Недостаточная дисциплина
Начальник управления ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области Евгений Шаталов озвучил печальную статистику.
– В первом полугодии на территории Воронежской области зарегистрировано чуть больше 1200 ДТП. Практически четверть из них связана с наездами на пешеходов. В результате 32 человека погибли. В любом случае наезд на пешехода сопровождается достаточно серьезными телесными повреждениями, – подчеркнул Евгений Шаталов.
Он сообщил, что наиболее тяжкими последствиями отмечаются ДТП, совершенные в темное время суток, потому что пешеходы почти не используют светоотражающие элементы. ДТП за пределами населенных пунктов также отмечаются высокой тяжестью последствий, их немного, но практически половина таких происшествий приводит к гибели пешехода.
Две трети ДТП происходит вне пешеходных переходов, треть – на пешеходных переходах.
– Водитель при подъезде к пешеходному переходу, независимо от того, видит он пешехода или нет, должен в любом случае снизить скорость и быть предельно внимательным. И, конечно же, сами пешеходы даже при пересечении перехода должны обязательно убедиться, что водитель автомобиля их видит, и уже только после этого переходить, а не так, как зачастую бывает: надел капюшон, наушники, идет и смотрит в одну точку или в телефон, – заметил Евгений Шаталов.
Он рассказал, что большое внимание уделяется инженерному обустройству пешеходных переходов, подходов к ним.
– Мы понимаем, что даже нормативное содержание в части нанесения разметки и установки дорожных знаков не обеспечивает должный уровень безопасности. Наше общее мнение, что как минимум на дорогах должны быть искусственные неровности, совмещенные с пешеходным переходом. Важно также светофорное регулирование, которое упорядочивает это движение.
Отдельное направление, на которое мы тоже обращаем внимание – это пешеходные дорожки, потому что зачастую, особенно за пределами населенных пунктов, ДТП связано с тем, что человек идет вдоль проезжей части, – подчеркнул спикер.
Эксперт проекта «Продвижение безопасности» Ярослав Костицин рассказал о задачах кампании в рамках государства.
– По всей стране остаются ужасающие цифры: 9,4 погибших на 100 пострадавших.
Одна из задач данной социальной кампании – научить пешехода правильно пользоваться свободой пешехода, ведь он может ходить, где хочет. География нашей социальной кампании охватывает половину нашей страны – больше 40 субъектов. Планируем ее проводить в два этапа – летом и осенью. Помимо пешеходов, целевая аудитория, с которой будут взаимодействовать наши консультанты– это водители и те, кто учится на права. Планируемый охват данной социальной кампании, именно прямых контактов, будет превышать более 325 тыс. человек по всей стране. Если учесть действие «сарафанного радио» и работу средств массовой информации, цифра станет кратно больше, – поделился Ярослав Костицин.
Для спасения жизни
Главный врач Воронежского областного клинического центра медицины катастроф Игорь Воробьев рассказал о том, как выстроена система оказания помощи пострадавшим в ДТП.
– Министерством здравоохранения Воронежской области разработан целый комплекс мер на повышение безопасности дорожного движения и спасения каждой жизни. За медорганизациями закреплен практически каждый метр дороги как федерального, так и местного значения для экстренного оказания скорой медицинской помощи. Скорая помощь прибывает на место происшествия в первые минуты после вызова. Есть временной норматив – не более 20 минут после получения сигнала. На сегодняшний день мы укладываемся в 98% случаев; есть единичные эпизоды, связанные с дорожной сетью, железнодорожными переездами, длинными отбойниками на некоторых участках дорог, и интервал прибытия тогда может составлять немного больше.
На территории Воронежской области действуют восемь межрайонных травмцентров и четыре областных мощнейших широкопрофильных стационара. Мы практически исключили госпитализации в обычные больницы и достигли 99% госпитализации в те медицинские организации, где есть все необходимые виды оказания помощи, чтобы экстренно среагировать, прооперировать, стабилизировать и спасти жизнь человеку, пострадавшему в ДТП. Мы видим снижение роста и госпитальной летальности за последние годы, но, тем не менее, данная проблема, которая сегодня обсуждается, является актуальной, потому что мы также видим, что где-то больше двух третей смертей происходит на месте в момент самого ДТП.
Дети могут научить взрослых
Заместитель министра образования региона Оксана Кузнецова считает, что работа по соблюдению правил дорожного движения должна начинаться с раннего возраста.
– Основы безопасного поведения на дорогах нужно закладывать с детского сада. К сожалению, приходится видеть, как родитель заведомо неправильно задает вектор, особенно если ребенок находится на самокате, на велосипеде, например, когда не подсказывает ребенку, что на переходе следует спешиться и пройти по нему, а не проезжать.
У нас уже традиционной стала акция «Дорожный патруль», которая проводится четыре раза в год – сразу после выхода детей с каникул. В этой акции участвуют и дети, и родители. Это очень интересный опыт. Сейчас летний период, и вся эта работа из школ перекочевала в летние лагеря, – рассказала Оксана Кузнецова.
Ярослава Костицина спросили, будет ли в этой кампании особое внимание уделяться пожилым людям: очень часто можно наблюдать ситуацию, когда бабушки и дедушки идут вне пешеходного перехода через четыре полосы, по которым несутся автомобили.
– Это одна из самых сложных, наверное, аудиторий, с кем нужно проводить обязательно профилактические мероприятия, – признал эксперт. – В первую очередь воздействовать нужно через внуков. Адресная программа данной социальной кампании в городе построена таким образом, что учитываются как раз проблемные категории. Наши консультанты работают и с пожилыми, хотя с ними сложнее – в то время, когда они были молоды, машин было меньше, скорость ниже.
Пешеходов тоже наказывают
Евгений Шаталов добавил, что за первое полугодие в регионе более полутора тысяч пешеходов были привлечены к ответственности за то, что переходили проезжую часть в неустановленном месте. Почти десять тысяч водителей привлечены за нарушения при проезде пешеходных переходов.
– Но хочу еще раз обратить внимание на то, что наша задача не в том, чтобы оштрафовать. Мы бы хотели, чтобы этих нарушений вообще не было, – подчеркнул главный автоинспектор.