Последние новости
Все новости
Пробки


#Культура

Воронеж услышал воображаемый фольклор

Array ( [SHOW_COUNTER] => 277 [~SHOW_COUNTER] => 277 [PROPERTY_RUBRIC_NAME] => Культура [~PROPERTY_RUBRIC_NAME] => Культура [PROPERTY_RUBRIC_CODE] => kulura [~PROPERTY_RUBRIC_CODE] => kulura [ID] => 230 [~ID] => 230 [NAME] => Воронеж услышал воображаемый фольклор [~NAME] => Воронеж услышал воображаемый фольклор [IBLOCK_ID] => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [DETAIL_TEXT] =>
Изобретательным экспериментаторам Moscow Art Trio в прошлом году «стукнуло» четверть века. Их воронежский концерт, состоявшийся на днях в рамках осуществляемого компанией «Арт фолио» проекта «Джазовые сезоны», оказался озаглавлен незамысловато: «25 лет». Зато замысловатым вышло все остальное. В том числе – беседа с журналистами.

На вопросы представителей прессы отвечали все участники трио: Сергей Старостин, Михаил Альперин и Аркадий Шилклопер.
 
– Сергей, давно ли вы в последний раз были в фольклорной экспедиции? Насколько трудно сейчас найти в глубинке что-то новое?

С.С.: – Кто ищет, тот найдет. Пока жив народ – живет его культура. В какой форме – другой вопрос. Но я бы не стал предрекать смерти фольклорной традиции. Это все равно, что подписывать приговор народу. Воронежской области в этом смысле вообще грех жаловаться – ваш регион всегда был заповедником традиционной культуры, традиционной песни. Недаром именно у вас – одна из сильнейших фольклорных школ. Я имею в виду школу Галины Яковлевны Сысоевой. А в экспедициях как таковых я был уже довольно давно, но в другие тематические поездки все-таки иногда езжу.
 
– Стиль Moscow Art Trio иногда определяется как «воображаемый фольклор». Что означает этот термин?

М.А.: – В человеческой природе нет ничего важнее воображения. И, по-моему, вместо интеллекта человеку стоит фокусироваться именно на воображении. Генетически мы запрограммированы творить, создавать собственные миры и пространства. Поскольку каждый человек – уникален. У каждого уникальное воображение – от природы. Если мы научимся ему доверять через внутренний голос или интуицию – значит, все люди на Земле будут творить собственные миры. Все это – ответ на ваш вопрос. Воображаемый фольклор именно таков. Можно пойти дальше и вообразить себе рай, ад. Бог дал нам возможность мыслить и представлять.

– Сергей, вы как-то говорили, что у аутентичной песни есть две системы кодировки информации – ритмическая и тембральная. Современная же музыка – большей частью «квадратная»: песни подчинены простой структуре «куплет-припев-куплет-припев». Когда, по-вашему, начался подобный «примитивизм»?

С.С.: – Я не знаю, где точная временная граница. Думаю, серьезную коррективу в этом смысле внесло появление цифровых технологий. Бездушная «цифра» – штука весьма опасная, и с ней надо аккуратно себя вести. Уметь договариваться. И, кстати, фольклор не измеряется только упомянутыми двумя кодами. Там гораздо больше содержания, потому что это явление – очень личностное. Несмотря на то, что фольклор – сумма слагаемых. Он творится как бы по согласию всех. Но фольклор – не то, что стирает лицо человека. Наоборот, он проявляет личностную сущность.

М.А.: – Мы частенько говорили с Сергеем о том, что есть некая тайна. Фольклор якобы безличен: он предполагает свидетеля, а свидетельство всегда как бы безлично. Но почувствовать вечность может только личность. В раю мы будем тогда, когда единое поле сознания даст нам возможность забыть о собственной гордыне и раствориться в том, что принадлежит всем. Опять-таки, по согласию каждого. Заставить это сделать – невозможно. А фольклор – всего лишь модель подобного способа существования.
 
– Это то, о чем мечтали коммунисты?

