.

Финалистам регионального этапа конкурса «Воспитатель года России» предложили расставить акценты в работе системы дошкольного образования с учетом факторов, на которых подробно остановилась Салогубова.

– Здоровьесбережение нужно поставить во главу угла, – согласилась Елена Шафоростова. – Неслучайно в своем рассуждении на тему «Детский сад, в который хотят все» я говорила о факторе разумного риска. В данном случае нужно учить детей ответственности за свое здоровье, это должно быть проговорено.

– Чтобы сохранить здоровье детей, думаю, нужно воспользоваться дистанционным обучением. Оно, конечно, не заменит общение, но в данном случае это и есть альтернатива, – уверена Ольга Тонконогова.

– Я думаю, что должны быть усилены требования санитарных норм и правил в учреждениях, хотя все это мы соблюдали всегда. Я думаю, что акцент должен быть сделан на воспитание культуры гигиенических навыков у детей, хотя опять же все это было, просто это станет гораздо более явным, – говорит Татьяна Рубанова. – А культуру информационной компетенции нужно развивать и у детей, и у родителей.

И только Наталья Максименкова предложила для начала взвесить все «за» и «против» дистанционного образования, как в целом, так и в части его использования для сохранения здоровья. По ее словам, детские сады могли бы предлагать занятия в записи, чтобы родители с ребенком занимались по ним дома. Ирина Колесникова добавила, что если и выбирается дистанционный формат, то важно рассчитать конкретное время пребывания у монитора – ребенок не должен находиться за компьютером продолжительное время. При этом немаловажная проблема – осанка ребенка, за ней тоже придется следить.

– Хотя, когда такие мероприятия проходят, дети не все время смотрят в монитор: они лепят, рисуют, то есть только слушают нас, иногда отвлекаясь на изображение, – пояснила Колесникова.

Как уточнили педагоги и воспитатели детских садов Воронежской области, во время пандемии некоторые из них уже прибегали к организации дистанционных мастер-классов, встреч и бесед, однако не все родители восприняли такие «эксперименты» с радостью. Это связывают с тем, что многие родители были вынуждены работать на удаленке, и даже дистанционные занятия с воспитателями предполагали постоянный присмотр за детьми. Ольга Тонконогова из МБДОУ «Подгоренский детский сад № 2» считает, что важно серьезным образом поработать над мотивацией родителей.

Без изменений не обойдется

– Вы, как педагоги, должны понимать, что у нас будет меняться парадигма образования, – подчеркнула Наталья Салогубова. – Попробовав общение через дистант, вы, так или иначе, пересмотрите методы работы с детьми. И я услышала мнения коллег, которые не просто отражают будущую региональную повестку, но и рассматриваются на уровне федерального центра.

Финалисты задали свои вопросы образовательному политику. Конечно, один из самых ожидаемых заключался в том, а насколько реальной в департаменте образования, науки и молодежной политики видят возможность перехода на дистанционный формат работы дошкольных учреждений. Отвечая на вопрос, Салогубова не исключила внедрение элементов дистанционного формата в дошкольных учреждениях.

– У вас в приоритете сейчас – ребенок и его здоровье, и его нужно сделать понятным для всех участников образовательного процесса. Чтобы социализация ребенка была, а деятельность садов продолжалась в полном объеме, вы, напитавшись нормами СанПиНов, методиками и примерами коллег, должны постараться сформировать пул понимания относительно новых методов обучения и воспитания, – сказала заместитель руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Наталья Салогубова.

Региональный этап Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» впервые проводился дистанционно в режиме видео-конференц-связи. Напомним, в нем принимали участие 40 конкурсантов – победители муниципальных этапов конкурса в Воронежской области, в финале встретились пять лучших. Абсолютного победителя объявят в ближайшее время, он представит регион на всероссийском финале. 

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