Последние новости
Все новости
Пробки


#Культура

Воронеж услышал воображаемый фольклор

Array ( [SHOW_COUNTER] => 276 [~SHOW_COUNTER] => 276 [PROPERTY_RUBRIC_NAME] => Культура [~PROPERTY_RUBRIC_NAME] => Культура [PROPERTY_RUBRIC_CODE] => kulura [~PROPERTY_RUBRIC_CODE] => kulura [ID] => 230 [~ID] => 230 [NAME] => Воронеж услышал воображаемый фольклор [~NAME] => Воронеж услышал воображаемый фольклор [IBLOCK_ID] => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [DETAIL_TEXT] =>
Изобретательным экспериментаторам Moscow Art Trio в прошлом году «стукнуло» четверть века. Их воронежский концерт, состоявшийся на днях в рамках осуществляемого компанией «Арт фолио» проекта «Джазовые сезоны», оказался озаглавлен незамысловато: «25 лет». Зато замысловатым вышло все остальное. В том числе – беседа с журналистами.

На вопросы представителей прессы отвечали все участники трио: Сергей Старостин, Михаил Альперин и Аркадий Шилклопер.
 
– Сергей, давно ли вы в последний раз были в фольклорной экспедиции? Насколько трудно сейчас найти в глубинке что-то новое?

С.С.: – Кто ищет, тот найдет. Пока жив народ – живет его культура. В какой форме – другой вопрос. Но я бы не стал предрекать смерти фольклорной традиции. Это все равно, что подписывать приговор народу. Воронежской области в этом смысле вообще грех жаловаться – ваш регион всегда был заповедником традиционной культуры, традиционной песни. Недаром именно у вас – одна из сильнейших фольклорных школ. Я имею в виду школу Галины Яковлевны Сысоевой. А в экспедициях как таковых я был уже довольно давно, но в другие тематические поездки все-таки иногда езжу.
 
– Стиль Moscow Art Trio иногда определяется как «воображаемый фольклор». Что означает этот термин?

М.А.: – В человеческой природе нет ничего важнее воображения. И, по-моему, вместо интеллекта человеку стоит фокусироваться именно на воображении. Генетически мы запрограммированы творить, создавать собственные миры и пространства. Поскольку каждый человек – уникален. У каждого уникальное воображение – от природы. Если мы научимся ему доверять через внутренний голос или интуицию – значит, все люди на Земле будут творить собственные миры. Все это – ответ на ваш вопрос. Воображаемый фольклор именно таков. Можно пойти дальше и вообразить себе рай, ад. Бог дал нам возможность мыслить и представлять.

– Сергей, вы как-то говорили, что у аутентичной песни есть две системы кодировки информации – ритмическая и тембральная. Современная же музыка – большей частью «квадратная»: песни подчинены простой структуре «куплет-припев-куплет-припев». Когда, по-вашему, начался подобный «примитивизм»?

С.С.: – Я не знаю, где точная временная граница. Думаю, серьезную коррективу в этом смысле внесло появление цифровых технологий. Бездушная «цифра» – штука весьма опасная, и с ней надо аккуратно себя вести. Уметь договариваться. И, кстати, фольклор не измеряется только упомянутыми двумя кодами. Там гораздо больше содержания, потому что это явление – очень личностное. Несмотря на то, что фольклор – сумма слагаемых. Он творится как бы по согласию всех. Но фольклор – не то, что стирает лицо человека. Наоборот, он проявляет личностную сущность.

М.А.: – Мы частенько говорили с Сергеем о том, что есть некая тайна. Фольклор якобы безличен: он предполагает свидетеля, а свидетельство всегда как бы безлично. Но почувствовать вечность может только личность. В раю мы будем тогда, когда единое поле сознания даст нам возможность забыть о собственной гордыне и раствориться в том, что принадлежит всем. Опять-таки, по согласию каждого. Заставить это сделать – невозможно. А фольклор – всего лишь модель подобного способа существования.
 
– Это то, о чем мечтали коммунисты?

