2024-12-26

Воронежская художница Валентина Беляева: «Уличную роспись и граффити необходимо легализовать»

Местная художница Валентина Беляева рассказала, как поднять туристический потенциал области и почему «нелегальные» граффитисты «украшают» город нецензурными словечками.
Местная художница Валентина Беляева, руководитель творческого объединения «Артсфера», согласившаяся на участие в проекте управы Центрального района города «85 добрых дел» и раскрасившая серые стены Воронежа рисунками в стиле поп-арт, в интервью «Горкому36» рассказала, как поднять туристический потенциал области и почему «нелегальные» граффитисты «украшают» город нецензурными словечками.

– В рамках проекта «85 добрых дел» воронежским художникам предложили расписать три стены – напротив пожарной части на пересечении улиц Транспортная и Ленина, здесь же – напортив клиники «Дентика» и на набережной Массалитинова. Но это сугубо волонтерская работа. Почему вы принимаете в ней участие?

– Сразу приведу пример: когда мы рисовали напротив «Дентики», проходила мимо пожилая женщина, и так она обрадовалась увиденному! Сказала мне: «Знаете, я двадцать лет мимо этого забора хожу, и каждый раз думаю, что за ним тюрьма. Жутко от этого становится. А теперь такая красота! Неужели решились?» Вот только за эти теплые отзывы художники могут горы свернуть.

– Но ведь есть и такие уличные художники, которые попросту портят город, расписывая его стены нецензурными граффити…

– Ну, а что делать, если мало возможностей для реализации? Любому художнику нужна самореализация, без нее никуда. А когда ее нет, то творческий человек страдает. И чтобы как-то держать себя в руках, начинаются подобные выплески. Поэтому и стены портят. Но если присмотреться, то даже подобные граффити сделаны талантливо, эти люди умеют рисовать. Я вообще считаю, что уличную роспись и граффити необходимо легализовать.

Кстати, всех граффитистов я пригласила в свое творческое объединение, там они смогут спокойно заниматься и узнавать об общегородских проектах, таких, как этот. Ведь что для художника главное? Не то, чтобы его знали в лицо, а то, что его зовут где-то порисовать, работы предлагают где-то выставить….

– Вы расписываете стены, используя в том числе и главные достопримечательности Воронежа. Это как-то связано с развитием туристического потенциала города?

– Такая идея тоже присутствует. Во время работы подходили к нам иностранные студенты, фотографировались с нами, мы узнали у них, что в тех странах, откуда они приехали, подобные проекты реализуются давно и имеют большой успех у туристов. Хочется надеяться, что у нас это направление также получит развитие. Уже такой резонанс вызвали этим проектом, что, оценив полученный опыт, думаю, городская администрация нас поддержит и в дальнейшем. У нас очень много идей и планов!

– В частности, создать свое НКО?

– Да. И это очень удобно для двух сторон: для нас, потому что мы будем всегда иметь проекты, согласованные с администрацией, и наша работа для города будет регламентирована, и для заказчика, потому что он будет знать, к кому обратиться в случае чего. Сейчас работа не налажена, и когда у города возникает потребность в творческих людях, их начинают нервно искать. Но, поверьте, гении, как правило, любят тишину. Они сидят у себя дома, рисуют для друзей или в стол, нигде не выставляются. Известно, что самые крутые художники стали известны только после смерти. Не хотелось бы, чтобы в современном мире было так же.

Я взялась курировать проект «Артсфера» потому, что хочу ребят двигать, а им есть, что показать. Это очень талантливые ребята. Нескромно, но скажу: есть выставки, которые ни о чем, а мы можем лучше. Имея финансовую подпитку, мы могли бы такие вещи делать, которые будут иметь успех и в столице, и за рубежом. Но надо с малого начинать. Сейчас моя задача – вывести ребят из тени.

– Что самое главное в работе художника?

– Во-первых, как я уже сказала, востребованность и реализация. Ну, а во-вторых,  наличие рядом людей, которые всегда поймут и поддержат. Художник – натура ранимая, поэтому ему важно чувствовать рядом дружеское, даже семейное, плечо.

Фото из личного архива Валентины Беляевой