М.А.: – В какой-то степени. Они просто не смогли понять, как это сделать. Идея-то была правильной. Рай на Земле возможен? Возможен. Но для этого нужно расширить сознание. До такой степени, чтобы ваше эго перестало вас интересовать. И тогда вы поймете, что такое фольклор. Он основан прежде всего на духовных практиках. Любой фольклор любой культуры мира основан на трансмедитативном погружении. Потому что оно – альтернатива уму. Понять это можно через медитации и молитвы. Поэтому не существует русского фольклора – это просто невозможно. Существует фольклор общемировой – с одними и теми же законами мироздания. Почему тогда мы используем русский язык? Да потому, что мы его хорошо знаем. А еще мы используем доречевую коммуникацию. Это то, что существовало еще до языка. Когда было исключительно воображение – и больше ничего.

– Moscow Art Trio существует уже более четверти века. Чем проект был для вас тогда, и что он означает для каждого из вас сейчас? Что изменилось за это время?

А.Ш.: – Началось-то все с дуэта. Мне сперва было трудно, потому что я пришел из академического мира – с его правилами и классическими паттернами. Тот музыкальный язык, который предложил Миша, мне тогда был незнаком. Нравилось то, что он делает, но я не понимал, как он это делает. Не знал ничего о его пути, о его опыте, о том, что он долго играл на молдавских свадьбах. И тогда понял, что должен тоже пройти подобный путь – молдавских свадеб не миновать. Причем меня интересовала не техническая сторона, а именно атмосфера, погружение. У Миши даже была идея спектакля «Джазовая свадьба по-молдавски»… 

Четыре года ушло на то, чтобы мы сделали программу и стали выступать. У слушателей был шок – в хорошем смысле. Пришли два русских еврея – и делают что-то такое, чего не делал никто до них. А Сережу Старостина мы встретили в Германии чуть позже. Тогда-то и поняли, что все мы, трое, родились друг для друга. Главное в жизни – осознать, что ты рожден для кого-то другого. Мы – семья. Нас Бог послал друг другу, чтобы мы стали духовной семьей. Изменилось ли что-нибудь за двадцать пять лет? Да каждый день все меняется! Чем дальше, тем больше осознаешь единство с твоими братьями.

Что касается концерта – он представлял собой исполнение двух авторских сюит, по одной в каждом отделении. Необычность произведений подчеркивалась не только оригинальной исполнительской манерой, но и палитрой используемых инструментов. Здесь и валторна, и альпийский рог, и дудочки, и всякие клавишные нестандартности. Фантазии – через край, но вся эта цветастость демонстрировалась только в рамках заданного вектора. Звучало нечто, вводящее в транс, апеллирующее к подсознательному и надличностному. Вряд ли такая музыка доступна для понимания всем, но из посетителей концерта точно никто не ушел таким же, каким приходил. А значит, музыканты достигли цели.
[~DETAIL_TEXT] =>
Изобретательным экспериментаторам Moscow Art Trio в прошлом году «стукнуло» четверть века. Их воронежский концерт, состоявшийся на днях в рамках осуществляемого компанией «Арт фолио» проекта «Джазовые сезоны», оказался озаглавлен незамысловато: «25 лет». Зато замысловатым вышло все остальное. В том числе – беседа с журналистами.

На вопросы представителей прессы отвечали все участники трио: Сергей Старостин, Михаил Альперин и Аркадий Шилклопер.
 
– Сергей, давно ли вы в последний раз были в фольклорной экспедиции? Насколько трудно сейчас найти в глубинке что-то новое?

С.С.: – Кто ищет, тот найдет. Пока жив народ – живет его культура. В какой форме – другой вопрос. Но я бы не стал предрекать смерти фольклорной традиции. Это все равно, что подписывать приговор народу. Воронежской области в этом смысле вообще грех жаловаться – ваш регион всегда был заповедником традиционной культуры, традиционной песни. Недаром именно у вас – одна из сильнейших фольклорных школ. Я имею в виду школу Галины Яковлевны Сысоевой. А в экспедициях как таковых я был уже довольно давно, но в другие тематические поездки все-таки иногда езжу.
 
– Стиль Moscow Art Trio иногда определяется как «воображаемый фольклор». Что означает этот термин?

