2024-12-03

Воронежская галерея «ХЛАМ» исследует бесхозное старье

Молодые современные художники Воронежа не оставляют попыток доказать городу и миру свою состоятельность и «особость».

Молодые современные художники Воронежа не оставляют попыток доказать городу и миру свою состоятельность и «особость». На днях персональную выставку в галерее «ХЛАМ» открыла Анна Курбатова, предложившая зрителю поискать неожиданный смысл там, где искать его мало кому в голову придет: в скудной экспозиции – кусок облупленной стенки с обнажившимися кирпичами, фрагмент гаражных ворот, часть старого забора и тому подобная урбанистическая «красота»… 

Сарай в кубе


Своей лаконичной выставке автор дала название «Resnullius», что в переводе с латыни – бесхозная (в юридической терминологии– бесхозяйная) вещь. То есть не принадлежащая кому-либо, оставленная или забытая владельцем. А может, никогда его не имевшая. 

IMG_6401.JPG
Термин позаимствован из римского права, согласно которому владельцем ничьей вещи становился человек, захвативший ее первым. Он, соответственно, волен распоряжаться обретенным имуществом по своему усмотрению, что и наблюдаем в случае с Анной Курбатовой: присвоив «бесхозность» и выставив ее на погляд толпы, девушка предложила поразмышлять над смысловой нагрузкой существования «низких» объектов вне «родного» контекста. Часть представленных работ вылита из гипса, часть –перерисована с фотографий, а самый, пожалуй, эффектный экспонат выполнен пастелью по наждачной бумаге: технические знаки, заполонившие городское пространство, обрывки объявлений…

IMG_6368.JPG
– Я пригласил Аню выставиться у нас потому, что она размышляет о серьезных вещах, – объяснил факт появления выставки в «ХЛАМе» директор галереи Алексей Горбунов. – Мне импонирует ее подход к искусству, и данной серией работ она задает вопрос, который интересен и мне тоже – что будет, если поместить уличные объекты, все эти сараи-гаражи, в галерейное пространство, в белый куб? Изменится ли наше представление о них, появятся какие-то новые значения картинок? Ответа на подобные вопросы автор не дает. Потому что она их не знает. И мне тут интересно подумать о том, что мы, зрители, вообще хотим видеть. С какой целью, зачем смотрим на что бы то ни было? Чего ждем от изобразительного искусства?..

Лучше меньше, да лучше


Алексей Юрьевич рассказал, что посетители галереи, увидевшие экспозицию раньше журналистов, недоумевали исключительно по поводу количества экспонатов: почему их так мало?

IMG_6362.JPG
– Эти люди не говорили, что им не нравятся работы, – подчеркнул директор. – Я отвечал, что у нас на выставках бывает гораздо меньше произведений, и они бывают еще хуже. Мне возразили: речь не о том, что экспонаты плохи; удивило лишь их количество… Не думаю, однако, что посетители были бы довольны, если бы мы завесили галерею от пола до потолка. Мне кажется, что именно невеликое количество работ – достоинство экспозиции; чем меньше экспонатов – тем выразительней каждый из них.

Насчет выразительности – требуется уточнение: эту характеристику в случае с Анной Курбатовой не следует трактовать строго академически. Тут, скорей, надо идти от противного: чем беднее работа сама по себе – тем резче она резонирует с окультуренным интерьером (галерейным, в частности). Может, тут и спрятан вожделенный новый смысл – тот самый, искомый?

– Лично я не воспринимаю творчество Ани как чистую абстракцию, – продолжал Алексей Юрьевич. – Мне важнее сама задача, ею поставленная: поиск ответа на вопрос «что с нами происходит».

Несуществующий зритель


– Этот поиск, благодаря художнице, чем-то увенчался?

– Знаете, когда Аню спросили о том, кто ее публика, и она стала перечислять единомышленников, друзей-художников, я был вынужден ее перебить. И сказать, что, по-моему, это не так: друзья могут прийти и похвалить из вежливости. Думаю, настоящий зритель работ Ани Курбатовой – некий сорокалетний предприниматель, у которого бизнес крутится-вертится, успешно работает. И при всем том этот человек– скорее всего, философского склада ума – не знает, что делать с жизнью. Гипотетический персонаж, странный тип, идиот, которого в Воронеже нет… Я, во всяком случае, за много лет не обнаружил, хотя знаю, что таковые существуют не только в мире, но и в России. Внешне, в финансовом плане у этого человека все благополучно, но что-то его снедает. Вот он может войти в аудиторию Ани Курбатовой…

IMG_6366.JPG
Художница рассказала, что готовила выставку в течение полугода. Путешествовала по городу и области, равно как и за ее пределами, осматривая окрестности в поисках подходящей «натуры».

– Некоторые предметы и явления существуют сами по себе, без постороннего воздействия и внимания к ним, – обозначила Анна круг творческих поисков, рассказывая о концепции выставки. – Они ни о чем не сообщают, ничего не транслируют. Ржавчина, выступающая сквозь синюю краску на заборе – всего лишь ржавчина, выступающая сквозь синюю краску. Выломанная доска – отколотая часть целого; подобные предметы и явления безынтересны зрителю, скучны. Но что происходит, когда они отделяются от привычной среды и попадают в условия, где есть потребность каким-то образом интерпретировать объект? То, что раньше существовало автономно, оказывается втянутым в процесс производства смыслов…

Если уж сама автор не знает, можно ли эти смыслы отыскать, и где они скрываются – я тем более пас. Ясно одно: стремление разбираться с механизмами превращения одного в другое, простого в сложное, бедного в богатое и т.д. – отнюдь не самое бесполезное занятие. Хотя бы потому, что серое вещество мозга тоже нуждается в тренинге…

Оксана МИШИНА
Фото автора


Справка «Горкома»

 Анна Сергеевна Курбатова родилась в 1990 году в Воронеже. Училась в Воронежском художественном училище, сейчас – студентка факультета философии и психологии ВГУ. Участница образовательной программы Воронежского центра современного искусства, летней школы университета Баухауз (Веймар, Германия), перформативной группы «Петино». В активе художницы – несколько коллективных выставок в Воронеже, Санкт-Петербурге и Москве, а также недавняя персональная квартирная выставка «Извинения за временные неудобства».