М.А.: – В какой-то степени. Они просто не смогли понять, как это сделать. Идея-то была правильной. Рай на Земле возможен? Возможен. Но для этого нужно расширить сознание. До такой степени, чтобы ваше эго перестало вас интересовать. И тогда вы поймете, что такое фольклор. Он основан прежде всего на духовных практиках. Любой фольклор любой культуры мира основан на трансмедитативном погружении. Потому что оно – альтернатива уму. Понять это можно через медитации и молитвы. Поэтому не существует русского фольклора – это просто невозможно. Существует фольклор общемировой – с одними и теми же законами мироздания. Почему тогда мы используем русский язык? Да потому, что мы его хорошо знаем. А еще мы используем доречевую коммуникацию. Это то, что существовало еще до языка. Когда было исключительно воображение – и больше ничего.

– Moscow Art Trio существует уже более четверти века. Чем проект был для вас тогда, и что он означает для каждого из вас сейчас? Что изменилось за это время?

А.Ш.: – Началось-то все с дуэта. Мне сперва было трудно, потому что я пришел из академического мира – с его правилами и классическими паттернами. Тот музыкальный язык, который предложил Миша, мне тогда был незнаком. Нравилось то, что он делает, но я не понимал, как он это делает. Не знал ничего о его пути, о его опыте, о том, что он долго играл на молдавских свадьбах. И тогда понял, что должен тоже пройти подобный путь – молдавских свадеб не миновать. Причем меня интересовала не техническая сторона, а именно атмосфера, погружение. У Миши даже была идея спектакля «Джазовая свадьба по-молдавски»… 

Четыре года ушло на то, чтобы мы сделали программу и стали выступать. У слушателей был шок – в хорошем смысле. Пришли два русских еврея – и делают что-то такое, чего не делал никто до них. А Сережу Старостина мы встретили в Германии чуть позже. Тогда-то и поняли, что все мы, трое, родились друг для друга. Главное в жизни – осознать, что ты рожден для кого-то другого. Мы – семья. Нас Бог послал друг другу, чтобы мы стали духовной семьей. Изменилось ли что-нибудь за двадцать пять лет? Да каждый день все меняется! Чем дальше, тем больше осознаешь единство с твоими братьями.

Что касается концерта – он представлял собой исполнение двух авторских сюит, по одной в каждом отделении. Необычность произведений подчеркивалась не только оригинальной исполнительской манерой, но и палитрой используемых инструментов. Здесь и валторна, и альпийский рог, и дудочки, и всякие клавишные нестандартности. Фантазии – через край, но вся эта цветастость демонстрировалась только в рамках заданного вектора. Звучало нечто, вводящее в транс, апеллирующее к подсознательному и надличностному. Вряд ли такая музыка доступна для понимания всем, но из посетителей концерта точно никто не ушел таким же, каким приходил. А значит, музыканты достигли цели.
[~DETAIL_TEXT] =>
Изобретательным экспериментаторам Moscow Art Trio в прошлом году «стукнуло» четверть века. Их воронежский концерт, состоявшийся на днях в рамках осуществляемого компанией «Арт фолио» проекта «Джазовые сезоны», оказался озаглавлен незамысловато: «25 лет». Зато замысловатым вышло все остальное. В том числе – беседа с журналистами.

На вопросы представителей прессы отвечали все участники трио: Сергей Старостин, Михаил Альперин и Аркадий Шилклопер.
 
– Сергей, давно ли вы в последний раз были в фольклорной экспедиции? Насколько трудно сейчас найти в глубинке что-то новое?

С.С.: – Кто ищет, тот найдет. Пока жив народ – живет его культура. В какой форме – другой вопрос. Но я бы не стал предрекать смерти фольклорной традиции. Это все равно, что подписывать приговор народу. Воронежской области в этом смысле вообще грех жаловаться – ваш регион всегда был заповедником традиционной культуры, традиционной песни. Недаром именно у вас – одна из сильнейших фольклорных школ. Я имею в виду школу Галины Яковлевны Сысоевой. А в экспедициях как таковых я был уже довольно давно, но в другие тематические поездки все-таки иногда езжу.
 
– Стиль Moscow Art Trio иногда определяется как «воображаемый фольклор». Что означает этот термин?