М.А.: – В человеческой природе нет ничего важнее воображения. И, по-моему, вместо интеллекта человеку стоит фокусироваться именно на воображении. Генетически мы запрограммированы творить, создавать собственные миры и пространства. Поскольку каждый человек – уникален. У каждого уникальное воображение – от природы. Если мы научимся ему доверять через внутренний голос или интуицию – значит, все люди на Земле будут творить собственные миры. Все это – ответ на ваш вопрос. Воображаемый фольклор именно таков. Можно пойти дальше и вообразить себе рай, ад. Бог дал нам возможность мыслить и представлять.

– Сергей, вы как-то говорили, что у аутентичной песни есть две системы кодировки информации – ритмическая и тембральная. Современная же музыка – большей частью «квадратная»: песни подчинены простой структуре «куплет-припев-куплет-припев». Когда, по-вашему, начался подобный «примитивизм»?

С.С.: – Я не знаю, где точная временная граница. Думаю, серьезную коррективу в этом смысле внесло появление цифровых технологий. Бездушная «цифра» – штука весьма опасная, и с ней надо аккуратно себя вести. Уметь договариваться. И, кстати, фольклор не измеряется только упомянутыми двумя кодами. Там гораздо больше содержания, потому что это явление – очень личностное. Несмотря на то, что фольклор – сумма слагаемых. Он творится как бы по согласию всех. Но фольклор – не то, что стирает лицо человека. Наоборот, он проявляет личностную сущность.

М.А.: – Мы частенько говорили с Сергеем о том, что есть некая тайна. Фольклор якобы безличен: он предполагает свидетеля, а свидетельство всегда как бы безлично. Но почувствовать вечность может только личность. В раю мы будем тогда, когда единое поле сознания даст нам возможность забыть о собственной гордыне и раствориться в том, что принадлежит всем. Опять-таки, по согласию каждого. Заставить это сделать – невозможно. А фольклор – всего лишь модель подобного способа существования.
 
– Это то, о чем мечтали коммунисты?

М.А.: – В какой-то степени. Они просто не смогли понять, как это сделать. Идея-то была правильной. Рай на Земле возможен? Возможен. Но для этого нужно расширить сознание. До такой степени, чтобы ваше эго перестало вас интересовать. И тогда вы поймете, что такое фольклор. Он основан прежде всего на духовных практиках. Любой фольклор любой культуры мира основан на трансмедитативном погружении. Потому что оно – альтернатива уму. Понять это можно через медитации и молитвы. Поэтому не существует русского фольклора – это просто невозможно. Существует фольклор общемировой – с одними и теми же законами мироздания. Почему тогда мы используем русский язык? Да потому, что мы его хорошо знаем. А еще мы используем доречевую коммуникацию. Это то, что существовало еще до языка. Когда было исключительно воображение – и больше ничего.

– Moscow Art Trio существует уже более четверти века. Чем проект был для вас тогда, и что он означает для каждого из вас сейчас? Что изменилось за это время?

А.Ш.: – Началось-то все с дуэта. Мне сперва было трудно, потому что я пришел из академического мира – с его правилами и классическими паттернами. Тот музыкальный язык, который предложил Миша, мне тогда был незнаком. Нравилось то, что он делает, но я не понимал, как он это делает. Не знал ничего о его пути, о его опыте, о том, что он долго играл на молдавских свадьбах. И тогда понял, что должен тоже пройти подобный путь – молдавских свадеб не миновать. Причем меня интересовала не техническая сторона, а именно атмосфера, погружение. У Миши даже была идея спектакля «Джазовая свадьба по-молдавски»… 

Четыре года ушло на то, чтобы мы сделали программу и стали выступать. У слушателей был шок – в хорошем смысле. Пришли два русских еврея – и делают что-то такое, чего не делал никто до них. А Сережу Старостина мы встретили в Германии чуть позже. Тогда-то и поняли, что все мы, трое, родились друг для друга. Главное в жизни – осознать, что ты рожден для кого-то другого. Мы – семья. Нас Бог послал друг другу, чтобы мы стали духовной семьей. Изменилось ли что-нибудь за двадцать пять лет? Да каждый день все меняется! Чем дальше, тем больше осознаешь единство с твоими братьями.

