2024-04-20

Воронежская область продемонстрировала рост в «Рейтинге эффективности управления»

Воронежская область оказалась на шестой позиции в ежегодном «Рейтинге эффективности управления в субъектах РФ», подготовленном Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК).

Воронежская область оказалась на шестой позиции в ежегодном «Рейтинге эффективности управления в субъектах РФ», подготовленном Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК). За год регион усилил свои позиции в традиционном исследовании, поднявшись на две строки.

Мобилизация бюрократии

Однако, по мнению составителей исследования, главным достижением области является даже не завоевание новой позиции, а средний балл, набранный при анализе ряда позиций. Он в текущем году составил 0,706, что позволило экспертам причислить регион к субъектам федерации с очень высокой эффективностью управления. В прошлом году этот показатель составил 0,682 балла, что относило Воронежскую область к числу регионов просто с хорошей эффективностью управления.

Основные успехи, отмечается в исследовании, область продемонстрировала в финансово-экономическом блоке, что удивительно для кризисного времени. Здесь общий балл составил 0,731, что является 4-м результатом в Российской Федерации. Высоко эксперты оценили и эффективность бюрократии* – 0,903 балла. Правда, по этому критерию мы оказались лишь на 14-15 позиции (вместе с Магаданской областью).

Несколько ниже прошлогодних оказались показатели финансово-экономического блока (0,699 балла и 17 место в 2016 г. против 0,741 и 8 места в 2015-м). Кроме того, с 10-го на 15-е место опустился регион в социальном блоке, правда, с повышением в конкретных величинах: с 0,675 до 0,688 баллов.

Отмечает АПЭК и рост уровня личного влияния губернатора Алексея Гордеева, наметившийся в конце 2016 г. Если в октябре глава региона занимал 13-ю позицию соответствующего общефедерального рейтинга, то в ноябре ему досталась уже 11-я позиция. Впрочем, справедливости ради, нужно отметить, что балл Алексея Васильевича не изменился и сохранился на отметке 6,05. Так что повышение, по всей видимости, произошло за счет понижения балла вышестоящих руководителей субъектов РФ. Так, в частности, резко потерял свои позиции в рейтинге губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, входивший в октябре в ТОП-10, а по итогам ноября опустившийся на 37-ю позицию.

Сила элитных связей

А вот фонд «Петербургская политика», представивший на днях очередной ежегодный «Рейтинг выживаемости губернаторов», считает, что позиции Алексея Гордеева в целом за 2016 г. немного пошатнулись по сравнению с 2015 г. Если в прошлом году глава Воронежской области с оценкой «5-» входил в когорту «отличников» рейтинга, то в текущем году перешел в разряд «хорошистов». Среди причин этого эксперты фонда назвали скандалы, связанные с выборами в Государственную Думу РФ, а также начавшаяся дискуссия по поводу отмены выборов мэра Воронежа.

– Борьба за отмену прямых выборов мэра Воронежа актуализировала внутриэлитные противоречия и ухудшила медийный фон, – отмечают составители исследования.

При этом в «Петербургской политике» подчеркивают вхождение Алексея Гордеева в число наиболее влиятельных на федеральном уровне глав регионов, а также его широкие элитные связи, позволяющие не принимать во внимание локальные эксцессы и нейтрализовывать действия оппонентов. Эти факторы экспертами перечислены в качестве сильных сторон воронежского губернатора.

Фактор выборов

– Вопреки распространенным ожиданиям, выборы в Госдуму РФ не стали ключевым тестом на политическую выживаемость губернаторов, – резюмируют свое исследование эксперты фонда. – Поскольку федеральная власть пытается выстроить новую повестку для следующей президентской каденции, от чего напрямую зависит и кадровая политика, полученные в ходе выборов электоральные результаты, а также недавнее прохождение через выборы не являются гарантией сохранения в должности. С точки зрения последствий выборов для судьбы губернаторов более значимыми являются не конкретные проценты и количество избранных депутатов разного уровня, а влияние кампании на внутриэлитные балансы в регионах и социально-политические последствия (в том числе и уровень удовлетворенности отдельных групп населения их итогами).

В АПЭК же фактору выборов в Госдуму уделяют больше внимания, считая его, однако, показателем, в большей степени заставившим региональные власти мобилизоваться для повышения уровня собственной эффективности.

– В итоге, как показало наше исследование, средний балл эффективности регионального управления достиг в 2016 г. 0,604, что выше результатов как 2015 г. (0,588), так и 2014 г. (0,592), – отмечают в агентстве. – Такой результат позволяет сделать вывод о том, что региональные власти адекватно интерпр етировали сигналы Кремля и Белого дома и сумели оптимизировать подход к региональному управлению, тем более что выборная кампания сыграла в этом процессе свою мобилизующую роль. Из этого автоматически не следует, что сама ситуация в регионах сразу стала лучше: речь идет лишь о том, что лучше стали работать региональные власти.

* Эффективность бюрократии определяется путем анализа расходов консолидированного бюджета субъекта РФ на общегосударственные вопросы в расчете на одного госслужащего с поправкой на индекс бюджетных расходов.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