М.А.: – В человеческой природе нет ничего важнее воображения. И, по-моему, вместо интеллекта человеку стоит фокусироваться именно на воображении. Генетически мы запрограммированы творить, создавать собственные миры и пространства. Поскольку каждый человек – уникален. У каждого уникальное воображение – от природы. Если мы научимся ему доверять через внутренний голос или интуицию – значит, все люди на Земле будут творить собственные миры. Все это – ответ на ваш вопрос. Воображаемый фольклор именно таков. Можно пойти дальше и вообразить себе рай, ад. Бог дал нам возможность мыслить и представлять.

– Сергей, вы как-то говорили, что у аутентичной песни есть две системы кодировки информации – ритмическая и тембральная. Современная же музыка – большей частью «квадратная»: песни подчинены простой структуре «куплет-припев-куплет-припев». Когда, по-вашему, начался подобный «примитивизм»?

С.С.: – Я не знаю, где точная временная граница. Думаю, серьезную коррективу в этом смысле внесло появление цифровых технологий. Бездушная «цифра» – штука весьма опасная, и с ней надо аккуратно себя вести. Уметь договариваться. И, кстати, фольклор не измеряется только упомянутыми двумя кодами. Там гораздо больше содержания, потому что это явление – очень личностное. Несмотря на то, что фольклор – сумма слагаемых. Он творится как бы по согласию всех. Но фольклор – не то, что стирает лицо человека. Наоборот, он проявляет личностную сущность.

М.А.: – Мы частенько говорили с Сергеем о том, что есть некая тайна. Фольклор якобы безличен: он предполагает свидетеля, а свидетельство всегда как бы безлично. Но почувствовать вечность может только личность. В раю мы будем тогда, когда единое поле сознания даст нам возможность забыть о собственной гордыне и раствориться в том, что принадлежит всем. Опять-таки, по согласию каждого. Заставить это сделать – невозможно. А фольклор – всего лишь модель подобного способа существования.
 
– Это то, о чем мечтали коммунисты?

М.А.: – В какой-то степени. Они просто не смогли понять, как это сделать. Идея-то была правильной. Рай на Земле возможен? Возможен. Но для этого нужно расширить сознание. До такой степени, чтобы ваше эго перестало вас интересовать. И тогда вы поймете, что такое фольклор. Он основан прежде всего на духовных практиках. Любой фольклор любой культуры мира основан на трансмедитативном погружении. Потому что оно – альтернатива уму. Понять это можно через медитации и молитвы. Поэтому не существует русского фольклора – это просто невозможно. Существует фольклор общемировой – с одними и теми же законами мироздания. Почему тогда мы используем русский язык? Да потому, что мы его хорошо знаем. А еще мы используем доречевую коммуникацию. Это то, что существовало еще до языка. Когда было исключительно воображение – и больше ничего.

– Moscow Art Trio существует уже более четверти века. Чем проект был для вас тогда, и что он означает для каждого из вас сейчас? Что изменилось за это время?

А.Ш.: – Началось-то все с дуэта. Мне сперва было трудно, потому что я пришел из академического мира – с его правилами и классическими паттернами. Тот музыкальный язык, который предложил Миша, мне тогда был незнаком. Нравилось то, что он делает, но я не понимал, как он это делает. Не знал ничего о его пути, о его опыте, о том, что он долго играл на молдавских свадьбах. И тогда понял, что должен тоже пройти подобный путь – молдавских свадеб не миновать. Причем меня интересовала не техническая сторона, а именно атмосфера, погружение. У Миши даже была идея спектакля «Джазовая свадьба по-молдавски»… 

Четыре года ушло на то, чтобы мы сделали программу и стали выступать. У слушателей был шок – в хорошем смысле. Пришли два русских еврея – и делают что-то такое, чего не делал никто до них. А Сережу Старостина мы встретили в Германии чуть позже. Тогда-то и поняли, что все мы, трое, родились друг для друга. Главное в жизни – осознать, что ты рожден для кого-то другого. Мы – семья. Нас Бог послал друг другу, чтобы мы стали духовной семьей. Изменилось ли что-нибудь за двадцать пять лет? Да каждый день все меняется! Чем дальше, тем больше осознаешь единство с твоими братьями.