Что касается концерта – он представлял собой исполнение двух авторских сюит, по одной в каждом отделении. Необычность произведений подчеркивалась не только оригинальной исполнительской манерой, но и палитрой используемых инструментов. Здесь и валторна, и альпийский рог, и дудочки, и всякие клавишные нестандартности. Фантазии – через край, но вся эта цветастость демонстрировалась только в рамках заданного вектора. Звучало нечто, вводящее в транс, апеллирующее к подсознательному и надличностному. Вряд ли такая музыка доступна для понимания всем, но из посетителей концерта точно никто не ушел таким же, каким приходил. А значит, музыканты достигли цели.
[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => Изобретательным экспериментаторам Moscow Art Trio в прошлом году «стукнуло» четверть века. Их воронежский концерт, состоявшийся на днях в рамках осуществляемого компанией «Арт фолио» проекта «Джазовые сезоны», оказался озаглавлен незамысловато: «25 лет». Зато замысловатым вышло все остальное. В том числе – беседа с журналистами.
[~PREVIEW_TEXT] => Изобретательным экспериментаторам Moscow Art Trio в прошлом году «стукнуло» четверть века. Их воронежский концерт, состоявшийся на днях в рамках осуществляемого компанией «Арт фолио» проекта «Джазовые сезоны», оказался озаглавлен незамысловато: «25 лет». Зато замысловатым вышло все остальное. В том числе – беседа с журналистами. [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [DETAIL_PICTURE] => Array ( [ID] => 377 [TIMESTAMP_X] => 24.02.2016 12:41:18 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 450 [WIDTH] => 800 [FILE_SIZE] => 128920 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/620 [FILE_NAME] => 6207195d0bd4b53a721a4b66872e8d86.JPG [ORIGINAL_NAME] => IMG_6993.JPG [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 7737e856d4c177c0acede34b26c999f8 [~src] => [SRC] => /upload/iblock/620/6207195d0bd4b53a721a4b66872e8d86.JPG [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/620/6207195d0bd4b53a721a4b66872e8d86.JPG [SAFE_SRC] => /upload/iblock/620/6207195d0bd4b53a721a4b66872e8d86.JPG [ALT] => Воронеж услышал воображаемый фольклор [TITLE] => Воронеж услышал воображаемый фольклор ) [~DETAIL_PICTURE] => 377 [TIMESTAMP_X] => 24.02.2016 12:41:20 [~TIMESTAMP_X] => 24.02.2016 12:41:20 [ACTIVE_FROM] => 24.02.2016 12:38:00 [~ACTIVE_FROM] => 24.02.2016 12:38:00 [LIST_PAGE_URL] => /content/ [~LIST_PAGE_URL] => /content/ [DETAIL_PAGE_URL] => /content/voronezh-uslyshal-voobrazhaemyy-folklor/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /content/voronezh-uslyshal-voobrazhaemyy-folklor/ [LANG_DIR] => /site_rx/ [~LANG_DIR] => /site_rx/ [CODE] => voronezh-uslyshal-voobrazhaemyy-folklor [~CODE] => voronezh-uslyshal-voobrazhaemyy-folklor [EXTERNAL_ID] => 230 [~EXTERNAL_ID] => 230 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => [~IBLOCK_CODE] => [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => rx [~LID] => rx [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 24.02.2016, 12:38 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( [SHOW_COUNTER] => 277 ) [PROPERTIES] => Array ( [IN_MAIN] => Array ( [ID] => 1 [TIMESTAMP_X] => 2015-12-10 13:15:12 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Отображать в разделе "Главное" [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => IN_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 1592 [VALUE] => Y [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => Y [VALUE_XML_ID] => Y [VALUE_SORT] => 500 [VALUE_ENUM_ID] => 1 [~VALUE] => Y [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Отображать в разделе "Главное" [~DEFAULT_VALUE] => ) [SHOW_COUNT] => Array ( [ID] => 2 [TIMESTAMP_X] => 2015-12-14 17:39:03 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Количество просмотров [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SHOW_COUNT [DEFAULT_VALUE] => 0 [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 1589 [VALUE] => 0 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 0 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Количество просмотров [~DEFAULT_VALUE] => 0 ) [AUTHOR] => Array ( [ID] => 3 [TIMESTAMP_X] => 2016-07-05 11:39:33 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Авторы [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => AUTHOR [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 4 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EList [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [size] => 1 [width] => 0 [group] => N [multiple] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 1590 ) [VALUE] => Array ( [0] => 106 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 106 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Авторы [~DEFAULT_VALUE] => ) [RUBRIC] => Array ( [ID] => 4 [TIMESTAMP_X] => 2015-12-10 17:49:41 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Рубрики [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => RUBRIC [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 5 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => E [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 1593 ) [VALUE] => Array ( [0] => 97 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 97 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Рубрики [~DEFAULT_VALUE] => ) [GENRE] => Array ( [ID] => 5 [TIMESTAMP_X] => 2015-12-10 17:49:41 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Жанры [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => GENRE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 6 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => E [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Жанры [~DEFAULT_VALUE] => ) [COLUMNISTIC] => Array ( [ID] => 11 [TIMESTAMP_X] => 2015-12-14 17:37:41 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Является колумнистикой [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => COLUMNISTIC [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Является колумнистикой [~DEFAULT_VALUE] => ) [BY_CITY_HALL] => Array ( [ID] => 12 [TIMESTAMP_X] => 2015-12-16 