Прошедшие выборы уходят все дальше в прошлое – новые депутаты уже вполне освоились в Госдуме, успели перезнакомиться с коллегами и начать диалог с бывшими соперниками по кампании. Значит, самое время подвести финансовые итоги прошедшей гонки. Сколько средств партии и отдельные кандидаты вложили в выборы? Кто из кандидатов потратился на агитацию больше всех, а кому победа досталась почти «даром», выяснял корреспондент «Горкома».
Соблюдая пропорции
Госдума VII созыва, как известно, сформирована по смешанной системе: половину из 450 мест в нижней палате российского парламента получили политики, победившие в одномандатных округах, а остальные 225 кресел заняли представители партий, преодолевших 5-процентный барьер по итогам голосования.
Напомним, что Воронежская область существенно сократила свое представительство в обновленной Госдуме: собственных выдвиженцев-списочников, в частности, лишились сразу два реготделения партий – ЛДПР и «Справедливая Россия». КПРФ смогла сохранить только один мандат, да и результат «Единой России» выглядит не столь впечатляюще: пройти в число законотворцев по спискам удалось лишь двум парламентариям, которых хотя бы условно можно назвать воронежскими – бывшему замгендиректора ВГТРК Евгению Ревенко и председателю областного профсоюза работников здравоохранения Татьяне Сапрыкиной.
Всего в выборах участвовали 14 партий, однако финансовые отчеты в облизбирком предоставили только шестеро из них. И если сравнивать итоги голосования с объемами средств, потраченных партийцами на избирательную кампанию, то назвать эти затраты эффективными довольно сложно.
В партийном «рейтинге» региональным лидером по расходам, согласно опубликованным сведениям на сайте воронежского облизбиркома, стала «Единая Россия» – ее «выборные» затраты составили 33,1 млн руб. Большую часть средств – 17,5 млн – на кампанию выделило реготделение партии, однако и пожертвования принесли партийцам значительную финансовую подпитку – различные юрлица (к сожалению, список спонсоров в формуляре облизбиркома не приводится) внесли на счет ЕР 14,35 млн руб., а граждане добавили еще 1,25 млн.
На втором месте по уровню расходов в регионе оказалась «Справедливая Россия» - в фонд партийцев поступило 12,5 млн руб. от компаний, решивших поддержать «эсэров». Однако реальные расходы справороссов составили 9,5 млн – еще 3 млн руб. партия вернула юрлицам, которым было запрещено делать пожертвования, или - не указавшим при переводе средств какие-то обязательные сведения.
Замкнула тройку лидеров по затратам на избирательную кампанию КПРФ – воронежскому обкому она обошлась в 5,822 млн руб. Кстати, основную часть средств для политической борьбы коммунистам предоставили жертвователи-граждане – 3,841 млн, а из собственных средств КПРФ выделила 1,981 млн руб.
Реготделение «Патриотов России» вложило в кампанию 2,085 млн руб., причем львиную долю финансирования кампании «взяли на себя» юрлица, внесшие на счет партии 1,88 млн руб. А ЛДПР провела выборы исключительно за счет собственных средств – фонд либерал-демократов составил только 0,503 млн руб. Самыми скромными (из отчитавшихся объединений) оказались расходы воронежского реготделения «Партии роста» - всего 0,24 млн руб., причем всю сумму политики получили в виде пожертвований от граждан.
Захватить телевидение, радио…
На что же партийцы потратили свою предвыборные бюджеты? Вариантов, судя по сведениям облизбиркома, не слишком много. Понятно, что основные расходы политиков были связаны с изготовлением и распространением агитматериалов – различных плакатов, листовок и буклетов. Объем выделенных на эти цели средств существенно разнится: если в бюджете «Единой России» на агитки было предусмотрено 25,664 млн руб., то у СР по данной статье расходов прошло 3,178 млн, а у КПРФ и «Патриотов России», плакаты которых еще кое-где висят по городу, - еще меньше (2,425 и 1,884 млн руб. соответственно). А вот ЛДПР, согласно отчету, не потратила на «агитмакулатуру» ни копейки.
Немалая часть средств из фондов перекочевала в бюджеты телерадиокомпаний – этот вид агитации многие наблюдатели до сих пор считают одним из наиболее эффективных в регионе. Разброс сумм в данном случае также впечатляет: от 3,395 млн руб. у КПРФ и 1,885 млн руб. у ЕР до 0 руб. – у остальных партий.
Если говорить о предпочтениях партий, то «Патриоты России» направили 79,8 тыс. руб. на агитацию в печатных изданиях, а у «Партии роста» по той же строке прошло всего 6 тыс. руб. А основные расходы реготделения ЛДПР (400 тыс. руб.) были связаны с оплатой «других услуг, предоставленных гражданами или юрлицами по договорам». Какие работы для нужд партийцев выполняли эти компании или отдельные специалисты, в отчете не расшифровывается.
Один в поле – воин
Помимо «списочников», Воронежская область делегировала в состав Госдумы четырех кандидатов, победивших в одномандатных округах на территории региона. В Воронежском округе (№88) лидером голосования, а затем и депутатом, стал основатель холдинга «Молвест» Аркадий Пономарев, а второе место досталось его коллеге по нижней палате парламента, коммунисту Сергею Гаврилову. В полном соответствии с итогами голосования находятся и затраты кандидатов. Так, избирательный фонд Аркадия Пономарева насчитывал 11,3 млн руб. (все средства – из пожертвований юрлиц), а в распоряжении выдвиженца КПРФ было 5,69 млн руб. (собственные финансы кандидата или партии).
В соседнем, 88-м округе, депутатский мандат получил ветеран Госдумы, воронежский бизнесмен Сергей Чижов – по итогам голосования он заручился поддержкой 57,41% пришедших на выборы избирателей. Ближайший конкурент – коммунист Андрей Померанцев – набрал только 14,76% голосов. Однако назвать сопоставимыми и расходы оппонентов сложно: если единоросс потратил на кампанию 4,918 млн руб. (за счет пожертвований юрлиц), то коммунист – 120,34 тыс. руб., причем, львиная часть этой суммы – средства выдвинувшей его партии. Кстати, кандидат от ЛДПР, депутат облдумы Александр Овсянников оперировал на выборах фондом в размере 300 тыс. руб. – в 2,5 раза большим, чем у Померанцева – однако политических дивидендов эти средства ему так и не принесли.
В округе №89 самые большие расходы – у победителя гонки, лидера партии «Родина» Алексея Журавлева. В проведение кампании кандидат вложил 6,815 млн руб. (в основном средства партии). Ближайший соперник депутата Госдумы, вице-спикер Воронежской облдумы Сергей Рудаков (КПРФ) потратил 961,477 тыс. руб. (причем львиная часть фонда – деньги обкома или самого претендента).
А в единственном «сельском» округе региона, №90, победитель кампании Андрей Марков вложил в гонку значительно меньше средств, чем ее финансовый лидер – выдвиженец «Патриотов России», бывший владелец «Павловскгранита» Сергей Пойманов. Для сравнения: в фонде бизнесмена находилось 7,198 млн руб., а в распоряжении единоросса – 1,8 млн.
Таким образом, голосование показало, что деньги решают не все, а победа не достается богатейшему. По крайней мере, так случается не всегда.
Кстати
Только на округе №89 нашлись кандидаты, которые не отчитались о расходовании своих предвыборных фондов – это представительница «Экологической партии «Зеленые» Валентина Боброва и выдвиженец от «Гражданской силы» Алексей Ковтун.
В одномандатных округах 14 кандидатов (помимо двух, не отчитавшихся) не потратили на проведение кампании ни копейки.