Что касается концерта – он представлял собой исполнение двух авторских сюит, по одной в каждом отделении. Необычность произведений подчеркивалась не только оригинальной исполнительской манерой, но и палитрой используемых инструментов. Здесь и валторна, и альпийский рог, и дудочки, и всякие клавишные нестандартности. Фантазии – через край, но вся эта цветастость демонстрировалась только в рамках заданного вектора. Звучало нечто, вводящее в транс, апеллирующее к подсознательному и надличностному. Вряд ли такая музыка доступна для понимания всем, но из посетителей концерта точно никто не ушел таким же, каким приходил. А значит, музыканты достигли цели.
[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => Изобретательным экспериментаторам Moscow Art Trio в прошлом году «стукнуло» четверть века. Их воронежский концерт, состоявшийся на днях в рамках осуществляемого компанией «Арт фолио» проекта «Джазовые сезоны», оказался озаглавлен незамысловато: «25 лет». Зато замысловатым вышло все остальное. В том числе – беседа с журналистами.
[~PREVIEW_TEXT] => Изобретательным экспериментаторам Moscow Art Trio в прошлом году «стукнуло» четверть века. Их воронежский концерт, состоявшийся на днях в рамках осуществляемого компанией «Арт фолио» проекта «Джазовые сезоны», оказался озаглавлен незамысловато: «25 лет». Зато замысловатым вышло все остальное. В том числе – беседа с журналистами. [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [DETAIL_PICTURE] => Array ( [ID] => 377 [TIMESTAMP_X] => 24.02.2016 12:41:18 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 450 [WIDTH] => 800 [FILE_SIZE] => 128920 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/620 [FILE_NAME] => 6207195d0bd4b53a721a4b66872e8d86.JPG [ORIGINAL_NAME] => IMG_6993.JPG [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 7737e856d4c177c0acede34b26c999f8 [~src] => [SRC] => /upload/iblock/620/6207195d0bd4b53a721a4b66872e8d86.JPG [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/620/6207195d0bd4b53a721a4b66872e8d86.JPG [SAFE_SRC] => /upload/iblock/620/6207195d0bd4b53a721a4b66872e8d86.JPG [ALT] => Воронеж услышал воображаемый фольклор [TITLE] => Воронеж услышал воображаемый фольклор ) [~DETAIL_PICTURE] => 377 [TIMESTAMP_X] => 24.02.2016 12:41:20 [~TIMESTAMP_X] => 24.02.2016 12:41:20 [ACTIVE_FROM] => 24.02.2016 12:38:00 [~ACTIVE_FROM] => 24.02.2016 12:38:00 [LIST_PAGE_URL] => /content/ [~LIST_PAGE_URL] => /content/ [DETAIL_PAGE_URL] => /content/voronezh-uslyshal-voobrazhaemyy-folklor/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /content/voronezh-uslyshal-voobrazhaemyy-folklor/ [LANG_DIR] => /site_rx/ [~LANG_DIR] => /site_rx/ [CODE] => voronezh-uslyshal-voobrazhaemyy-folklor [~CODE] => voronezh-uslyshal-voobrazhaemyy-folklor [EXTERNAL_ID] => 230 [~EXTERNAL_ID] => 230 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => [~IBLOCK_CODE] => [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => rx [~LID] => rx [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 24.02.2016, 12:38 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( [SHOW_COUNTER] => 276 ) [PROPERTIES] => Array ( [IN_MAIN] => Array ( [ID] => 1 [TIMESTAMP_X] => 2015-12-10 13:15:12 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Отображать в разделе "Главное" [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => IN_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 1592 [VALUE] => Y [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => Y [VALUE_XML_ID] => Y [VALUE_SORT] => 500 [VALUE_ENUM_ID] => 1 [~VALUE] => Y [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Отображать в разделе "Главное" [~DEFAULT_VALUE] => ) [SHOW_COUNT] => Array ( [ID] => 2 [TIMESTAMP_X] => 2015-12-14 17:39:03 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Количество просмотров [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SHOW_COUNT [DEFAULT_VALUE] => 0 [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 1589 [VALUE] => 0 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 0 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Количество просмотров [~DEFAULT_VALUE] => 0 ) [AUTHOR] => Array ( [ID] => 3 [TIMESTAMP_X] => 2016-07-05 11:39:33 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Авторы [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => AUTHOR [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 4 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EList [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [size] => 1 [width] => 0 [group] => N [multiple] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 1590 ) [VALUE] => Array ( [0] => 106 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 106 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Авторы [~DEFAULT_VALUE] => ) [RUBRIC] => Array ( [ID] => 4 [TIMESTAMP_X] => 2015-12-10 17:49:41 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Рубрики [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => RUBRIC [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 5 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => E [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 1593 ) [VALUE] => Array ( [0] => 97 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 97 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Рубрики [~DEFAULT_VALUE] => ) [GENRE] => Array ( [ID] => 5 [TIMESTAMP_X] => 2015-12-10 17:49:41 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Жанры [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => GENRE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 6 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => E [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Жанры [~DEFAULT_VALUE] => ) [COLUMNISTIC] => Array ( [ID] => 11 [TIMESTAMP_X] => 2015-12-14 17:37:41 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Является колумнистикой [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => COLUMNISTIC [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Является колумнистикой [~DEFAULT_VALUE] => ) [BY_CITY_HALL] => Array ( [ID] => 12 [TIMESTAMP_X] => 2015-12-16 