2024-03-29

«Вокал – это тактильный жанр»: воронежский артист Алексей Тюхин – о концерте на самоизоляции, экзаменах в онлайне и швейном мастерстве

Творчество ушло в онлайн – артисты воронежских театров, несмотря на закрытие сезона, находят возможности порадовать зрителей своими талантами.

Творчество ушло в онлайн – артисты воронежских театров, несмотря на закрытие сезона, находят возможности порадовать зрителей своими талантами. Так, солист Воронежского театра оперы и балета Алексей Тюхин выступил в эфире Централизованной клубной системы (ЦКС) с часовым сольным концертом.

«Представлял, что зрители за камерой»

– Алексей, это ваш первый концерт в режиме самоизоляции и первый в виртуальном пространстве. Как оцениваете этот опыт?

– Зрители ждали этот концерт. Когда появилась афиша дня от ЦКС, поступило очень много комментариев от воронежцев, многие написали, что наконец-то они получат те эмоции, которых им не хватает из-за закрытия театра. Я с радостью пошел на такой эксперимент. Никаких технических сложностей – а концерт я давал на студии ЦКС – не возникло. Для меня не имеет значения, где выступать – на большой сцене перед залом или в маленьком помещении на камеру. Я просто представлял, что за камерой сидят мои зрители и на том конце меня слушают.

Я увидел, что это востребовано, и уже предложил сделать второй концерт по заявкам – неизвестно же, когда режим самоизоляции завершится.

– Сейчас, после дистанционной четверти, у учащихся творческих направлений идет экзаменационная пора, и многие, кто пока не выпускники, сдают экзамены через интернет. Можно ли опосредованно сдать творческий предмет?

– Я преподаю в музыкальном училище, и нам приходится работать в таком формате. Дети самостоятельно подыгрывают себе на фортепиано или исполняют свою партию под минус, записывают выступление на видео. Отсмотрев, я даю им свои рекомендации, делаю замечания, говорю, что нужно поправить, и ребята записывают еще дубль за дублем, пока я не получу желаемого результата. Ну, хотя бы так. Но вокал – это тактильный жанр, потому что нужно следить за дыханием, постановкой тела, корпуса, это колоссальная мышечная работа и так далее. К сожалению, все это проверить сейчас невозможно, но, чтобы не терять тех навыков, которые были приобретены, конечно, приходится заниматься таким образом.

После балета – в вокалисты

– Вы в десятом классе впервые попали на постановку в театр. Как вы поняли, что хотите связать с ним жизнь?

– Я с детства пел, а в школе участвовал в художественной самодеятельности. Я пел, пел, пел и только потом попал в театр, причем увидел сначала балет. Театр поразил меня красотой, масштабами, возвышенностью, атмосферностью. Эта красивая картинка меня просто заворожила. Но и тогда я не сразу понял, что буду здесь работать. Просто когда я окончил школу, принял решение пойти учиться петь, только в студенческие годы я поставил себе задачу попасть в театр.

– В каких ситуациях вы полнее чувствуете жизнь – когда все идет по плану или при форс-мажорных обстоятельствах?

– Я Козерог, а у этого знака зодиака всегда все распланировано, поэтому я люблю, когда все с точностью продумано, когда все на своих местах. И неважно, готовишь ли ты концертную программу или делаешь ремонт. Главное – заранее продумать план действий, тогда получишь желаемый результат. Сумбур или всплеск могут быть яркими и интересными, но в дальнейшем показать себя не так, как я бы этого хотел. Чтобы получить качественный результат, мы должны действовать планомерно. Многие свои планы на будущий день я вижу во сне. И если они смещаются хотя бы на 15 минут, начинаю волноваться. Но я работаю в театре, и здесь, конечно, случаются всякие непредвиденные ситуации – рвутся костюмы, ломается реквизит, партнеры забывают слова, и ты стараешься все это исправить, а коллеге подсказать.

– Вы сами шьете костюмы. Это как раз следствие какого-то форс-мажора или, может быть, хобби?

– Когда я учился в институте, один профессор сказал: «Вокалиста должно быть видно издалека». Если ты скромно стоишь в сторонке, ты просто скромно стоишь в сторонке, а тебе нужно работать на виду. Я понял, что на сцене нужно быть самым видимым, самым ярким. Когда ты сам участвуешь в создании костюма, в котором будешь выходить на сцену, ты его сделаешь, во-первых, удобным для себя, во-вторых, он будет соответствовать твоему видению. Для спектакля «Здрасьте, я Ваша тетя!» я делал, например, какие-то блестящие нашивки для шляпы, сам мастерил веер и стразами обклеивал туфли.

И у меня уже столько разных ролей (смеется), начиная от комедийных импровизаций и заканчивая серьезными военными темами. Очень большой разброс героев, и я стараюсь быть везде разным, потому что не могут же быть похожи и принц, и бродяга (опера «Умница»), и военный человек (спектакли «Василий Теркин» и «Севастопольский вальс»). Всегда есть опорные точки, и я играю себя в определенных условиях. Бродяги в «Умнице» получились такими, что зрители приходили нередко, чтобы посмотреть именно на них. А Василия Теркина я не стремился делать по каким-то военным канонам, с военной выправкой, потому что на войну тогда уходили все, это мог быть любой человек. Теркин был веселым по жизни и не строил из себя солдата, ему это не надо было, он поднимал боевой дух армии именно через свою легкость и позитив.

Ирина ЛАЗАРЕВА

Фото из архива театра
оперы и балета

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