15:44:10 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Является материалом мэрии [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => BY_CITY_HALL [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Является материалом мэрии [~DEFAULT_VALUE] => ) [BIG_INTERVIEW] => Array ( [ID] => 14 [TIMESTAMP_X] => 2015-12-18 17:22:53 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Является "Большим интервью" [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => BIG_INTERVIEW [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Является "Большим интервью" [~DEFAULT_VALUE] => ) [SECURE_IN_MAIN] => Array ( [ID] => 23 [TIMESTAMP_X] => 2016-04-13 12:49:30 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Закрепить в разделе "Главное" [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SECURE_IN_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Закрепить в разделе "Главное" [~DEFAULT_VALUE] => ) [V_LENTE] => Array ( [ID] => 24 [TIMESTAMP_X] => 2016-06-21 12:33:34 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Не отображать в ленте новостей [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => V_LENTE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Не отображать в ленте новостей [~DEFAULT_VALUE] => ) [PHOTOGRAPHER] => Array ( [ID] => 31 [TIMESTAMP_X] => 2016-07-05 15:26:25 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Фотографы [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PHOTOGRAPHER [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 4 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EList [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [size] => 1 [width] => 0 [group] => N [multiple] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Фотографы [~DEFAULT_VALUE] => ) [VAHNO] => Array ( [ID] => 41 [TIMESTAMP_X] => 2017-09-22 15:16:49 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Является важной новостью? [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VAHNO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Является важной новостью? [~DEFAULT_VALUE] => ) [RECLAMA] => Array ( [ID] => 42 [TIMESTAMP_X] => 2017-09-26 19:20:40 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Рекламировать новость? [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => RECLAMA [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Рекламировать новость? [~DEFAULT_VALUE] => ) [MORE_PHOTO] => Array ( [ID] => 43 [TIMESTAMP_X] => 2017-09-27 12:12:15 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Фотографии [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MORE_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => jpg [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => фото галерея для новости [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Фотографии [~DEFAULT_VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [AUTHOR] => Array ( [ID] => 3 [TIMESTAMP_X] => 2016-07-05 11:39:33 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Авторы [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => AUTHOR [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 4 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EList [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [size] => 1 [width] => 0 [group] => N [multiple] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 1590 ) [VALUE] => Array ( [0] => 106 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 106 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Авторы [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Сергей Попов [LINK_ELEMENT_VALUE] => ) ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 1 [~ID] => 1 [TIMESTAMP_X] => 18.10.2017 12:25:57 [~TIMESTAMP_X] => 18.10.2017 12:25:57 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [LID] => rx [~LID] => rx [CODE] => [~CODE] => [NAME] => Материалы [~NAME] => Материалы [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [LIST_PAGE_URL] => /content/ [~LIST_PAGE_URL] => /content/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/content/#ELEMENT_CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/content/#ELEMENT_CODE#/ [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/content/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/content/ [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [PICTURE] => [~PICTURE] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => html [~DESCRIPTION_TYPE] => html [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N [RSS_FILE_LIMIT] => 0 [~RSS_FILE_LIMIT] => 0 [RSS_FILE_DAYS] => 0 [~RSS_FILE_DAYS] => 0 [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [XML_ID] => [~XML_ID] => [TMP_ID] => 4cf680efb79bd555444e2d593c905dc2 [~TMP_ID] => 4cf680efb79bd555444e2d593c905dc2 [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => C [~LIST_MODE] => C [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => N [~SECTION_PROPERTY] => N [PROPERTY_INDEX] => N [~PROPERTY_INDEX] => N [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Элементы [~ELEMENTS_NAME] => Элементы [ELEMENT_NAME] => Элемент [~ELEMENT_NAME] => Элемент [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => gorcom36.ru [~SERVER_NAME] => gorcom36.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( ) ) [SECTION_URL] => [META_TAGS] => Array ( [TITLE] => Воронеж услышал воображаемый фольклор [ELEMENT_CHAIN] => Воронеж услышал воображаемый фольклор [BROWSER_TITLE] => [KEYWORDS] => [DESCRIPTION] => ) [AUTHORS] => Array ( [0] => Array ( [NAME] => Сергей Попов [DETAIL_PAGE_URL] => /author/sergey-popov/ [DISPLAY_PICTURE] => Array ( [src] => /upload/resize_cache/iblock/b59/91_91_2/b59a95f4113d046d657ee19a939a4fdc.jpg [width] => 91 [height] => 91 [size] => 7566 ) ) ) [MORE_PHOTO] => Array ( ) )
24.02.2016, 12:38
Изобретательным экспериментаторам Moscow Art Trio в прошлом году «стукнуло» четверть века. Их воронежский концерт, состоявшийся на днях в рамках осуществляемого компанией «Арт фолио» проекта «Джазовые сезоны», оказался озаглавлен незамысловато: «25 лет». Зато замысловатым вышло все остальное. В том числе – беседа с журналистами.

