Заморозка бензиновых цен, которую правительство РФ в ультимативной форме предложило участникам рынка, приобрела классические формы административной разнарядки. В федеральные СМИ случилась «утечка» материалов протокола совещания у вице-премьера Дмитрия Козака, где стороны подписались на фактическое госрегулирование цен на топливо. Причем для каждого субъекта есть свой административный рычажок, регулирующий тарифы в индивидуальном коридоре. Фиксация цен на бензины АИ-92 и АИ-95 и дизтопливо продлится до 31 марта 2019 года
Общий смысл соглашения прост: нефтекомпании обязались не превышать индикативный уровень цен при продажах с нефтебаз, иначе им грозят заградительными пошлинами на экспорт нефтепродуктов.
В свою очередь, антимонопольщики и налоговики обязались следить, чтобы отклонения цен в мелком опте не превышали 4% – темпа прогнозной инфляции. «Этот режим должен гарантировать лишь минимальную маржу независимым трейдерам», – утверждает «Коммерсант» со ссылкой на собственные источники.
Некоторую сложность для массового осознания адекватности принятых мер представляет то, что в табличном приложении к протоколу правительственного совещания указаны только мелкооптовые цены – именно они объединяют в ценовой госполитике и мелких торговцев, и топливных гигантов.
Но с помощью пары операций на калькуляторе нетрудно вывести ожидаемую чиновниками розничную цену. Для Воронежской области доведена разнарядка в 53 300 рублей за тонну 92-го бензина – это 1300 литров по цене 41 рубль за литр. При минимальной марже, сложившейся на АЗС в 2018 году (1 рубль на литр), получим розничную цену 42 руб./л (95-й бензин – примерно на 3 руб дороже). Цена, при которой мелкие заправщики будут плакаться на бедность и, по возможности, продавать свой бизнес более крупным игрокам.
Зато в ближайшие месяцы мы получим стабилизацию розницы на рынке.
Что будет после 31 марта? Возможно, сжатая пружина отложенного повышения распрямится и больно ударит по всем конечным покупателям. А возможно, федералы найдут ресурсы для того, чтобы и дальше поддерживать советское ценовое планирование в отдельно взятой отрасли.
Кстати, Воронежская область в этом режиме не окажется в числе самых дорогих регионов ЦЧР. Выше нас в таблице Тамбов и ценовой лидер Центрального федерального округа – Липецкая область. Зато Москва и Подмосковье окажутся дешевле – примерно на рубль.
Хотя многое будет зависеть от пресловутой «маржи» на среднестатистической автозаправке.
По последним (на 29 октября) данным Воронежстата, средняя цена на АИ-92 в регионе составляла 42,41 руб. По визуальным наблюдениям любителей, на некоторых заправках началось небольшое снижение цен.