15:44:10 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Является материалом мэрии [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => BY_CITY_HALL [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Является материалом мэрии [~DEFAULT_VALUE] => ) [BIG_INTERVIEW] => Array ( [ID] => 14 [TIMESTAMP_X] => 2015-12-18 17:22:53 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Является "Большим интервью" [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => BIG_INTERVIEW [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Является "Большим интервью" [~DEFAULT_VALUE] => ) [SECURE_IN_MAIN] => Array ( [ID] => 23 [TIMESTAMP_X] => 2016-04-13 12:49:30 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Закрепить в разделе "Главное" [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SECURE_IN_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Закрепить в разделе "Главное" [~DEFAULT_VALUE] => ) [V_LENTE] => Array ( [ID] => 24 [TIMESTAMP_X] => 2016-06-21 12:33:34 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Не отображать в ленте новостей [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => V_LENTE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Не отображать в ленте новостей [~DEFAULT_VALUE] => ) [PHOTOGRAPHER] => Array ( [ID] => 31 [TIMESTAMP_X] => 2016-07-05 15:26:25 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Фотографы [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PHOTOGRAPHER [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 4 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EList [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [size] => 1 [width] => 0 [group] => N [multiple] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Фотографы [~DEFAULT_VALUE] => ) [VAHNO] => Array ( [ID] => 41 [TIMESTAMP_X] => 2017-09-22 15:16:49 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Является важной новостью? [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VAHNO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Является важной новостью? [~DEFAULT_VALUE] => ) [RECLAMA] => Array ( [ID] => 42 [TIMESTAMP_X] => 2017-09-26 19:20:40 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Рекламировать новость? [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => RECLAMA [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Рекламировать новость? [~DEFAULT_VALUE] => ) [MORE_PHOTO] => Array ( [ID] => 43 [TIMESTAMP_X] => 2017-09-27 12:12:15 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Фотографии [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MORE_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => jpg [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => фото галерея для новости [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Фотографии [~DEFAULT_VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [AUTHOR] => Array ( [ID] => 3 [TIMESTAMP_X] => 2016-07-05 11:39:33 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Авторы [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => AUTHOR [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 4 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EList [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [size] => 1 [width] => 0 [group] => N [multiple] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 1590 ) [VALUE] => Array ( [0] => 106 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 106 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Авторы [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Сергей Попов [LINK_ELEMENT_VALUE] => ) ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 1 [~ID] => 1 [TIMESTAMP_X] => 18.10.2017 12:25:57 [~TIMESTAMP_X] => 18.10.2017 12:25:57 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [LID] => rx [~LID] => rx [CODE] => [~CODE] => [NAME] => Материалы [~NAME] => Материалы [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [LIST_PAGE_URL] => /content/ [~LIST_PAGE_URL] => /content/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/content/#ELEMENT_CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/content/#ELEMENT_CODE#/ [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/content/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/content/ [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [PICTURE] => [~PICTURE] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => html [~DESCRIPTION_TYPE] => html [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N [RSS_FILE_LIMIT] => 0 [~RSS_FILE_LIMIT] => 0 [RSS_FILE_DAYS] => 0 [~RSS_FILE_DAYS] => 0 [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [XML_ID] => [~XML_ID] => [TMP_ID] => 4cf680efb79bd555444e2d593c905dc2 [~TMP_ID] => 4cf680efb79bd555444e2d593c905dc2 [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => C [~LIST_MODE] => C [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => N [~SECTION_PROPERTY] => N [PROPERTY_INDEX] => N [~PROPERTY_INDEX] => N [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Элементы [~ELEMENTS_NAME] => Элементы [ELEMENT_NAME] => Элемент [~ELEMENT_NAME] => Элемент [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => gorcom36.ru [~SERVER_NAME] => gorcom36.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( ) ) [SECTION_URL] => [META_TAGS] => Array ( [TITLE] => Воронеж услышал воображаемый фольклор [ELEMENT_CHAIN] => Воронеж услышал воображаемый фольклор [BROWSER_TITLE] => [KEYWORDS] => [DESCRIPTION] => ) [AUTHORS] => Array ( [0] => Array ( [NAME] => Сергей Попов [DETAIL_PAGE_URL] => /author/sergey-popov/ [DISPLAY_PICTURE] => Array ( [src] => /upload/resize_cache/iblock/b59/91_91_2/b59a95f4113d046d657ee19a939a4fdc.jpg [width] => 91 [height] => 91 [size] => 7566 ) ) ) [MORE_PHOTO] => Array ( ) )
24.02.2016, 12:38
Изобретательным экспериментаторам Moscow Art Trio в прошлом году «стукнуло» четверть века. Их воронежский концерт, состоявшийся на днях в рамках осуществляемого компанией «Арт фолио» проекта «Джазовые сезоны», оказался озаглавлен незамысловато: «25 лет». Зато замысловатым вышло все остальное. В том числе – беседа с журналистами.