На вопросы представителей прессы отвечали все участники трио: Сергей Старостин, Михаил Альперин и Аркадий Шилклопер.
 
– Сергей, давно ли вы в последний раз были в фольклорной экспедиции? Насколько трудно сейчас найти в глубинке что-то новое?

С.С.: – Кто ищет, тот найдет. Пока жив народ – живет его культура. В какой форме – другой вопрос. Но я бы не стал предрекать смерти фольклорной традиции. Это все равно, что подписывать приговор народу. Воронежской области в этом смысле вообще грех жаловаться – ваш регион всегда был заповедником традиционной культуры, традиционной песни. Недаром именно у вас – одна из сильнейших фольклорных школ. Я имею в виду школу Галины Яковлевны Сысоевой. А в экспедициях как таковых я был уже довольно давно, но в другие тематические поездки все-таки иногда езжу.
 
– Стиль Moscow Art Trio иногда определяется как «воображаемый фольклор». Что означает этот термин?

М.А.: – В человеческой природе нет ничего важнее воображения. И, по-моему, вместо интеллекта человеку стоит фокусироваться именно на воображении. Генетически мы запрограммированы творить, создавать собственные миры и пространства. Поскольку каждый человек – уникален. У каждого уникальное воображение – от природы. Если мы научимся ему доверять через внутренний голос или интуицию – значит, все люди на Земле будут творить собственные миры. Все это – ответ на ваш вопрос. Воображаемый фольклор именно таков. Можно пойти дальше и вообразить себе рай, ад. Бог дал нам возможность мыслить и представлять.

– Сергей, вы как-то говорили, что у аутентичной песни есть две системы кодировки информации – ритмическая и тембральная. Современная же музыка – большей частью «квадратная»: песни подчинены простой структуре «куплет-припев-куплет-припев». Когда, по-вашему, начался подобный «примитивизм»?

С.С.: – Я не знаю, где точная временная граница. Думаю, серьезную коррективу в этом смысле внесло появление цифровых технологий. Бездушная «цифра» – штука весьма опасная, и с ней надо аккуратно себя вести. Уметь договариваться. И, кстати, фольклор не измеряется только упомянутыми двумя кодами. Там гораздо больше содержания, потому что это явление – очень личностное. Несмотря на то, что фольклор – сумма слагаемых. Он творится как бы по согласию всех. Но фольклор – не то, что стирает лицо человека. Наоборот, он проявляет личностную сущность.

М.А.: – Мы частенько говорили с Сергеем о том, что есть некая тайна. Фольклор якобы безличен: он предполагает свидетеля, а свидетельство всегда как бы безлично. Но почувствовать вечность может только личность. В раю мы будем тогда, когда единое поле сознания даст нам возможность забыть о собственной гордыне и раствориться в том, что принадлежит всем. Опять-таки, по согласию каждого. Заставить это сделать – невозможно. А фольклор – всего лишь модель подобного способа существования.
 
– Это то, о чем мечтали коммунисты?

М.А.: – В какой-то степени. Они просто не смогли понять, как это сделать. Идея-то была правильной. Рай на Земле возможен? Возможен. Но для этого нужно расширить сознание. До такой степени, чтобы ваше эго перестало вас интересовать. И тогда вы поймете, что такое фольклор. Он основан прежде всего на духовных практиках. Любой фольклор любой культуры мира основан на трансмедитативном погружении. Потому что оно – альтернатива уму. Понять это можно через медитации и молитвы. Поэтому не существует русского фольклора – это просто невозможно. Существует фольклор общемировой – с одними и теми же законами мироздания. Почему тогда мы используем русский язык? Да потому, что мы его хорошо знаем. А еще мы используем доречевую коммуникацию. Это то, что существовало еще до языка. Когда было исключительно воображение – и больше ничего.

– Moscow Art Trio существует уже более четверти века. Чем проект был для вас тогда, и что он означает для каждого из вас сейчас? Что изменилось за это время?

А.Ш.: – Началось-то все с дуэта. Мне сперва было трудно, потому что я пришел из академического мира – с его правилами и классическими паттернами. Тот музыкальный язык, который предложил Миша, мне тогда был незнаком. Нравилось то, что он делает, но я не понимал, как он это делает. Не знал ничего о его пути, о его опыте, о том, что он долго играл на молдавских свадьбах. И тогда понял, что должен тоже пройти подобный путь – молдавских свадеб не миновать. Причем меня интересовала не техническая сторона, а именно атмосфера, погружение. У Миши даже была идея спектакля «Джазовая свадьба по-молдавски»… 

Четыре года ушло на то, чтобы мы сделали программу и стали выступать. У слушателей был шок – в хорошем смысле. Пришли два русских еврея – и делают что-то такое, чего не делал никто до них. А Сережу Старостина мы встретили в Германии чуть позже. Тогда-то и поняли, что все мы, трое, родились друг для друга. Главное в жизни – осознать, что ты рожден для кого-то другого. Мы – семья. Нас Бог послал друг другу, чтобы мы стали духовной семьей. Изменилось ли что-нибудь за двадцать пять лет? Да каждый день все меняется! Чем дальше, тем больше осознаешь единство с твоими братьями.

Что касается концерта – он представлял собой исполнение двух авторских сюит, по одной в каждом отделении. Необычность произведений подчеркивалась не только оригинальной исполнительской манерой, но и палитрой используемых инструментов. Здесь и валторна, и альпийский рог, и дудочки, и всякие клавишные нестандартности. Фантазии – через край, но вся эта цветастость демонстрировалась только в рамках заданного вектора. Звучало нечто, вводящее в транс, апеллирующее к подсознательному и надличностному. Вряд ли такая музыка доступна для понимания всем, но из посетителей концерта точно никто не ушел таким же, каким приходил. А значит, музыканты достигли цели.
Автор:
Сергей
Попов
Смотреть все статьи
Читайте также:
Концентрация правды: заметки о Воронеже, русских и поляках вне политики из музея концлагеря «Аушвиц-Биркенау»
Подробно
Крис Норман: «В своей жизни я всегда в первую очередь руководствовался чувствами!»
На прошлой неделе в Воронеже побывала легенда мировой сцены - Крис Норман. Британский музыкант решил посетить столицу Черноземья первой, концерты в Москве и Питере состоялись уже после визита в Воронеж.
сегодня, 11:53.