На вопросы представителей прессы отвечали все участники трио: Сергей Старостин, Михаил Альперин и Аркадий Шилклопер.
 
– Сергей, давно ли вы в последний раз были в фольклорной экспедиции? Насколько трудно сейчас найти в глубинке что-то новое?

С.С.: – Кто ищет, тот найдет. Пока жив народ – живет его культура. В какой форме – другой вопрос. Но я бы не стал предрекать смерти фольклорной традиции. Это все равно, что подписывать приговор народу. Воронежской области в этом смысле вообще грех жаловаться – ваш регион всегда был заповедником традиционной культуры, традиционной песни. Недаром именно у вас – одна из сильнейших фольклорных школ. Я имею в виду школу Галины Яковлевны Сысоевой. А в экспедициях как таковых я был уже довольно давно, но в другие тематические поездки все-таки иногда езжу.
 
– Стиль Moscow Art Trio иногда определяется как «воображаемый фольклор». Что означает этот термин?

М.А.: – В человеческой природе нет ничего важнее воображения. И, по-моему, вместо интеллекта человеку стоит фокусироваться именно на воображении. Генетически мы запрограммированы творить, создавать собственные миры и пространства. Поскольку каждый человек – уникален. У каждого уникальное воображение – от природы. Если мы научимся ему доверять через внутренний голос или интуицию – значит, все люди на Земле будут творить собственные миры. Все это – ответ на ваш вопрос. Воображаемый фольклор именно таков. Можно пойти дальше и вообразить себе рай, ад. Бог дал нам возможность мыслить и представлять.

– Сергей, вы как-то говорили, что у аутентичной песни есть две системы кодировки информации – ритмическая и тембральная. Современная же музыка – большей частью «квадратная»: песни подчинены простой структуре «куплет-припев-куплет-припев». Когда, по-вашему, начался подобный «примитивизм»?

С.С.: – Я не знаю, где точная временная граница. Думаю, серьезную коррективу в этом смысле внесло появление цифровых технологий. Бездушная «цифра» – штука весьма опасная, и с ней надо аккуратно себя вести. Уметь договариваться. И, кстати, фольклор не измеряется только упомянутыми двумя кодами. Там гораздо больше содержания, потому что это явление – очень личностное. Несмотря на то, что фольклор – сумма слагаемых. Он творится как бы по согласию всех. Но фольклор – не то, что стирает лицо человека. Наоборот, он проявляет личностную сущность.

М.А.: – Мы частенько говорили с Сергеем о том, что есть некая тайна. Фольклор якобы безличен: он предполагает свидетеля, а свидетельство всегда как бы безлично. Но почувствовать вечность может только личность. В раю мы будем тогда, когда единое поле сознания даст нам возможность забыть о собственной гордыне и раствориться в том, что принадлежит всем. Опять-таки, по согласию каждого. Заставить это сделать – невозможно. А фольклор – всего лишь модель подобного способа существования.
 
– Это то, о чем мечтали коммунисты?

М.А.: – В какой-то степени. Они просто не смогли понять, как это сделать. Идея-то была правильной. Рай на Земле возможен? Возможен. Но для этого нужно расширить сознание. До такой степени, чтобы ваше эго перестало вас интересовать. И тогда вы поймете, что такое фольклор. Он основан прежде всего на духовных практиках. Любой фольклор любой культуры мира основан на трансмедитативном погружении. Потому что оно – альтернатива уму. Понять это можно через медитации и молитвы. Поэтому не существует русского фольклора – это просто невозможно. Существует фольклор общемировой – с одними и теми же законами мироздания. Почему тогда мы используем русский язык? Да потому, что мы его хорошо знаем. А еще мы используем доречевую коммуникацию. Это то, что существовало еще до языка. Когда было исключительно воображение – и больше ничего.

– Moscow Art Trio существует уже более четверти века. Чем проект был для вас тогда, и что он означает для каждого из вас сейчас? Что изменилось за это время?

А.Ш.: – Началось-то все с дуэта. Мне сперва было трудно, потому что я пришел из академического мира – с его правилами и классическими паттернами. Тот музыкальный язык, который предложил Миша, мне тогда был незнаком. Нравилось то, что он делает, но я не понимал, как он это делает. Не знал ничего о его пути, о его опыте, о том, что он долго играл на молдавских свадьбах. И тогда понял, что должен тоже пройти подобный путь – молдавских свадеб не миновать. Причем меня интересовала не техническая сторона, а именно атмосфера, погружение. У Миши даже была идея спектакля «Джазовая свадьба по-молдавски»… 

Четыре года ушло на то, чтобы мы сделали программу и стали выступать. У слушателей был шок – в хорошем смысле. Пришли два русских еврея – и делают что-то такое, чего не делал никто до них. А Сережу Старостина мы встретили в Германии чуть позже. Тогда-то и поняли, что все мы, трое, родились друг для друга. Главное в жизни – осознать, что ты рожден для кого-то другого. Мы – семья. Нас Бог послал друг другу, чтобы мы стали духовной семьей. Изменилось ли что-нибудь за двадцать пять лет? Да каждый день все меняется! Чем дальше, тем больше осознаешь единство с твоими братьями.

Что касается концерта – он представлял собой исполнение двух авторских сюит, по одной в каждом отделении. Необычность произведений подчеркивалась не только оригинальной исполнительской манерой, но и палитрой используемых инструментов. Здесь и валторна, и альпийский рог, и дудочки, и всякие клавишные нестандартности. Фантазии – через край, но вся эта цветастость демонстрировалась только в рамках заданного вектора. Звучало нечто, вводящее в транс, апеллирующее к подсознательному и надличностному. Вряд ли такая музыка доступна для понимания всем, но из посетителей концерта точно никто не ушел таким же, каким приходил. А значит, музыканты достигли цели.
Автор:
Сергей
Попов
Смотреть все статьи
Читайте также:
Концентрация правды: заметки о Воронеже, русских и поляках вне политики из музея концлагеря «Аушвиц-Биркенау»
Подробно
Неузкий круг: в воронежском музее показывают отечественную классику позапрошлого века
Человеку, пытающемуся сформулировать для себя максимально точное определение живописи как вида изобразительного искусства, однозначно показано посещение выставочного зала художественного музея им. И.Н. Крамского.
вчера, 14:19.